На эту гору одному не заехать

Павел Кобер
27 августа 2018, 00:00

Рынок легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России растет второй год. Но в условиях общей стагнации в стране достичь рекордов пятилетней давности не получится

АНДРЕЙ ПОРУБОВ

Автопроизводители стремятся оседлать поднимающуюся в России волну продаж машин. По данным аналитического агентства «Автостат», по итогам шести месяцев 2018 года в стране реализовано 750,7 тыс. новых легковых автомобилей, это на 16,6% больше результата аналогичного периода 2017-го.

«В целом итоги первого полугодия оказались обнадеживающими, и если на рынке не случится потрясений, то рост продолжится и во второй половине года. А накопительный результат за 12 месяцев подберется к 1,7 млн машин», — прогнозируют в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

— Темп восстановления рынка в июне чуть замедлился по сравнению с тем, что мы видели до этого в текущем году. Тем не менее почти 11-процентное улучшение по отношению к июню прошлого года — это очень приличный результат, — считает председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — Кроме того, из-за активных продаж в предыдущие месяцы складские запасы существенно снизились во всей индустрии, что, хотя и временно, сказалось на росте продаж. В целом первая половина 2018 года была успешной для российского автомобильного рынка, и имеются все причины верить, что позитивное развитие продолжится в ближайшие месяцы.

Июль не принес фундаментальных изменений: рынок продолжил восстановление с комфортным для себя двузначным показателем (плюс 10,6% в сравнении с июлем прошлого года) пятнадцатый месяц подряд. Основным драйвером остается позитивная тенденция роста доверия потребителя, подталкивающая его, наконец, сменить старый автомобиль на новый, констатируют в АЕБ.

Кто на чем

Вопреки ожиданиям многих экспертов, главная надежда отечественного автопрома Lada Vesta не смогла по итогам полугодия стать в России лидером продаж. Вазовская модель поднялась на вторую позицию, уступив «золото» корейской KIA Rio. Успех корейской модели, собираемой на российских автозаводах в Санкт-Петербурге и Калининграде, объясняется лучшим соотношением цены и качества, а также постоянным обновлением. Так, недавно в нашей стране стартовали продажи нового кросс-хэтчбека KIA Rio X-Line.

По итогам первого полугодия в десятку крупнейших региональных рынков авторитейла вошли три уральских субъекта РФ — Башкирия, Свердловская и Челябинская области. При этом самый большой рост рынка новых легковых автомобилей в стране показала Удмуртия: здесь по сравнению с январем — июнем 2017 года объем продаж вырос на 44,2%.

— Я считаю, что высокая динамика по продажам новых легковых авто в Удмуртии достигнута большей частью за счет АвтоВАЗа. Доля рынка продаж моделей «Лады» в республике очень высокая, гораздо выше, чем в целом по России, — пояснил начальник отдела продаж автосалона Kia АСПЭК-Авто (Ижевск) Егор Курбанмагомедов.

Напомним, в октябре 2011 года Ижевский автозавод вошел в Группу АвтоВАЗ, а с февраля 2015 года здесь ведется сборка Lada Vesta.

В Уральском регионе солидный рост автопродаж в первом полугодии также показали Свердловская и Челябинская области — 28,9% и 23,3% соответственно.

Топ-25 самых продаваемых в России моделей новых легковых автомобилей 017_expert_ural_35-1.jpg
Топ-25 самых продаваемых в России моделей новых легковых автомобилей
Субъекты РФ Урало-Западносибирского региона, попавшие в российский топ-30 по объему рынка продаж новых легковых автомобилей 017_expert_ural_35-2.jpg
Субъекты РФ Урало-Западносибирского региона, попавшие в российский топ-30 по объему рынка продаж новых легковых автомобилей
Восстановительный потенциал далеко не исчерпан 017_expert_ural_35-3.jpg
Восстановительный потенциал далеко не исчерпан

— В региональных продажах новых легковых автомобилей мы заметили такую тенденцию: Свердловская область в кризисы падает быстрее и сильнее остальных регионов, но и быстрее восстанавливается, — комментирует редактор автопортала Погазам.ру Надежда Анучина (Екатеринбург). — Тем не менее сегодня мы еще не достигли рекордного уровня 2012 — 2013 годов и вряд ли достигнем его в ближайшие годы, поскольку экономическая ситуация к этому не располагает. У людей уже нет таких доходов, свободных денег. И если за январь — июнь этого года в Свердловской области реализовано 24 тыс. новых легковушек, то за первое полугодие 2012 года в одном только Екатеринбурге их было продано 47,4 тысячи — это пик продаж.

