Глобальная перезагрузка

Артем Коваленко
15 октября 2018, 00:00

Челябинская область станет площадкой для масштабных международных мероприятий

Конгресс-холл «Таганай-2020» будет основной площадкой для саммитов ШОС и БРИКС
Читайте Monocle.ru в

В 2020 году в Челябинске пройдут саммиты ШОС и БРИКС (указ об этом в марте 2018 года подписал президент РФ Владимир Путин). Региональный центр примет около 30 иностранных делегаций, в том числе глав 20 государств. Всего на Южный Урал прибудет около 5 тыс. участников. Россия уже проводила объединенные саммиты в Москве (1997 и 2003 годы), Санкт-Петербурге (2002), Екатеринбурге (2009) и Уфе (2015). «В Челябинске должен быть сохранен тот уровень гостеприимства, который Россия продемонстрировала, принимая мероприятия в Уфе в 2015 году, — обозначил приоритеты Антон Кобяков, советник президента РФ, зампред — ответственный секретарь оргкомитета по подготовке и обеспечению председательства РФ в ШОС в 2019 — 2020 годах и в объединении БРИКС в 2020 году. — В оставшиеся два года необходимо проделать внушительную подготовительную работу».

— Южноуральская столица будет готова к проведению саммитов в срок, — уверен губернатор Челябинской области Борис Дубровский. — Регион начал готовиться к масштабным событиям с 2015 года: большинство объектов к саммитам проработаны, определены источники финансирования, подрядчики. Модернизируется инженерная инфраструктура, строятся транспортные развязки, гостиницы и выставочные мощности, обустраиваются гостевые маршруты. Реализуется программа «Наследие» по формированию принципиально новой городской среды. Это колоссальные возможности для развития региона в целом. И мы их используем.

Общий объем инвестиций в подготовку к саммитам оценивается в 50 млрд руб­лей, половина из них — частные вложения. Организаторы обозначали пять ключевых задач, которые предстоит решить в ходе подготовки к саммитам: модернизация челябинского аэропорта, строительство конгрессно-выставочных площадей, размещение участников, развитие городской инфраструктуры и экология. Как изменится облик промышленного региона к 2020 году?

Воздушные ворота

Общий объем инвестиций (государственных и частных) в обновление аэропортовой инфраструктуры превысит 10 млрд руб­лей. О важности проекта говорит недавнее решение о внесении изменений в госпрограмму «Развитие транспортной системы». В октябре премьер Дмитрий Медведев подписал постановление, которое закрепило перенос финансирования (около 1 млрд рублей) реконструкции аэродрома на 2018 — 2019 годы. Объект является федеральной собственностью, ранее предполагалось, что работы начнутся только в 2020 — 2021 годах. С просьбой рассмотреть вариант переноса Борис Дубровский лично обращался к представителям федеральной власти. После чего федеральным Минтрансу, Минфину и Минэкономразвития было поручено проработать вопрос. 

— Необходимо было ускориться, чтобы подготовить инфраструктуру для проведения международных мероприятий. Переговоры длились фактически с весны и на протяжении всего лета, — рассказал губернатор. — В результате деньги на строительство будут направлены уже в 2018 — 2019 годах. 

Реконструкция аэродрома пойдет в два этапа. На первом будет модернизирован и расширен перрон, построены 28 мест-стоянок под воздушные суда среднего класса. На втором — планируется возведение дополнительных мест-стоянок, в том числе для проведения противогололедной обработки в зимний период, и рулежных дорожек. Стоянки позволят принимать все типы судов, включая тяжелые — так называемые президентские — самолеты. Сейчас функционируют всего 16 мест, 12 выведены из эксплуатации в связи с износом покрытия. Стоимость проекта — 3 млрд рублей. Предполагается, что модернизация аэропорта не повлияет на его эксплуатацию. Генподрядчика выберет Росавиация. Решается вопрос о выборе единственного поставщика.

