С прицелом на экспорт

Татьяна Мансурова
2 июля 2018, 00:00

Тюменская область сформировала эффективную систему поддержки бизнеса, ориентированного на глобальные рынки

Антон Машуков: «Готовится к реализации крупный проект, предполагающий создание в Тюменской области экспортного производства решений для “нейронных городов”, основанных на технологиях искусственного интеллекта»
Читайте Monocle.ru в

Тюменский экспорт в первом квартале 2018 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 11,5%, приводит данные Уральское таможенное управление. Поставки в страны дальнего зарубежья выросли на 10,2% до 713,4 млн долларов, экспорт в страны СНГ прибавил 26,1% и достиг 72,9 млн долларов. Хорошую динамику показали поставки продукции химической промышленности, древесины и целлюлозно-бумажных изделий. Главные импортеры — Нидерланды, Франция, Швеция, Польша, Бельгия, Великобритания, Беларусь, Финляндия. Внешнеторговый оборот региона в первом квартале составил 1133,6 млн долларов, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года — плюс 27,2%.

Укреплению экспортного потенциала региона способствуют меры поддержки экспортеров, принятые правительством Тюменской области: консультационные услуги регионального Центра поддержки экспорта, обучение по образовательной программе Российского экспортного центра (РЭЦ), разработка мероприятий по выходу на экспорт предприятий различных отраслей промышленности, организация въездных и выездных международных мероприятий, форумов, бизнес-миссий.

Благодаря комплексному подходу удалось почти в два раза увеличить количество ИT-компаний, зарегистрированных в Тюменской области: сейчас их более 80, это позволило создать около 500 рабочих мест и способствует удержанию в регионе высококлассных специалистов.

О программе развития экспорта и поддержке компаний в ИТ-сфере «Э-У» попросил рассказать заместителя директора департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Антона Машукова.

Модель полного аутсорсинга

— Антон Андреевич, как стимулировать компании экспортировать продукцию? Кому нужно помогать в первую очередь и чего боятся начинающие экспортеры?

— Понятно, что такие компании, как Сибур, Антипинский НПЗ, Фанерный комбинат, — флагманы экспортной деятельности Тюменской области, они в нашей помощи не нуждаются. При этом значительный объем малых и средних предприятий работает в перспективных для экспорта отраслях, которые стали основой региональной программы экспорта: это пищевая промышленность, АПК, деревообработка, нефтегазовое оборудование и нефтесервис, строительные материалы, нефтегазохимия, а также оказывает услуги — медицинские, туристические, образовательные, инжиниринговые и ИT.

Предприниматели больше всего боятся вопросов о возврате НДС и логистике. В действительности самый сложный вопрос — какой у тебя продукт, куда ты с ним пойдешь и как будешь с этим продуктом на новой территории себя вести. Технические вопросы, связанные с логистикой, сертификатами, валютным и таможенным контролем, решаемы, но предприятия до определенных масштабов не готовы отвлекать на это организационные, кадровые и финансовые ресурсы. Частично этот вопрос закрывается за счет компаний-перекупщиков, формирующих свою добавочную стоимость умением находить партнеров и продавать за рубеж. Зачастую производитель не знает о том, что его продукция продается и даже пользуется успехом в другой стране.

Учитывая то, что предприятия уже привыкли к подобному положению вещей, единственный способ вовлечь и научить их самостоятельно заниматься экспортом — это на первое время (в нашем случае программа рассчитана на три года) обеспечить им наиболее полный комплекс услуг, позволяющий не отвлекаться от основной деятельности. Затем, отработав экспортные механизмы на каждом таком предприятии, научив специалистов, мы можем предоставить им возможность заниматься этим самостоятельно. По факту та модель, которую мы сейчас реализуем на базе Центра поддержки экспорта и Торгово-промышленной палаты, — это модель полного аутсорсинга, когда предприятие по большому счету должно произвести продукцию, предоставить информацию о своем товаре и обозначить цену, а дальше весь процесс поставки от начала до конца сопровождается Центром поддержки экспорта и ТПП.

— Назовите ключевые направления программы развития и поддержки экспорта.

— Есть три основных блока. Первый большой блок предполагает значительную активизацию выездных мероприятий: участие предприятий в выставках, бизнес-миссиях и так далее. В этом году таких мероприятий запланировано 26, из них десять — международные. Большая часть выездных мероприятий уже проведена. При этом надо уточнить, что мы не просто вывозим представителей предприятий и образцы товара на выставку. Мы проделываем огромную предварительную работу: за месяц до выставки на место приезжает человек, который ищет партнеров, потенциальных посетителей выставки, проговаривает заранее основные моменты сделки. Тем самым мы радикально сокращаем временной лаг между первым знакомством и этапом проведения переговоров, готовим возможность получать результаты не через полгода-год, а на значительно более короткой дистанции.

Второй значительный блок — все, что связано с привлечением к работе с экспортными сделками внешних консультантов, которые знают особенности валютного и таможенного законодательства, сертификации на конкретном рынке, специфику азиатских и европейских стран, обладают опытом организации сложных логистических цепочек. Предприятия обращаются к нам, мы находим и оплачиваем специалистов, которые могут этот вопрос решить, и они уже занимаются оказанием услуг этому предприятию.

