В конце мая скоростные электропоезда «Ласточка» производства завода «Уральские локомотивы» (Верхняя Пышма, совместное предприятие Группы Синара и немецкого концерна Siemens AG) начали курсировать в очередном российском регионе — Калининградской области. Производство скоростных электропоездов и подвижного состава, работающего на газовом топливе, имеет в России колоссальные перспективы, убежден генеральный директор Группы Синара Михаил Ходоровский.
— Михаил Яковлевич, какие финансовые результаты показала Группа Синара за 2017 год?
— В 2017 году достигнута хорошая динамика по сравнению с предыдущим годом. Значителен рост выручки — более 124 млрд рублей, на 55% выше 2016 года. Показатель EBITDA — около 8,5 млрд рублей, что в два раза выше, чем в предыдущем году.
Такая динамика позволила Группе Синара существенно продвинуться в рейтинге частных компаний России. Эти результаты связаны с расширением спектра бизнесов и наращиванием объемов деятельности по существующим дивизионам.
Сообщить поездам ускорение
— Скоростные электропоезда «Ласточка», производимые на заводе «Уральские локомотивы», хорошо себя зарекомендовали в Свердловской области, Сочи, Москве, Подмосковье. В каких еще регионах планируется их использование в ближайшее время?
— География постоянно расширяется. На сегодняшний день «Ласточки» от «Уральских локомотивов» можно встретить на маршрутах, кроме перечисленных, Ленинградской, Ивановской, Курской, Орловской и Калининградской областей.
В 2016 году наши поезда начали работать на Московском центральном кольце (МЦК). Это один из самых знаковых проектов, и «Ласточки» отлично себя зарекомендовали, показав все лучшие качества российского подвижного состава — надежность, комфорт и безопасность. К примеру, в мае 2018 года на МЦК «Ласточки» перевезли 10,8 млн пассажиров, а всего с начала года уральскими поездами воспользовались 50,2 млн пассажиров, что на 22,5% больше соответствующего периода прошлого года.
Благодаря появлению в линейке продукции предприятия межрегионального электропоезда повышенной комфортности «Ласточка-Премиум» стала возможна эксплуатация российских скоростных электропоездов на расстояния до 500 км. Именно поезда повышенной комфортности соединили направления от Москвы до Иваново, Орла и Курска. В ближайшие месяцы возможно открытие направления Санкт-Петербург — Псков.
— Сколько произведено «Ласточек» заводом «Уральские локомотивы» в 2017 году? Каковы производственные планы на текущий год?
— В 2017 году «Уральские локомотивы» выпустили 35 скоростных пятивагонных «Ласточек», всего с 2014 года произведено более сотни электропоездов. В 2018 году завод изготовит 200 вагонов электропоезда «Ласточка», и это означает практически полное освоение проектной мощности производственного комплекса. Одним из приоритетов 2018 года является работа над развитием межрегиональной линейки и мультисистемных модификаций.
— Руководство «Уральских локомотивов» говорило о возможности производства пассажирских и грузовых поездов для проектируемой грузопассажирской высокоскоростной магистрали «Евразия» со скоростями до 300 — 400 км/ч. Начались ли уже конкретные переговоры на эту тему? Каких объемов инвестиций потребует организация производства поездов для ВСМ?
— У завода «Уральские локомотивы» возможности по выпуску современного подвижного состава, в том числе высокоскоростного, закладывались еще на этапе проектирования нового производственного комплекса. Сегодня создана уникальная производственная база, освоены необходимые технологии, сформирован коллектив профессионалов, обладающих нужными компетенциями. Например, производство кузовов вагонов из алюминиевого профиля, сварка алюминия, производство тележек для скоростного подвижного состава на данный момент в России реализовано только на нашем предприятии в Верхней Пышме. На этой площадке можно в кратчайшие сроки организовать выпуск высокоскоростного подвижного состава. Безусловно, это повлечет за собой и дополнительное финансирование. Правда, пока не готовы озвучивать объем инвестиции, поскольку нет четкого понимания по потенциальному заказу и сроках его исполнения.
Маневры с локомотивами
— Расскажите об экспортном потенциале производимых Группой Синара электровозов и тепловозов. Ограничивается ли это направление Кубой?
— Холдинг «Синара — Транспортные Машины» (СТМ) поставляет железнодорожную технику не только на Кубу. Потенциал продвижения продукции СТМ на международном рынке гораздо шире. Если говорить об итогах 2017 года, то около 20% маневровых локомотивов и путевых машин холдинга отправлены на экспорт. Основные направления развития экспорта — Африка и Азиатско-Тихоокеанский регион, наиболее приоритетное — страны Латинской Америки.
Но вы правы, сотрудничество с Кубой стало одним из самых значимых международных проектов. По условиям договора, СТМ обеспечит до 2021 года поставки на Кубу 75 маневровых тепловозов. Кроме того, специалисты холдинга обучают кубинских сотрудников, содействуют в организации сервисного обслуживания.
Что касается ближнего зарубежья, наши тепловозы можно встретить в железнодорожном парке компаний таких стран, как Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Белоруссия.
Экспортный рынок сбыта путевой техники и гидроприводов, выпускаемых СТМ, также весьма обширен. В референс-лист холдинга входят предприятия Индии, Пакистана, Сербии, Мозамбика. В данное время ведем переговоры о поставках путевых машин для Аргентины и других стран Южной Америки. Это, несомненно, перспективный рынок.
— На ПМЭФ-2018 подписан договор на поставку маневровых газотепловозов для Газпромтранса, «дочки» Газпрома. Каковы дальнейшие перспективы сотрудничества Синары с российскими компаниями ТЭК?