К саммитам будет построен и новый аэровокзальный комплекс площадью 34,2 тыс. кв. метров. Проект одобрен Глав­госэкспертизой. Первая очередь предполагает возведение терминала внутренних линий площадью 16,4 тыс. кв. метров — в полтора раза больше, чем весь сегодняшний аэропорт. Терминал будет оснащен четырьмя телескопическими трапами, рядом устроят новую привокзальную площадь со стоянкой на 570 машиномест. Пропускная способность составит 2,5 млн пассажиров в год (сейчас 1,6 миллиона), при пиковой нагрузке свыше тысячи пассажиров в час. В аэровокзале появятся: новый бизнес-зал, VIP-зал официальных делегаций, зал вылета (стерильная зона), зал прилета (три карусели выдачи багажа, которые смогут обслуживать одновременно 11 рейсов). Плюс коммерческие/концессионные зоны, три моста, десять выходов на посадку под автобусы. В зале регистрации организуют 20 стоек, шесть киосков для саморегистрации, а также автоматизированную систему обработки багажа.

Кроме того, будут построены сети по подаче газа, электричества и воды, а также котельная. Работы уже ведутся, причем в круглосуточном режиме. Компания «Новапорт» инвестирует в проект 3 млрд рублей (20% — собственные средства, 80% — заемные). Общая стоимость обновлений — 5,3 млрд рублей. И аэродром, и аэропорт планируется ввести в эксплуатацию до конца декабря 2019 года. В дальнейшем планируется строительство международного терминала и гостиничного комплекса.

К саммитам будет сформирована команда волонтеров. На первом этапе предстоит набрать 15 тыс. студентов, затем из них будут отобраны 2 тысячи. Обучать их будут представители Росконгресса. Готовить волонтеров планируется осенью 2019 года

В сентябре ход работ проинспектировал полпред президента РФ в УрФО Николай Цуканов: «Я увидел правильное понимание проблем, которые предстоит решить региону по реконструкции инфраструктуры аэропорта. Там разная зона ответственности. То, что касается взлетно-посадочной полосы, — зона ответственности Минтранса РФ, в части самого аэропорта и инфраструктуры — зона ответственности инвестора. Есть еще один специфический вопрос, он касается международного сектора. Ответственные определены, есть четкое понимание, губернатор эти вопросы контролирует».

Глава региона отметил, что поддержка со стороны полпреда необходима, именно в его присутствии удалось оперативно решить ряд актуальных вопросов с представителями федеральных ведомств.

— Развитие аэропорта продолжится и после проведения саммитов, — уверен Борис Дубровский. — Екатеринбург, вероятнее всего, выиграет заявку на проведение «Экспо-2025», и Челябинская область интегрирована в эту заявку. Челябинск тоже будет принимать и размещать гостей.

Способствовать развитию авиахаба будет получение третьей категории Международной авиационной организации IKAO. Кроме Шереметьево, Домодедово и Пулково ее не имеет ни один аэропорт страны.

«К примеру, екатеринбургский Кольцово имеет только первую категорию. Третья же дает возможность принимать любые воздушные суда в любое время года и при любой погоде», — рассказал «Э-У» председатель совета директоров AEON Corporation Роман Троценко.

Архитектурная доминанта

Площадками для проведения саммитов станут конгресс-холл «Таганай-2020» и Общественно-деловой центр. Это визитные карточки нового Челябинска. «Таганай-2020» расположен в центре Челябинска на улице Труда. Строители завершили монтаж каркаса пятиэтажного здания. «Планируем начать возводить внутренние стены зала, параллельно идет монтаж металлоконструкций и внутренних лестниц — их много. В ближайшее время приступим к установке фасадов», — рассказал генеральный директор компании-застройщика «Триумф» (она же — инвестор) Алексей Наговицын. В декабре конгресс-холл планируют накрыть крышей и остеклить. Будет благоустроена прилегающая территория, включая объекты шаговой доступности. Срок сдачи объекта — 4 квартал 2019 года. Объем частных инвестиций — более 2,7 млрд рублей. По словам Алексея Наговицына, сейчас решаются вопросы с предоставлением банковского кредита и госгарантий. «Концертный зал на 1,6 тыс. мест позволит эффективно использовать здание после завершения мероприятий», — подчеркивают инвесторы. В качестве места организации международного пресс-центра определен ледовый дворец «Уральская молния» в непосредственной близости от «Таганая-2020».

