29 августа под турецкой Антальей произошло ДТП с участием автобуса, в котором ехали российские туристы. К счастью, обошлось без жертв: одна россиянка госпитализирована с ушибами, еще 12 пассажиров осмотрены врачами, получили необходимую медицинскую помощь и были выписаны. Разумеется, такая «мелочь» никак не повлияет на стремление многих наших соотечественников отдыхать на турецком берегу. Гораздо серьезнее граждан России насторожила другая информация, пришедшая из Турции: якобы там решили кардинально пересмотреть систему all inclusive («все включено»), которая уже выполнила свою задачу и привлекла в страну большое количество туристов, — теперь важно повысить финансовую отдачу от турпотока. В августе газета «Коммерсант» со ссылкой на статистические данные и мнение турецких чиновников и отраслевых союзов сообщила, что Турция стремится увеличить вклад туризма в ВВП и сделать это за счет привлечения высокодоходных туристов, при том что самые «бюджетные» отдыхающие — россияне — в настоящий момент являются самыми массовыми туристами на турецких курортах.
Много шума наделало и последовавшее за этим заявление руководителя Федерального агентства по туризму Олега Сафонова о необходимости внедрения системы «все включено» в России. По его мнению, широкое использование предложений all inclusive в российских отелях способствовало бы созданию условий для качественного и недорогого отдыха для россиян и зарубежных гостей в нашей стране. Но тут возникает множество вопросов. Как на внедрение all inclusive отреагируют местные власти и бизнес, на курортных территориях которых туристы будут безвылазно отдыхать в отелях с полным комплексом услуг и не выезжать на экскурсии, не оставлять деньги в лавках, магазинах, ресторанах, на аттракционах и рынках? Зачем нам повторять опыт Турции, которая вроде бы как признала систему «все включено» низкодоходной и даже нерентабельной для туриндустрии? Как будет внедряться эта система в российских отелях, если не использовать меры принуждения?
Отчасти свою позицию Олег Сафонов разъяснил в интервью РИА «Новости». На вопрос, не является ли опыт Турции свидетельством неэффективности системы «все включено» и ее бесперспективности в части наращивания доходов туротрасли и доли в ВВП страны, глава Ростуризма отметил, что в упомянутой статье «Коммерсанта» есть целый ряд противоречивых моментов:
— Сообщается, что российские граждане — основные пользователи системы all inclusive в Турции — в 2017 году составили порядка 15% от общего числа иностранных туристов в этой стране. Доля Германии, которая находится на втором месте по объему въездного турпотока в Турецкую Республику, в полтора раза меньше. По утверждению автора со ссылкой на статистические данные, россиянин в Турции тратит в среднем на 28% меньше, чем туристы из других стран. При этом простая арифметика показывает, что российские граждане, которые в подавляющем своем большинстве выбрали турецкие курорты как раз благодаря системе «все включено», приносят туристской отрасли Турции на 8% больше дохода, чем туристы из Германии. Налицо выгода от масштаба.
Глава Ростуризма уверен, что приведенные в статье данные только в очередной раз подтверждают перспективность развития системы «все включено» в России:
— Спрос российских граждан на недорогой и качественный отдых поможет удовлетворить широкое внедрение предложений all inclusive на российских курортах, а экономическая эффективность этого решения будет обеспечена благодаря увеличению числа отдыхающих.
Оторваться от тарелки
Опрошенные нами представители отечественной туротрасли солидарны с позицией главы Ростуризма.