— Группа Синара заинтересована в развитии сотрудничества с российскими компаниями топливно-энергетического комплекса. Холдинг «СТМ» активно участвует в реализации решений государственной программы Российской Федерации «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте и техникой специального назначения».
В частности на Свердловской железной дороге в опытной эксплуатации находится современный магистральный газотурбовоз ГТ1h мощностью 8500 кВт, выпущенный Людиновским тепловозостроительным заводом (входит в СТМ).
Решение РЖД о расширении полигона использования газотурбовозов в восточном направлении между станциями Войновка — Тобольск — Сургут с перспективой выхода на строящийся Северный широтный ход дает хорошие перспективы серийному производству ГТ1h. По оценке экспертов, потребность в магистральных газотурбовозах на данном направлении — более 50 единиц.
На Петербургском международном экономическом форуме нами заключен договор на поставку 24 газомоторных локомотивов. Это «тяжелый», предназначенный для маневрово-вывозной работы восьмиосный газотурбинный тепловоз ГТЭМ1 с применением двух газовых турбин и «легкий» четырехосный маневровый тепловоз ТЭМГ1 с применением двух газопоршневых двигателей. В числе преимуществ этой техники — снижение затрат на топливо на 30 — 40%, отсутствие необходимости дозаправки в течение пяти суток, экономия средств на проведение планового технического обслуживания. И еще одно важное обстоятельство — существенное уменьшение уровня выбросов вредных веществ.
Помимо выпуска локомотивов, СТМ также рассматривает возможность производства газопоршневых станций мощностью 1 МВт для применения на газовых и нефтяных месторождениях в качестве источников питания. Достигнуты договоренности о разработке таких станций на базе нового семейства двигателей ДМ-185. Так что сотрудничество с компаниями ТЭК развивается, и перспективы достаточно серьезны.
Электровозы умнеют
— Какие цифровые технологии внедряются на ваших машиностроительных предприятиях?
— Интеграция подвижного состава в эту среду открывает новые уровни надежности и безопасности. Для наших предприятий, выпускающих подвижной состав, это самые приоритетные задачи. Объемы данных, получаемые и анализируемые при помощи современных систем управления, не только оптимизируют систему обслуживания подвижного состава, но и позволяют внедрять методы автоматического управления эксплуатацией.
На «Уральских локомотивах» уже в течение ряда лет выпускается «умный» подвижной состав. Во все электровозы и электропоезда интегрированы автоматизированные и автоматические системы управления. Они объединяют диагностику, автоведение и глобальное позиционирование GPS/GLONASS с двухсторонней связью. Системы безопасности электровозов умеют автоматически тормозить состав при превышении скорости, допустимой на определенном участке, способны сами выбрать вид торможения в зависимости от ситуации, принять и обработать информацию о сигнале светофора. Также в новом подвижном составе предусмотрены функции расширенной самодиагностики и телемеханического контроля бдительности машиниста.
При помощи специально разработанной программы «УЛ-Сервис» диагностические данные (около 700 параметров) о каждой единице подвижного состава поступают на предприятие в режиме онлайн. Эти параметры обновляются ежесекундно и передаются не только в диспетчерскую завода, но и в РЖД, и в сервисную компанию. Это позволяет оперативно оценивать состояние электровоза или электропоезда и в случае необходимости корректировать их обслуживание.
Цифровые технологии максимально реализуются на МЦК, где эксплуатируются уральские «Ласточки». Начиная с поезда № 045, на них устанавливается современная российская система управления и диагностики, применение которой позволило интегрировать ряд периферийных модулей, обеспечивающих управление тормозами, микроклиматом, системой видеоинформирования пассажиров и работу входных дверей. Кроме того, за счет этого удалось осуществить подготовку к выпуску поездов с гибкой составностью от пяти до двенадцати вагонов в зависимости от пассажиропотока.
Уже сейчас на «Уральских локомотивах» прорабатывается система автоведения для электропоездов «Ласточка», она особенно востребована при введении четырехминутного интервала их движения в часы пик на МЦК.
В холдинге «СТМ» осуществлен большой объем работ, охватывающих основные виды деятельности: это разработка новой продукции, собственно производственные процессы и сервисное обслуживание железнодорожной техники.
Если говорить о новых моделях подвижного состава, то основная задача цифровизации — ускорить и упростить процесс разработки. Речь идет о его виртуализации посредством создания цифрового двойника. В результате сокращается время вывода продукции в серийное производство и снижается стоимость разработки нового локомотива.
При создании цифровых моделей наших производственных площадок мы намерены оптимизировать работу с конструкторской документацией, оценить влияние различных факторов (режим работы станочного парка, вариативность поставок и др.) на выполнение контрактов и сроков заказов, а также затрат на производство.
С точки зрения сервисного обслуживания локомотивов (это деятельность компании «СТМ-Сервис») цифровые технологии обеспечивают создание единой информационной системы, в которой аккумулируется информация о параметрах эксплуатации и режимах работы машин. На основе этих данных осуществляется предиктивная диагностика, которая позволяет прогнозировать события и предотвращать возможные проблемы. Преимущества очевидны: увеличение коэффициента технической готовности локомотива, более точное планирование ремонтных мощностей и объемов запчастей.
Технологии и изменения, которые сегодня мы реализуем вместе с РЖД, создавая современный подвижной состав, — это уже шаг в будущее. Однако просто оснастить новые машины передовыми технологиями и ИТ-решениями недостаточно. Чтобы получить максимальную эффективность их использования, необходимо продолжать работу: обучать персонал, модернизировать инфраструктуру, создавать нормативную базу, регламентирующую организацию движения локомотивов при внедрении безлюдных технологий.