Общественно-деловой центр — уникальное архитектурное сооружение в 34 этажа, высотой 170 метров, площадью 110 тыс. кв. метров. По словам гендиректора хозяйственного партнерства «Конгресс-холл» Виталия Передерия, строители приступили к заливке бетона: «По планам, темпы работ у нас такие — один этаж в неделю». Ожидается, что к моменту проведения саммитов здание будет введено в эксплуатацию. Проектная документация в Главгосэкспертизе: это 300 томов, которые должны быть заверены специалистами. Стоимость объекта предварительно оценивается в 9 млрд рублей. Ранее правительство области вложило в уставный капитал партнерства более 3 млрд рублей. «Центр свяжет два берега реки Миасс и будет архитектурной доминантой города, — подчеркивают строители. — Сейчас проводится укрепление береговой линии, очистка русла реки и работы на искусственном отсыпанном острове».

Реконструкция челябинского аэропорта находится под контролем федеральных и региональных властей, готовых подключаться к решению любых вопросов, затягивающих сдачу проекта. На фото: второй слева — Николай Цуканов, второй справа — Борис Дубровский 024_expert_ural_42-1.jpg
Реконструкция челябинского аэропорта находится под контролем федеральных и региональных властей, готовых подключаться к решению любых вопросов, затягивающих сдачу проекта. На фото: второй слева — Николай Цуканов, второй справа — Борис Дубровский

— Построенные объекты станут наследием, а созданная инфраструктура принесет практическую пользу жителям Челябинской области, — очертил перспективы Борис Дубровский. — Мы активно перенимаем лучшие практики Уфы, Астаны, Ташкента, где уже проходили подобные саммиты. Точно заимствуем гостеприимство, современные подходы к организации безопасности и к формированию городской среды.

Президентские поселки

По словам заместителя губернатора Руслана Гаттарова, подготовка мест размещения для участников саммитов началась еще в 2016 году с анализа ситуации и поиска инвесторов для создания гостиничных комплексов. «К международным мероприятиям готовятся 12 действующих отелей, еще четыре реконструируются и пять находятся в стадии строительства. Правительством региона оказывается активное содействие бизнесу. Применена нулевая ставка по налогу на имущество для гостиниц трех, четырех, пяти звезд, разработан механизм предоставления субсидии на строительство и реконструкцию президентских номеров в размере 5 млн рублей на один номер», — рассказал Гаттаров.

Реновация гостиничного фонда будет проведена за счет частных инвестиций. Так, в сентябре завершилась сделка по продаже законсервированной гостиницы Holiday Inn. Здание построено в 2007 году, под брендом известной международной сети отель проработал почти семь лет — до 2015 года. Несколько лет УК «МДМ», представляющая интересы банка-кредитора, искала для объекта нового собственника.

В сентябре 2018 года гостиница его обрела. В результате бренд сменится, но функционал сохранится, 4-звездочный отель реконструируют, увеличив номерной фонд. Он откроет двери в конце 2019 года.

На стадии строительства также находятся «Челябинск-Сити», Ibis Styles и другие гостиницы. Например, в 5-звездочном «Челябинск-Сити» (расположен в одно­именном офисном центре на главной пешеходной улице города) под номерной фонд переделываются три этажа, гостей примут 32 люксовых номера, будет реконструирована входная группа. Запуск обновленной гостиницы планируется к концу 2018 года. Ibis Styles будет открыта в конце 2019 года: проект реконструкции бывшего пансионата радиозавода «Полет» в трехзвездочную гостиницу со SPA-комплексом разработала московская компания. Основная тема оформления связана с метеоритом, который стал своеобразной визитной карточкой города. Управление объектом осуществляется по франшизе французской гостиничной сети Ibis, количество номеров — 96.

Гостиница на улице Курчатова, 28 на территории объекта незавершенного строительства, которое ранее планировалось использовать как дополнительную секцию стоматологического центра, получит категорию четыре звезды, в ней будет126 номеров. Гостиница на улице Васенко, 94 — три звезды, 72 обычных номера и десять люксов. Гостиница на улице Свободы, 4 — 85 номеров категорий «люкс» и «стандарт». Объект находится в прямой доступности от Общественно-делового центра.