— Я полностью поддерживаю тезис Олега Сафонова о необходимости развития в России системы «все включено». Такая система в ее правильном истолковании — это не просто возможность выпить и закусить в течение дня. Это самый широкий сервис, который касается и заботы о детях, начиная с младенческого возраста, и различного досуга для отдыхающих всех категорий на протяжении всего времени отдыха, — приводит аргументы исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев. — Информация о постепенном отходе турок от all inclusive абсолютно неверно преподнесена и воспринята. В действительности ситуация выглядит иначе. Мы обсуждали это с моим коллегой, — главой Федерации турецких отельеров «TROFED» господином Османом Айыком. Вместе с местными властями они озабочены тем, что маленькие
отели «двушки — трешки — четырешки», расположенные не на первой линии, пытаются ценой 10 — 15 долларов в день выходить на all inclusive, при этом не дают ни сервиса, ни качества, сами себя загоняют в тяжелые материальные условия. И при этом на корню дискредитируют турецкий турбизнес. Поэтому таким отелям будет предложено перейти на систему «апартаменты-завтраки» с перестройкой номеров. А дальше турист, имея уже достоверную информацию, за небольшие деньги сможет обедать во многих тысячах кафешек самой разной кухни. Считаю, что это абсолютно правильный путь, который не смешивает понятия и не вводит в заблуждение ни турбизнес, ни людей. Но это не то, о чем пишут СМИ.
Вместе с тем Михаил Мальцев призывает российских коллег избежать тех ошибок, которые совершили турки на этапе становления турбизнеса при внедрении системы «все включено»:
— На эту систему должны переходить только те отели, которые способны обеспечить такой сервис в силу наличия достаточной территории и большого ассортимента услуг. Нам важно избежать подмены понятий, когда какой-нибудь отель под видом all inclusive просто будет разливать низкосортный алкоголь и давать к нему закусь. Это не то, к чему мы должны стремиться. И слава богу, что в Ростуризме это понимают. Мы видим, что в России на систему «все включено» есть спрос, а опыт Турции показывает, насколько важна эта система для аграрного сегмента и как при правильном подходе она способна развивать другие сферы экономики.
Глава Уральской ассоциации туризма категорически не согласен с гипотезой о том, что all inclusive жестко привязывает туристов к своим отелям:
— Это не так. Если у человека есть желание и если ему страна и муниципалитет обеспечивают безопасность, то он с удовольствием посещает местные достопримечательности. Почему, например, в Турции или Греции туристы не участвуют в экскурсиях так, как хотелось бы? Думаете, из-за того, что они прилипли к тарелке? Вовсе нет. Просто туда ездят годами, в пятый и десятый раз, а ассортимент турпродукта не пополняется. Кроме того, есть проблемы с безопасностью наших туристов. Самостоятельно они путешествовать боятся, потому что местное население диковато, а автобусные экскурсии не всегда хорошо организованы. А вот на Крите экскурсиями пользуются массово, в том числе и туристы, которые отдыхают в отелях системы all inclusive. Потому что на этом острове есть гарантия безопасности туристов. Территория насыщена историческими памятниками. Поэтому турфирмы должны грамотно работать с туристами. Все равно нет такого, что человек круглосуточно ест или пьет. Он вполне может оторвать задницу и часов на пять куда-то съездить.
Представители турбизнеса считают неприемлемым давление на отели при внедрении в России системы «все включено».
— Этот процесс должен проходить под четким контролем государства (чтобы название соответствовало наполнению), но насильно загонять отели в эту систему отдыха и питания невозможно. Например, в Турции есть целый ряд пятизвездочных отелей, которые работают по системе «завтрак», и их никто не загоняет в all inclusive. В Турции контроль осуществляет сам турбизнес, то есть если туристы недовольны качеством обслуживания в конкретном отеле, его выводят из all inclusive. У нас пока эта система так не развита, поэтому необходим жесткий контроль именно со стороны государства — с точки зрения гарантии качественного сервиса, — убежден Михаил Мальцев.
