Индекс акций Московской биржи за восемь месяцев этого года вырос на 11%, преодолев исторический максимум в 2300 п.п., а 18 сентября установил новый рекорд — пробил планку в 2380 пунктов, перешагнув затем и 2400 пунктов. Какие факторы определяют динамику и что ждет фондовый рынок до конца года? Мы пригласили менеджеров инвестиционных, брокерских компаний, работающих на территории региона, чтобы обсудить будущее индустрии в редакции за круглым столом.
На максимумах
Новую траекторию облигационного сегмента и основы для разворота частного инвестора от банковских депозитов в сторону фондового рынка заложил 2017 год. В 2018-м статистика Московской биржи фиксирует значительные сдвиги в сегменте акций. Причин несколько. Во-первых, стабильно высокой, более 40%, в торгах акциями остается доля иностранных инвесторов, за последние четыре года инвестиции иностранных фондов в акции российских компаний выросли на 17%. Во-вторых, биржа увидела отчетливый интерес к сегменту акций российского частного инвестора. В основе тренда — агрессивный новостийный фон, который обычно и подогревает интерес людей к активным действиям. А этот фон все лето был весьма насыщен.
— Торговые войны, инициированные администрацией США, привели к ослаблению валют развивающихся рынков — Аргентины, Мексики, ЮАР, Турции, России, — объясняет генеральный директор «Калугин профит групп» Виталий Калугин. — Иностранные инвесторы начали выводить средства из облигаций федерального займа, с апреля по июль общий отток иностранных вложений в ОФЗ составил не менее 3 — 4 млрд долларов. Все это поставило под удар национальную валюту: за последние шесть месяцев курс рубля упал на 24%.
Когда в течение одной недели Банк Турции поднял ключевую ставку на 625 п.п. до 24%, а Банк России — на 25 п.п. до 7,5%, новостийный фон затих, но лишь на время. По мнению Виталия Калугина, период напряженности продлится как минимум до ноября, когда состоятся выборы в Конгресс США, из-за гораздо более сильной угрозы для рубля, связанной с возможным введением нового пакета санкций США в отношении России: «Если санкции, запрещающие вложения в российский госдолг, будут введены, отток нерезидентов с рынка ОФЗ продолжится».
Выгодная поляна
Второй фактор привлекательности акций для российского частного инвестора — изменение дивидендной политики. Тренд задало государство, постановив для компаний с госучастием направлять на выплату дивидендов минимум 50% прибыли. Частные компании подтягиваются, нормой становится выплата дивидендов четыре раза в год. Это означает, что инвесторы зарабатывают не только на курсовой разнице, но и получают часть прибыли компаний. Дивидендная доходность индекса Московской биржи составила по итогам восьми месяцев 15,9% годовых.
Впрочем, часть инвесторов по-прежнему предпочитают консервативные формы вложений в виде облигаций: инструмент стал драйвером 2017 года, а в первом полугодии 2018-го доля физических лиц на вторичных торгах облигациями выросла до 7%.
Значительная часть игроков впервые попробовала инвестиции в облигации благодаря программе индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС, специальный брокерский счет, владелец которого помимо возможности инвестиций в акции и облигации имеет преимущества в виде налогового вычета). Неискушенные инвесторы выбирали простейшую стратегию — открой ИИС, приобрети облигации, получи налоговый вычет. На фоне падающих ставок по банковским вкладам многие увидели в этом новый способ управления сбережениями: количество зарегистрированных ИИС с начала этого года к концу августа выросло на 37% до 412 тысяч.
Результат проявляется в статистике присутствия частных инвесторов на биржевом рынке: количество уникальных клиентов на Московской бирже (более 1,5 млн человек на конец августа) за восемь месяцев года выросло на 16%, а по отношению к аналогичному периоду 2017 года — на 24%. Важно, что растет доля активных инвесторов (совершающих минимум одну операцию в месяц), до начала действия программы ИИС их было около 90 тысяч, сейчас — 160 тысяч.