— Автопродажи в Челябинской области растут высокими темпами, однако пока не заполняют емкость регионального рынка, который составляет 70 — 75 тыс. новых легковых автомобилей в год, — приводит расчеты президент ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский. — Высокий рост продаж за первое полугодие в нашей области связан с отложенным спросом, который наблюдался все это время, и с определенной стабилизацией ситуации на сырьевом и валютном рынках. У потребителей укрепилась уверенность. Также это связано с необходимостью менять автомобиль.

Въезжаем в автокредит

Объем автопродаж на российском рынке растет даже вопреки скачущим с опережением официальной инфляции ценам на машины. Согласно оценке «Автостата», сделанной по результатам мониторинга рекомендованных цен на автомобили в салонах официальных дилеров, работающих на территории РФ, за шесть месяцев текущего года новые легковушки в стране в среднем подорожали на 7,4%. Наиболее резкий рост цен произошел в феврале — сразу на 4,5%. Аналитики отмечают, что с начала кризиса (с сентября 2014 года) автомобили в России в среднем подорожали уже на 59%.

За первое полугодие 2018 года россияне потратили на покупку новых легковых автомобилей 1 трлн 94 млрд рублей. Это на 23% выше результата годичной давности. Чуть более 90% от этого объема пришлось на иномарки, которые обошлись жителям нашей страны в 990 млрд рублей. Соответственно оставшиеся примерно 10% — это затраты на приобретение машин отечественных марок (104 млрд рублей).

В условиях удорожания машин и нерастущих реальных доходов населения россияне все чаще используют автокредиты. Если в 2014 году доля кредитных автомобилей в объеме рынка составляла около 35%, то в 2018 году она достигла 50%. Но в середине этого года процесс автокредитования притормозился. По информации 4100 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июне количество купленных в кредит автомобилей составило 60,4 тыс. единиц. Это на 4,8% меньше, чем за июнь 2017 года. Причем по сравнению с маем 2018 года число выданных автокредитов сократилось на 12,9%.

— Пик роста автокредитования пришелся на весну 2018 года. Падение во многом было связано с ожиданием всеми участниками рынка окончания в июле 2018 года государственных программ льготного автокредитования, — уверен генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — Это лишний раз показывает, какое влияние господдержка оказывает и на рынок автокредитов, и на структуру автопродаж. Если говорить о краткосрочных тенденциях, то в текущий летний период мы не исключаем некоторого охлаждения рынка автокредитования. Однако в дальнейшем, в связи с тем, что господдержка авторынка продлена до 2020 года, ожидаем восстановления динамики роста выдачи автокредитов и, соответственно, доли кредитных автомобилей в структуре продаж.

Свердловская область, однако, выделилась и здесь, продемонстрировав за июнь наилучшую динамику среди всех субъектов РФ по количеству выданных автокредитов — плюс 11,3% по сравнению с показателем годичной давности.

— Возможно, одна из причин — легкий доступ к автокредитам, — объясняет Надежда Анучина. — У дилеров в Свердловской области неплохо развито автомобильное кредитование: если зайдете в любой автосалон, вам предложат достаточно много вариантов банковских программ в этой сфере.

Восстановительный потенциал российского рынка новых легковушек еще далеко не исчерпан, однако для достижения рекордных показателей автопродаж 2012 — 2013 годов требуется увеличение реальных доходов населения. Росту рынка авторитейла во второй половине 2018 года будут способствовать два основных фактора. Первый — продление правительством России программы льготного автокредитования. Напомним, она действует с 2015 года и предполагает предоставление банком скидки на уплату первоначального взноса по кредиту в размере 10% от стоимости приобретаемого автомобиля с последующим возмещением затрат из федерального бюджета. В 2018 году по механизму льготного автокредитования будет реализовано 45 100 автомобилей. Общий объем финансирования программы, продленной до 2020 года, — 15 млрд рублей.

Второй фактор связан с тем, что автопродажи могут вырасти перед повышением НДС до 20% с 2019 года. Но это говорит о вероятности замедления реализации новых легковушек в следующем году.