Третий блок программы — образовательный. Как я уже сказал, через несколько лет на предприятиях должны появиться специалисты, которые сами могут организовать и сопроводить экспорт товаров и услуг. В рамках образовательного проекта есть несколько направлений. Это краткосрочные курсы, проводимые совместно с РЭЦ, где мы обучаем руководителей и специалистов предприятий, действующих и потенциальных экспортеров основам экспортного маркетинга, таможенного права, поиску партнеров, логистике. Кроме того, мы работаем с учреждениями высшего и среднего профессионального образования. С 1 сентября 2018 года на двух специальностях в Тюменском государственном университете, «таможенное дело» и «мировая экономика», появится курс экспортного менеджмента. Курс будет вестись в течение двух семестров, занятия организованы с участием наших специалистов, представителей предприятий-экспортеров.

Точки присутствия

— С какими из иностранных государств, на ваш взгляд, удалось наладить наиболее взаимовыгодные и эффективные отношения? Какие страны занимают активную позицию на тюменском рынке?

— Мы продолжаем сотрудничать с европейскими партнерами, остаются в зоне наших интересов страны СНГ, а с точки зрения развития контактов приоритеты области связаны с Азиатско-Тихоокеанским регионом: Индией, Японией, Кореей, Китаем, Вьетнамом и странами Ближнего Востока.

Отдельного упоминания стоит практика работы с КНР. На сегодняшний день в Китае работает постоянный представитель Тюменской области, задача которого искать парт­неров, изучать рынок, смотреть, какие ниши свободны, какие продукты востребованы, вести переговоры. Он получает от нас образцы продукции, каталоги, прайсы, переводит эти материалы и занимается продвижением тюменских продуктов. Следующим этапом станет открытие в этом году представительства Тюменской области в Шанхае. Оно станет постоянной точкой присутствия, своеобразным хабом реализации продукции наших предприятий.

— Насколько сложно предприятиям попасть в региональную программу и какие требования вы предъявляете?

— Как я уже сказал, это в основном предприятия МСБ. У предприятия должно быть желание заниматься экспортом и прописка в Тюменской области. Далее компания обращается в Центр поддержки экспорта и заключает соглашение о поддержке экспортного проекта. По условиям соглашения мы предоставляем весь спектр услуг, о котором я говорил, при этом на предприятие возлагаются определенные обязательства: участвовать в мероприятиях, выполнять рекомендации Центра в части поставки продукции. В 95% случаев требуется корректировка упаковки, вкусовых качеств, особенно объемов тары.

— Тюменская область позиционирует себя как регион, заинтересованный в развитии информтехнологий. Как вы поддерживаете ИT-бизнес?

— Год назад мы анонсировали региональную программу поддержки ИT, главная цель которой — формирование комфортной для этого бизнеса среды. На законодательном уровне закреплена широкая линейка инструментов налоговой и финансовой поддержки. Региональным предпринимателям доступна упрощенная система налогообложения, ставка по которой для ИT-компаний составляет 1%, а не 6% как везде. Организациям, применяющим общий налоговый режим, область снизила региональную часть налога на прибыль до 14%. Мы помогаем предпринимателям, зарегистрированным в Тюменской области, получить аккредитацию в Минкомсвязи, что дает им право отчислять страховые взносы по сниженному тарифу в 14%. Разработчики программного обеспечения, интернет-порталов и баз данных, а также оптовые поставщики ПО, работающие в Тюменской области, до 2020 года освобождены от уплаты налогов на имущество.

ИT-компании могут получить инновационные займы со ставкой 3% на период до трех лет на сумму до 3 миллионов, а также субсидии до 5 млн рублей на покупку серверов и дорогостоящих компьютеров. Сегодня мы предлагаем ИT-компаниям не только налоговые льготы и финансовые инструменты поддержки, но и создаем комфортные условия размещения. В регионе работают пять ИT-инкубаторов, есть льготные условия аренды офисов по одному рублю за квадратный метр. Помогаем и с подготовкой кадров.

Необходимо понимать, что большинство разработчиков — это малые и средние бизнесы, для которых важнейшим вопросом выживания и развития является вопрос сбыта продукции и поиска потенциального партнера. Зачастую им сложно попасть в пул подрядчиков крупных корпораций, поэтому мы берем на себя роль посредника в переговорах с заказчиками и помогаем найти покупателя для технологических решений. В прошлом году в рамках Тюменского нефтегазового форума в помощь мелким и средним предпринимателям были организованы закупочные сессии Роснефти, Газпромнефти, Сургутнефтегаза и ЛУКойла. Опыт оказался полезным, и мы приняли решение сделать мероприятие постоянным. Второй крупной площадкой для презентации ИT-проектов потенциальным заказчикам и венчурным инвесторам является форум InnoWeek. Площадка в большей степени ориентирована на поддержку высокотехнологичных стартапов, а также позволяет нам налаживать тесные связи с лидерами отрасли. В этом году его основной темой стали инновации в информационных технологиях.

Приятно, что усилия региона в части поддержки ИT-сферы оценили основные реципиенты, увеличилось число региональных стартапов, налажены продуктивные контакты с институтами поддержки, регион активно сотрудничает с ФРИИ, ну и наконец в пользу тех мер, которые мы избрали, высказались компании-лидеры отрасли: за последний год Тюменская область заключила соглашения с АСБК, InfoWatch, Group-IB, НТЦ «Протей», Softico, Directum, «Нетрика», «БАРС Груп», «Экзо-Атлет» и Softline. Готовится к реализации крупный проект c группой компаний Cognitive Technologies, предполагающий создание на базе представительства этой компании в Тюменской области экспортного производства решений для «нейронных городов», основанных на технологиях искусственного интеллекта.