Одним из мест проживания для членов делегаций станет новое общежитие Южно-Уральского госуниверситета на 1,5 тыс. мест. Во время проведения саммитов общежитие будет использоваться как гостиница и соответствовать трем звездам по международной системе классификации отелей. Ввести в эксплуатацию объект должны в мае 2020 года. «Общежитие будет состоять из двух секций 11 и 18 этажей. Конкурсная документация почти готова. В ближайшее время на счет университета из федерального бюджета на строительство поступят 714 млн рублей», — пояснил ректор ЮУрГУ Александр Шестаков.

Также к саммитам в окрестностях Челябинска будет построено три коттеджных поселка для размещения первых лиц и делегаций. «Так называемые президентские поселки будут располагаться в районах Смолино и Терема, а также в непосредственной близости от микрорайона Белый хутор», — рассказал глава Минстроя Челябинской области Виктор Тупикин. Ведутся проектировочные работы, выполняется визуализация меблировки и интерьера поселков. «Во всех строящихся местах проживания важно обеспечить качественную реализацию сервисных функций, для этого ведется поиск управляющей компании», — дополнил министр экономического развития Челябинской области Сергей Смольников.

— Владельцам гостиниц не нужно бояться, что после ШОС и БРИКС номера будут пустовать. Нагрузка только возрастет, мероприятий будет достаточно, — оценил перспективы отельного рынка вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области Марк Лейвиков.

Новая среда

Изменения городской инфраструктуры связаны с решением нескольких глобальных вопросов. Начнем с модернизации общественного транспорта. Она, во-первых, потребует комплексного обновления трамвайного и автобусного парков. В срок до 1 мая 2020 года с участием инвесторов предполагается поэтапная закупка нового подвижного состава. Во-вторых, предполагается формирование новой маршрутной сети и комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения. Новая сеть должна сократить дублирующие маршруты, создать транспортные связи с новыми микрорайонами, снизить количество мелкогабаритного нелегального транспорта. Третье направление — обеспечение безопасности и стандартов качества перевозки граждан с учетом современных технологий. Совместно с Национальным центром цифровой экономики, Центром экономики и инфраструктуры и министерством информационных технологий и связи Челябинской области ведется работа по созданию «умной» составляющей: это «умный трамвай и автобус», «умная остановка», «умная мобильность». В-четвертых, планируется создать центр организации дорожного движения (ЦОДД) как часть интеллектуальной транспортной системы города. ЦОДД должен повысить безопасность дорожного движения и качество транспортного обслуживания населения. Инвесторам, которые захотят участвовать в реализации этого проекта, региональный Минэк готов оказать поддержку.

По словам Сергея Смольникова, большинство трамваев в Челябинске имеют степень износа около 90%:

— Потребность в новых трамваях — около 400 вагонов. Предполагается, что трамваи займут примерно 35% рынка пассажирских перевозок (35 млн пассажиров в год), сейчас это 14%. Рассматривается возможность участия в решении этого вопроса Объединенной ракетно-космической корпорации, в структуру которой входит Усть-Катавский вагоностроительный завод. Вагоны будут поставляться на условиях контракта жизненного цикла, с полноценным сервисным обслуживанием в течение всего периода эксплуатации. Проект планируется реализовать с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Второй вопрос, требующий решения в рамках подготовки инфраструктуры, — благоустройство гостевых маршрутов. Совместно со специалистами Союза архитекторов России ведется работа по созданию единой архитектурной концепции центра города, которая должна быть реализована к 2020 году. Она предусматривает работы по благоустройству, озеленению, оценке состояния конструкций дорожно-транспортной сети, ремонту зданий и сооружений, замене сетей наружного ландшафтного освещения, архитектурному освещению фасадов, инженерному обеспечению. На всех гостевых маршрутах должны быть приведены в порядок фасады домов. Но, как подчеркнул Борис Дубровский, это должен быть по-настоящему качественный ремонт, который обеспечит долговечность, эстетичный вид и комфорт для жителей. Всего привести в надлежащий вид предстоит 306 многоквартирных домов. «Пришла пора создать единый современный архитектурный облик города», — сказал Борис Дубровский. Более 88 млн рублей выделено из федерального и областного бюджетов в рамках госпрограммы «Развитие культуры и туризма Челябинской области на 2015 — 2020 годы». Средства пойдут на ремонт фасадов учреждений культуры.