— Опасения по поводу того, что туристы, проживающие в отелях по системе «все включено», не выезжают на экскурсии, безосновательны, — также считает исполнительный директор Пермской туристической гильдии Елена Елагина. — Даже в Египте и Турции, где all inclusive очень развит, люди все равно ездят на экскурсии и берут с собой сухой паек. И потом такой отель обеспечивает работой тех, кто поставляет ему продукты питания, транспортные компании и так далее. Другое дело, что далеко не все отели могут внедрить у себя «все включено», потому что эта система для них достаточно затратная. Но важно, чтобы у нашего туриста был выбор. То есть неплохо было бы вводить систему «все включено» не повсеместно, но кое-где. И такой опыт уже есть. В Пермском крае в санатории «Усть-Качка» есть шведский стол, но там, конечно, без алкоголя. Полный all inclusive в санатории «Ключи», являющимся грязевым и бальнеологическим курортом. Там очень много дополнительных услуг, есть даже салон красоты, который пользуется бешеной популярностью среди всех отдыхающих, включая мужчин.
А в Свердловской области туроператор «Мир приключений» из Нижнего Тагила уже давно внедрил систему «все включено» на сплавах по уральским рекам.
«Мир приключений» организует групповые сплавы в Свердловской области, Пермском крае и Башкирии, all inclusive стал применять одним из первых в регионе с момента своего создания в 1996 году.
— Эта система подразумевает организацию тура под ключ: трансфер, прокат всего необходимого оборудования (в том числе спальники и палатки), трехразовое питание, сопровождение инструкторами на всем протяжении маршрута, разные экстремальные программы, размещение в кемпингах. Сейчас на Урале так работают практически все компании, специализирующиеся на речных сплавах либо активном отдыхе на природе, — рассказал директор «Мира приключений» Николай Евлашин. — Вместе с группой движется повар с продуктами. Это связано с тем, что зачастую на берегах, где останавливаются наши туристические группы, транспортные подъезды отсутствуют. Можно сплавляться и с собственным питанием, но большинство туристов предпочитают, чтобы мы их кормили. С корпоративными клиентами предварительно оговаривается меню. Динамика объемов такого туризма во многом зависит от погодных условий. Прошлым летом практически все организации, кто занимается сплавами, показали падение турпотока. А этим летом показали увеличение, потому что выходные были преимущественно солнечными. Но общая картина демонстрирует возрастание спроса.
Без победителей
Но инициатива главы Ростуризма направлена прежде всего на внедрение системы «все включено» в крупных отелях и санаториях.
С учетом того, что во многих из них до сих пор царит «совдепия», начиная с гнутых алюминиевых ложек в столовых и заканчивая обваливающейся штукатуркой в номерах, реализовать эту идею будет крайне сложно.
— У санаториев Пермского края нет средств на модернизацию, — описывает ситуацию Елена Елагина. — Раньше там был большой поток людей, он равномерно распределялся по всем санаториям. А теперь клиентов способны привлечь только лучшие здравницы. Остальным же предлагают даже перепрофилироваться в дома для престарелых. Неблагополучно сейчас с экономикой, но даже в такой ситуации можно развиваться, если прилагать усилия и вести грамотную политику. Санатории сохранили великолепные лечебные базы, но все они, как правило, предлагают одни и те же услуги. Пришло время специализации. Например, специализация на восстановлении после инсульта. Есть у нас такой санаторий в Чайковском, но он это выпукло не показывает. Им нужна пиар-поддержка.
Между тем власти курортных территорий России рапортуют о продолжающемся росте туристического потока. По данным региональных министерств, количество туристов, посетивших за первое полугодие 2018 года Краснодарский край, выросло в сравнении с январем — июнем прошлого года на 10% до 7,5 млн человек. Турпоток в Крым вырос на 25% до 3,2 млн человек.
Статистика авиаперевозок показывает несколько иную картину. За шесть месяцев 2018 года на внутрироссийских линиях перевезено пассажиров на 10,4% больше, чем за тот же период прошлого года. При этом рост числа обслуживаемых пассажиров аэропорт Симферополя показал только на 4%, аэропорт Сочи на 11,8%, аэропорт Минеральных Вод на 8,9%, аэропорт Анапы на 9,1%. Зато авиаперевозки между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ увеличились за первое полугодие на 15,6%.
