Солидарная пенсионная система нежизнеспособна

Виталий Калугин
2 июля 2018, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Согласно бюджету ПФР на 2018 и 2019 — 2020 годы, доходы от страховых взносов составят 4877,4 млрд рублей. Это всего 56% от необходимого. Остальное, примерно 3,5 трлн рублей, потребуется из федерального бюджета. При ставке в 22% эти взносы платятся на фонд оплаты труда в 22,17 трлн рублей. При средней заработной плате в 40690 рублей (данные Росстата за первый квартал 2018-го) это доходы 45 — 46 миллионов человек. Пенсионеров по старости — 36,336 миллиона. То есть каждую сотню пенсионеров содержат примерно 125 работников. Понятно, что при ставке 22% коэффициент замещения при выходе на пенсию выше 22 * 1,25 = 28% быть не может.

Согласно Росстату, в стране в группе возрастов 45 — 49 лет состоит 9,5 млн человек, от 50 до 54 лет — 9,37 миллиона, от 55 до 59 — 11,05, от 60 до 64 — 9,78. Если возраст будут повышать по полгода, то позже выходить на пенсию будут 2,5 — 2,6 млн человек в год. При средней пенсии по старости в 14150 рублей в месяц экономия денег ПФР составит 420 — 440 млрд рублей в год в течение десяти лет. При бюджете фонда в 8,4 трлн рублей — не самая великая, 5 — 5,5%. Впрочем, этих 420 миллиардов как раз хватит, чтобы по 1000 рублей в год накидывать оставшимся.

При обсуждении говорят, что мужчина после выхода на пенсию в 65 лет при средней ожидаемой продолжительности жизни в 67,5 (Росстат) будет получать пенсию всего 2,5 года, а женщина после 63 — чуть менее 15 лет. При этом никто не может пояснить, откуда при такой продолжительности жизни у нас из населения в 146,88 миллиона 36,34 млн пенсионеров по возрасту (если посчитать пропорцию, то их должно быть максимум 17,5 — 18 миллионов). Тут надо оперировать не средней продолжительностью, а возрастом дожития, а это величина чисто статистическая.

В Росстате цифры по сроку дожития с шагом по диапазонам лет найти не удалось.

В апрельском альманахе «Демографическое обозрение» Института демографии НИУ ВШЭ приводится статистика по вероятностям дожития. У женщин до 55 лет это 98,8%, до 60 лет — 96,7%, до 65 лет — 93,1%. Для мужчин вероятность дожить до 60 лет у 83,7%, а до 65 — ужасные 71,1%. Вероятность смерти на интервале 55 — 63 для женщин можно оценить как 1,2 — 1,3%, для мужчин — 2,7%. Так как статистически на одного пенсионера приходится около двух пенсионерок, то средневзвешенная вероятность равна 2/3 * 1,2% + 1/3 * 2,7% = 1,7%. Вспоминаем, что позже на пенсию будут выходить по 2,5 — 2,6 млн человек в год. Тогда до пенсии с большой вероятностью не доживут после завершения реформы за все десять лет примерно 10 * 2,5 млн * 1,7% = 425 тыс. человек. А так как пенсионные взносы — вещь не наследуемая, то для источника выплат они сделаны зря. Таким образом, по данным обозрения, по окончании реформы средний ожидаемый возраст дожития будет чуть выше 11 лет для мужчин и примерно 20 лет для женщин. То есть мужчина, например, будет работать на пять лет больше и на пять лет меньше отдыхать. Будет зарабатывать дольше, а тратить быстрее. Приведет ли это к повышению размера пенсии? Должно, но намного ли? Я неплохо разбираюсь в математике, и то не совсем отражаю методику расчета цены пенсионного балла, а что будет через десять лет — в России вообще загадывать трудно. Тем более что уже сейчас балльную систему собираются то ли существенно корректировать, то ли вообще отменять. По логике — да, пенсия должна быть выше. И намного. Прикинем. Начал молодой человек работать после института, в 23 года. При выходе на пенсию в 60 стаж равен 37 годам. Возраст дожития — 16. Коэффициент, отношение сроков работы и пенсии — 37/16 = 2,31. После окончания реформы стаж 42 года, возраст дожития — 11. Коэффициент — 42/11 = 3,82. При прочих равных (без учета инфляции и т.п.) пенсия должна вырасти в 3,82/2,31 = 1,65 раза. То есть на 65%. Коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) округленно 35%. Если умножить это на 1,65, он вырастет до 57 — 58%. Прямо как в Евросоюзе. Но меньше, чем в Бразилии. Заманчиво, но не очень верится.

Теперь об ответственности. К моменту завершения пенсионной реформы (2028 год для мужчин и 2034 год для женщин) в стране практически не останется пенсионеров, которые начали бы трудовую деятельность при СССР. В 2028 году на пенсию пойдут мужчины, родившиеся в 1963-м, и женщины, родившиеся в 1968-м. Предполагается, что трудовую деятельность они начинали в начале 90-х. Современный капитализм в России был объявлен тогда же. И львиная доля их стажа пришлась на годы свободного выбора профессии и места работы, на возможность свободно учиться и зарабатывать своим умом, а не на государственном предприятии. И если до того времени еще можно было ссылаться, что пенсии надо платить людям, работающим на социалистических, ненужных и неэффективных заводах, то после 2030-го этот аргумент будет аннулирован течением времени. Разумно в этом случае задавать вопрос про маленькую пенсию самому себе.

Пенсионная реформа давно назрела. Но сделана опять не так. Солидарная пенсионная система должна быть за те же десять лет отменена. Введены: переход на индивидуальные пенсионные счета, причем наследуемые и мультивалютные; запрет на снятие до определенного возраста, кроме самых неотложных, прописанных законом случаев; широкий выбор управляющих компаний с разными стратегиями. Разумеется, пенсионные взносы с работодателей должны быть также отменены. Деньги — на руки, но в трудовых контрактах должно четко прописываться, что пенсионное обеспечение — обязанность работника. Силуанов разумно предлагает освобождать от НДФЛ взносы на собственную пенсию, а добровольные взносы работодателей от налога на прибыль. Человек, понимающий исключительно собственную ответственность за свою пенсию, способен творить чудеса экономической активности.