Новость у нас только одна — одновременно хорошая и плохая: в структуре экономики субъектов РФ Урало-Западносибирского региона ничего не меняется вот уже несколько лет кряду. Всю промышленность тянут нефте- и газодобыча (у кого она есть), машиностроение и металлургия стагнируют, «зато у нас растет сельское хозяйство». Надо признать, региональные власти прикладывают колоссальные усилия по привлечению на свои территории инвестиций, но сторонние инвесторы (федеральные и зарубежные) готовы вкладываться преимущественно в ту же добычу углеводородов и АПК. Рыночная конъюнктура такова, что эти два сектора сегодня привлекательны и без каких-либо действий местных правительств.
Веяние времени — территории социально-экономического развития. Если до сих пор не добился их создания в своем регионе, значит, ты неуспешный губернатор. Но даже туда инвесторов не заманишь.
К настоящему времени имеется уже целый веер компаний, преимущественно московских, которые не только объявили о намерениях прийти в региональные ТОСЭР, но и подписали с местными властями соответствующие договоры. Увы, эти компании возглавляются г-дами Обещалкиными, которые не выполняют взятых на себя обязательств по вложению в срок оговоренных средств и созданию рабочих мест.
Почему? Потому что для серьезных преобразований элита должна смотреть на 20 лет вперед. У нас элиты имеют длинные интересы, но очень боятся, что не доживут до их реализации. Они короткохваты, поэтому часто не знают, куда вести страну, объясняет декан экономического факультета МГУ Александр Аузан (см. с. 40).
А пока губернаторы меняются на еще более эффективных, и каждый из них начинает деятельность с акцентом на привлечение инвестиций (см. с. 11). Но главные инвесторы региона — не в Москве и не за границей.
Они работают здесь, на территории, — и список 400 крупнейших мы приводим в этом номере (см. с. 44). Да, размеры их инвестиций в собственное производство могли бы быть и больше. Но откуда предприятиям взять деньги, если экономика регионов стагнирует, а доходы консолидированного бюджета неизменно растут? Это деньги, изъятые из экономики, и не факт, что государственные чиновники распорядятся ими эффективнее самого бизнеса.
Те же ТОСЭР предлагают потенциальным инвесторам большой набор налоговых преференций, но для бизнеса в условиях экономической турбулентности гораздо важнее не льготы, а наличие рынков сбыта. Гарантированный сбыт для малого производственного бизнеса может появиться только в условиях кооперации с крупными промышленными предприятиями. И опять все завязывается на топ-400.