Вклад в динамику роста интереса населения к инструментам фондового рынка внесла и сама индустрия, последовательно реализующая программу формирования благоприятного налогового поля. С января этого года не облагается НДФЛ ставка купона по корпоративным облигациям в пределах ставки ЦБ РФ + 5%: эта инициатива уравняла модель налогообложения банковских депозитов и облигаций. Действует льгота, предусматривающая освобождение дохода от НДФЛ в случае долгосрочного владения ценными бумагами при определенном объеме операций инвестора с ними. С января этого года заработала еще одна льгота: освобождение частных инвесторов от уплаты налога с купонного дохода по облигациям российских организаций, выпущенных с 01.01.2017. Со следующего года вводится норма освобождения дохода в виде курсовой разницы от уплаты НДФЛ при продаже (погашении) еврооблигаций Минфина.
Спорные вопросы
Следующим шагом в программе стимулирования должно стать ведение модели страхования средств на ИИС, однако этот законопроект продвигается сложно. Возможно потому, что у самой индустрии до сих пор нет единого мнения о его целесообразности. Как маркетинговый ход мера, безусловно, полезная, но директор филиала ИК «Фридом Финанс» Алексей Лопарев опасается подмены понятий: «В понимании индустрии страхование распространяется на случаи потери средств инвестора от недобросовестных действий брокера. Массовый инвестор может усмотреть в этом страховку от изменения рыночной конъюнктуры, например, падения курса акций. В этом случае индустрия приобретет больше проблем, чем положительных моментов».
Гораздо сильнее профессиональные участники фондового рынка уповают на развитие технологий: изменения в правилах идентификации, обеспечивающие возможность дистанционного заключения договоров, уже дали ощутимый результат в привлечении клиентов. Сейчас Московская биржа ведет работу над созданием маркетплейса финансовых услуг — организации круглосуточного онлайн-доступа для приобретения финансовых продуктов российских банков и инвестиционных компаний. Концепция представлена в октябре 2017 года на форуме инновационных финансовых технологий Finopolis. 14 марта этого года первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов, на презентации дорожной карты реализации проекта, так сформулировал его суть: «Маркетплейс — это система, объединяющая платформы для финансовых транзакций, витрины для сбора и представления информации о финансовых продуктах, а также ботов (специализированных алгоритмизированных консультантов), для подбора услуг конечным потребителям — физическим лицам. Информация о заключенных сделках и позициях по ним будет вестись на платформе регистратора финансовых сделок. Планируется, что по запросу клиента будут предоставляться выписки из реестра для использования в качестве юридически значимой информации, например, в судах».
Проект, при всей правильности идеи, вызывает много вопросов. Главный — в какой степени маркетплейс подходит для сегмента брокерских услуг. В отличие от банковского депозита, брокерская услуга представляет собой сложный продукт, который трудно стандартизировать для демонстрации на платформе.
Вторая проблема — маркетплейс ЦБ изначально претендует на позиции монополиста. «У нашей компании есть отдельные розничные подразделения, на базе которых мы реализовали мобильное приложение по предоставлению доступа к нашим услугам. И таких приложений на рынке должно быть много, чтобы у инвестора был выбор», — видит угрозу конкуренции Алексей Лопарев.
Третий вопрос — уровень финансовой грамотности частного инвестора, понимания им модели работы в удаленных системах доступа. Ответ на него призван дать законодательно закрепленный институт инвестиционного консультанта, реализованный во многих странах. В России при активном содействии НАУФОР поправки в закон о рынке ценных бумаг вступают в силу в декабре этого года. Законопроект описывает деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, дающих письменные рекомендации инвесторам по вложениям в финансовые инструменты. «Это большой шаг вперед с точки зрения обеспечения более высокого качества инвестиционных решений граждан», — заявил в мае этого года на конференции в Екатеринбурге председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев.
НАУФОР рассчитывает, что благодаря появлению новации многие профессиональные специалисты покинут «серую зону» и согласятся со статусом инвестиционного советника, в результате услуга грамотного управления сбережениями расширит охват. Однако представленный вариант конструкции деятельности инвестиционного советника слишком зарегулирован, считает Виталий Калугин: «Введено много требований и ограничений. Инвестиционный консультант должен состоять в СРО в статусе юрлица или ИП, определять профиль риска клиента. Кроме того, могут быть ограничения в его высказываниях в публичном пространстве относительно ценных бумаг. Не исключена и фидуциарная (связанная с управлением активами. — Ред.) ответственность. Все это излишне». По мнению Виталия Калугина, набор требований к инвестиционному консультанту должен быть ограничен сферой его квалификации — аттестатами и опытом работы на рынке.