Из центра Челябинска исчезнут не только промышленные постройки, склады, гаражи, но даже нависающие над улицами провода. Депутаты Челябинской гордумы приняли несколько документов, регламентирующих размещение на улицах торговых ларьков, рекламных вывесок и остановочных павильонов.

В-третьих, будет модернизирована транспортная инфраструктура. «По 1 млрд руб­лей второй год подряд мы получаем от федерального центра на дороги в Челябинске. Эта программа должна продолжаться до 2025 года, — объясняет губернатор. — Мы сейчас обращаемся с просьбой выделять максимальные суммы до 2020 года, чтобы привести дорожную сеть в порядок». Уже в этом сезоне будут приведены в надлежащий вид все основные дорожные магистрали города. В частности, полностью отремонтируют дороги на Свердловском проспекте и проспекте Ленина, будет завершен ремонт трассы в аэропорт. Также построят дорожную развязку, которая соединит улицу Братьев Кашириных с улицей Российской, два подземных пешеходных перехода в центре Челябинска.

В-четвертых, до конца 2019 года будет обустроена набережная, очищено русло Миасса. Работы пройдут в рамках концессионного соглашения. В реконструкцию набережной планируется вложить около 1 млрд рублей частных инвестиций. «Набережная станет логичным продолжением всеми любимой Кировки, образуя единую пешеходную зону», — пообещал губернатор.

Экология

Регион планирует решить максимальное количество экологических проблем, в том числе ключевую — качество атмосферного воздуха. Планируется применить инновации, которые были сформированы правительством области совместно с Минэкологии РФ, профильным комитетом Госдумы и другими заинтересованными и компетентными органами.

— Что будем делать в этой связи? Мы видим необходимость к 2020 году максимально решить вопросы по рекультивации Челябинской свалки, прекратить эндогенные пожары на Коркинском разрезе и приступить к его рекультивации, провести природоохранные мероприятия на промпредприятиях. В Челябинске необходимо организовать работу по управлению качеством атмосферного воздуха с помощью квотирования выбросов вредных веществ, — объяснил Борис Дубровский. — В Челябинске до 35% выбросов — это транспорт. Максимально нужно переходить на транспорт с электроприводом. Это общий тренд. В Челябинске такая технология есть. Есть хороший опыт Москвы и других территорий, где стали появляться электробусы. Ну и, конечно, переход на газомоторное топливо. Это совсем другое воздействие на окружающую среду.

В рамках улучшения экологической ситуации регион вошел в приоритетный проект «Чистая страна» с проектом по закрытию и рекультивации городской свалки. С середины сентября коммунальные отходы из Челябинска вывозят на лицензированные полигоны в Полетаево и Урефты. Эта мера — временная, в дальнейшем транспортировка мусора будет вестись на полигон в Чишме, к строительству которого приступят в ближайшее время. Первый этап запланирован на март 2019 года.

— Закрытие свалки — историческое событие. Впервые решение о ее закрытии было принято еще при Советском Союзе, в 1989 году. Затем предпринималось несколько тщетных попыток его воплотить, что, по сути, было невозможно без создания альтернативного места хранения и утилизации мусора. Вступив в должность, я обозначил ликвидацию челябинской свалки как один из приоритетов. Таким объектам не место в современных городах-миллионниках. Свалка генерирует 60 тыс. тонн вредных веществ в год, этот показатель из года в год возрастал. Закрытие и последующая рекультивация положительно скажутся на состоянии атмосферного воздуха в Челябинске, — итожит Борис Дубровский. 

Справка:
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — международная организация, созданная в июне 2001 года в Шанхае. Членами ШОС на сегодняшний день являются семь государств: Россия, Индия, Казахстан, Киргизия, Китай, Пакистан, Таджикистан и Узбекистан. БРИКС — неформальное объединение пяти быстроразвивающихся стран: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Эта организация была основана в июне 2006 года.