Нужна революция

Артем Коваленко
17 сентября 2018, 00:00

Создание прорывных технологий невозможно без объединения усилий, хотя бы по некоторым направлениям, убежден генеральный директор ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» Игорь Шпуров

Игорь Шпуров: «Есть российские технологии, не уступающие, а в ряде случаев и превосходящие западные аналоги"
Читайте Monocle.ru в

Игорь Викторович, каковы точки роста ТЭК? На какие нюансы должны обратить внимание участники рынка? В какой из технологических сценариев необходимо инвестировать? 

— Главная точка роста — это трудноизвлекаемые запасы (ТРИЗ) углеводородов. Речь в первую очередь идет о создании новых технологий, позволяющих такие запасы разрабатывать. Приток с Запада исчерпан, с одной стороны, из-за санкций, с другой — из-за того, что все общеизвестные технологии оттуда уже используются. А ТРИЗ требуют создания новых подходов и технологий. Это именно то направление, куда необходимо инвестировать.

Правда, несколько мешает разобщенность рынка, потому что все компании довольно закрыты друг от друга и каждая, что называется, варится в своем соку. А создание прорывных технологий, например, для воздействия на нетрадиционные углеводороды трудноизвлекаемых запасов Баженовской свиты в Западной Сибири, для подводной добычи углеводородов на шельфе Арктики или освоения доюрского комплекса Западной Сибири, невозможно без объединения усилий хотя бы по некоторым направлениям. 

— Геологоразведочные работы (ГРР) сегодня не остановлены, но объем поисковых работ, направленных именно на выявление новых месторождений, крайне мал. Компании занимаются доразведкой. Как государство может стимулировать проведение ГРР? 

— Государство сегодня старается стимулировать геологоразведку. Есть программа региональных геологических работ, программа лицензирования, есть различные льготы. Однако направление применения традиционных ГРР ограничено. Тут также нужны новые технологии. Например, на доюрском комплексе Западной Сибири ГРР ограничены тем, что нет технологий поиска, в первую очередь геофизических исследований, которые позволяли бы определять перспективные объекты, на которых потом нужно производить поисковое бурение. Практически все месторождения открыты случайно — при работах на более высоких горизонтах. Целенаправленных открытий пока нет именно потому, что отсутствуют необходимые для этого технологии. 

Что касается перспектив увеличения ГРР, открытия новых, тем более — крупных месторождений, это тоже вопрос новых технологий. Сегодня наступил период, аналогичный 60-м годам прошлого века, когда произошла революция в геологоразведке, и прежде всего в сейсморазведке, позволившей открыть большинство месторождений в Западной Сибири. И сейчас нужна такая же революция. 

— Как организовать взаимодействие малых и средних компаний — производителей компонентов в сфере нефтегазового оборудования — с крупными российскими и международными компаниями? Это задача государства или есть рыночные решения? 

— Это вопрос маркетинга любой маленькой или средней компании. Государство уже сейчас выделяет гранты, занимается организацией маркетинга, поддерживает какие-то опытные образцы. И результат есть. Но если у компании появилась новая технология, она сама зайдет на рынок. Задача государства  — развивать фундаментальные исследования, которые являются основой для создания новых технологий и организовывать консорциумы крупных компаний для обмена опытом, знаниями и генерирования новых идей.

— «Умное» бурение, разработка оборудования для извлечения остаточных залежей нефти гигантских месторождений и для трудноизвлекаемых ресурсов — возможно ли создание таких технологий в условиях санкций? Как грамотно выстроить трансфер технологий в нефтегазовой отрасли? С какими странами предстоит сотрудничать в этой сфере?

— Многое из этого уже есть. Так, есть российские технологии телеметрии — не хуже, чем западные, технологии исследований в процессе бурения и многое другое. Пока выбор не такой большой, но это уже отечественные технологии, не уступающие, а в ряде случаев и превосходящие западные аналоги. И они продолжают совершенствоваться. Существует и большое количество российских технологий нефтеотдачи, многие из которых были созданы и апробированы еще в советский период.

Абсолютно уверен: международное сотрудничество необходимо, и сегодня, даже несмотря на санкции, российские компании работают с международными корпорациями, которые тоже хотят сотрудничать, ведь им это выгодно.  

— Стоит ли ждать открытия новых крупных нефтегазовых месторождений в Западной Сибири в ближайшее время?

— Мы представляем, в каких районах эти открытия должны произойти, и компании целенаправленно работают по их поиску. Но прогнозировать — сложное и неблагодарное занятие. Главное — делать дело и успех непременно придет.