Постулат Фрэнсиса Бэкона «Знание есть сила, сила есть знание» в новой российской транскрипции — научное знание, доведенное до общественного сознания, есть сила, которая принудит бюрократический аппарат к инновационному развитию страны
Никогда не было, и вдруг: популяризация науки предписывается РАН как одно из основных направлений деятельности. На заседании Президиума РАН в конце сентября обстоятельно рассмотрен п. 4 ст. 6. 253-ФЗ (с поправками от 19 июля) «Распространение научных знаний и повышение престижа науки и популяризации достижений науки и техники». Чем вызван столь крутой поворот в политике, науке и российской жизни?
Задачи популяризации науки в разные эпохи разнились. Великие европейские просветители XVIII — XIX веков (у нас, например, Ломоносов) идеализировали человеческую природу, верили, что прогресс общества пойдет через совершенствование разума, шли на битву против невежества и мракобесия. Советские идеалы ковались иными способами, а наука нужна была, чтобы крепить оборону и производство: специализированные знания требовали перевода на язык малоподготовленного массового слушателя.
Сегодня «популяризация науки» появилась в контексте ошеломившего всех майского указа — России велено в ближайшие годы войти в пятерку ведущих в научно-технологичном отношении стран. Это ж надо: и ничего в этом указе нет про обвальную для академической науки реформу РАН 2013 года, а в 2013-м и намека не было на намечающийся скачок.
Объяснение видится таким. Майский указ есть прямое следствие санкций, ухудшения международных отношений. Отбросим лубочное воодушевление некоторых аграриев: чем больше санкций, тем лучше. Все не так. Когда США начали бомбить Югославию, в ней одновременно выключились все станки с ЧПУ. Когда Трамп разорвал с Ираном ядерную сделку, там вмиг перестала работать большая часть банковских карт. Как далеко они могут зайти с «выключениями»? Очень далеко. Когда лидеры мира отказались от ядерного гриба, они не стали миролюбивыми, а потребовали от своего аппарата, чтобы неядерные «меры наказания» валили противника не хуже бомбы. Где «дно» санкций для нас? Когда в один момент выключится интернет, перестанут ходить поезда, погаснет свет, остановятся капельницы в больницах?
В России нет своей элементной базы для электроники, она вся чужая, и руководство страны, зная правду, дает отмашку: немедленно войти в «пятерку» стран. Чиновники, срочно организуйте инновационную эволюцию! Не в этом ли ключ к новому пониманию популяризации науки: политикам потребовалась сила, которая будет давить на аппарат, обязывая действовать. И сила эта — мировидение народа. Как говорил Аристотель, мнение большинства — элемент нравственной и государственной самоидентификации. На понятном примере: народ понимает значение хороших вооружений, сильной армии — и правительство безропотно выделяет на это триллионы.
Получается, чтобы преодолеть инерционность мышления бюрократа, надо чтоб народ был преисполнен широкого научного кругозора. Поучителен пример Китая. Как рассказывал на заседании президиума РАН вице-президент РАН академик Алексей Хохлов, председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин назвал научно-технические инновации и популяризацию науки «двумя крыльями в реализации инновационного развития».
Новое значение популяризации науки этим, конечно, не исчерпывается. Четверть века общество в мировоззренческом вакууме — и вдруг обнаруживаем: научный кругозор широких масс населения, если бы он был, объективно соответствовал бы стратегическим целям общества и государства. Нагнетается обработка и запутывание общественного сознания, следовательно, нужен некий компас, критерий истины — и таковым может быть только научное мировоззрение. Оно же станет преградой наступлению на общественное сознание лженаучных и паранаучных знаний — с этим сейчас беда. У общества есть глубинные страхи — захватит ли искусственный интеллект рабочие места, будет ли наука завтра помогать самосохранению и выживанию человечества или наоборот и т.д.: на все вопросы обязана отвечать популяризация. А для школьников познание мира через популяризацию даст понятийный противовес той зубрежке кроссвордов, к которой их принуждает ЕГЭ. Если же старшеклассника увлечет перспектива научной карьеры, этот социальный лифт поможет ему подняться над имущественным и социальным расслоением общества.
Популяризация нужна и при принятии ведомственных решений: мы должны продвигаться к научно обоснованному подходу в пику волюнтаризму. Уходит гайдаровское «меньше государства», и новое время требует понятий, похожих на «социалистические»: организация, целеполагание, целедостижение в политике. Эта системность — в логике науки.
Наконец, крутой вираж: кто субъект общественного мнения? По привычке ответим — большинство населения. Но это не так, если речь идет о научном кругозоре: субъектом общественного мнения тут может быть и меньшинство — ученые, которые создают знания. И вот по определению неполитическая РАН превращается в самостоятельного участника политического процесса…
Ложка дегтя: из-за нехватки знаний «средний человек» сегодня не способен судить о том, чем занята наука. Властвуют недооценка, неосведомленность.
О практических мерах: СМИ, воспитательно-образовательные мероприятия и учреждения, система непрерывного образования, музеи и фестивали науки (в том числе «NAUKA 0+», проводимая с легкой руки академика Виктора Садовничего с 2014 года). Организовать региональные органы популяризации. Внедрять популяризацию науки как в сферу экономических отношений (в кооперации с Торгово-промышленной палатой РФ), так и в блогосферу.
Источником популяризации призваны стать сами академические институты. (Добавим: а государство, уж если вписало популяризацию в Устав РАН, должно бы внести эту деятельность в оплачиваемые из бюджета госзадания.) Президент РАН академик Александр Сергеев: «Просветительская задача — наша уставная деятельность. Стоит совместно с Государственной думой, с Советом Федерации, с университетами, со средствами массовой информации, с обществом «Знание» выступить с инициативой объединения тех, кто занимается популяризацией. Провести Съезд просветителей страны с доведением этого проекта до первых лиц государства — тогда будут даны важные поручения и многие оргвопросы решились бы автоматически».
Государство, как известно, — это эволюция стандартов. Государству позарез нужен комплект высоких стандартов популяризационной деятельности. Вслед за Китаем.