Впрочем, в этом году победителей не оказалось вовсе, поскольку ни в одном из направлений ветер российского турпотока не дул в полную силу. Несколько сник даже турецкий парус: турки ожидали по итогам текущего года обслужить до 6 млн россиян (в прошлом году в этой стране отдохнуло около 5 млн наших соотечественников), но теперь прогнозируют цифру на уровне 2017 года — 5 миллионов.
— Так как у нас очень хорошо прошел сезон раннего бронирования туров, то был определенный оптимизм. Но сейчас ясно, что объем чартерных авиаперевозок по целому ряду направлений был взят несколько избыточный, — сетует Михаил Мальцев. — Турки ведут очень грамотную политику по укреплению своих позиций на российском рынке, сейчас активно развивают санаторный и спа-туризм. Но даже такая политика с системой государственных дотаций не позволяет им выходить на плановые объемы. Все-таки основной фактор, который мешает нам бить рекорды, — невысокая покупательная способность нашего населения. Проще говоря, у людей недостаточно денег, чтобы ездить за рубеж.
По словам эксперта, результаты хуже ожиданий показало и европейское направление. Продажи на Урале туров в Европу с мая резко ухудшились. Сильно сократилось число желающих отдохнуть на Кипре и в Греции, уменьшился турпоток в Испанию. Объемы сохранила лишь Болгария с хорошей перспективой их увеличения (о причинах этого см. «Мы отдохнем», «Э-У» № 11 от 12.03.2018).
— Второй фактор общего снижения спроса на туры — избыточно негативная информация в СМИ вокруг «Натали Турс» и других проблемных туроператоров, — продолжает Михаил Мальцев. — Фактически ЧП районного масштаба было раздуто до какой-то вселенской трагедии. И это также не работает на пользу туррынку. В голове туристов формируется мнение, что если бронировать самостоятельно, это их избавит от ненадежных посредников и турфирм, хотя в действительности все ровным счетом наоборот. Когда турист сам компонует тур, он лишается сервиса и гарантий, при этом практически все без исключения интернет-сайты — это те же туроператоры, чей продукт можно купить в фирмах, только в несколько завуалированном виде и с теми же рисками. Более того, мошенничества в интернете куда больше, чем при живом контакте. Я уж не говорю о том, что при Ростуризме есть фонды персональной ответственности, то есть турист защищен.
При совокупности негативных факторов туроператоры и авиаперевозчики предпочитают не брать на себя высокие риски.
В условиях стагнации лучше не оригинальничать и двигаться проторенными маршрутами.
— В сравнении с прошлогодним летним сезоном у нас стало меньше стран для вылета из Перми, — отметила Елена Елагина. — Может быть, предпочтений у пермяков много, но прямых вылетов за рубеж мало — Греция, Болгария, Турция, Тунис, Кипр. Большой популярностью в последнее время стала пользоваться Грузия, но туда авиакомпания «Победа» запускает прямые рейсы из Перми только этой осенью. До этого пермяки летали в Грузию через Москву.
Перспективы предстоящего зимнего туристического сезона эксперты связывают в первую очередь с ситуацией, связанной с египетским направлением.
— Если Египет будет открыт совершенно без ограничений (без назначенных перевозчиков, ограничений по городам отбытия и прибытия), то весь рынок может перекроиться до неузнаваемости, — подчеркивает Михаил Мальцев. — Если Египет не откроется, то на круглогодичный режим попытаются выйти турки и Объединенные Арабские Эмираты. За прошлый зимний сезон ОАЭ очень существенно нарастили турпоток из Уральского региона. Думаю, в этом году будет сделана более успешная попытка открыть из Екатеринбурга зимние чартерные программы в Турцию. Также на Урале есть планы возобновить островной Вьетнам, увеличить частоту вылетов на островной Китай. Но пока об этом говорить преждевременно. Ну и не стоит забывать об общеэкономической ситуации. Как бы ни выглядели заманчиво предложения туроператоров, какие бы прямые рейсы мы ни открывали, если невысок уровень платежеспособности населения, то все эти попытки не приведут к успеху.