В ближайшие шесть лет вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России должен превысить 30% (сейчас 22%), а госзакупки у МСБ — увеличиться с сегодняшних 2 трлн до 5 трлн рублей. Для этого небольшим компаниям предстоит создать почти 6 млн новых рабочих мест (их количество вырастет до 25 миллионов), укрепить экспортный потенциал. Амбициозные задачи поставлены в нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство» (вместе с 11 другими нацпроектами разработан правительством РФ, паспорта внесены в совет при президенте РФ, десять из них, включая паспорт МСБ, уже утверждены).
Как достичь заявленных показателей? Во-первых, на развитие МСБ планируется выделить полтриллиона рублей, в том числе до 2021 года — более 135 миллиардов. «В основном эти деньги пойдут на финансовую поддержку и акселерацию бизнеса», — говорит президент «Опоры России» Александр Калинин. Кроме того, на шестилетний срок запланирована выдача более 10 трлн льготных кредитов по формуле ключевая ставка плюс 2%, причем конечная ставка для заемщика не должна превышать 8,5%. Уже в следующем году будет выдано свыше 1 трлн рублей. «Отобраны 15 банков, и с февраля мы ожидаем активной выдачи с их стороны кредитов по льготной ставке. Если вы столкнетесь с тем, что банки-участники этой программы не предлагают их, вы можете написать на специальный почтовый ящик, созданный в министерстве, — smb@economy.gov.ru», — призывает предпринимателей глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин.
Во-вторых, предполагается упростить условия работы для малых предприятий. Для этого на два года будет продлен мораторий по проверкам (действовал последние три года, в 2018-м, например, прокуроры исключили 62 тыс. мероприятий из 412 тысяч предложенных контрольными органами). Законопроект о продлении «надзорных каникул» с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года подготовило Минэкономразвития. Правда, есть исключения: плановые проверки обязательно будут проводиться на предприятиях, работающих в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности, в соцсфере.
В-третьих, будут предельно упрощены все процедуры создания и ведения собственного дела. Так, по словам главы Минфина РФ Антона Силуанова, планируется освободить предпринимателей, применяющих упрощенный режим налогообложения и использующих контрольно-кассовую технику от подачи налоговых деклараций. Это коснется более 1 млн налогоплательщиков в 2024 году. «Бизнесы, которые будут регистрироваться в электронном формате, будут регистрироваться с нулевой платой», — дополнил Максим Орешкин.
В-четвертых, небольшим фирмам, по замыслу разработчиков нацпроекта, нужно расширить доступ на отечественный рынок. Ожидается, что в этом году госкомпании закупят у них продукцию на 3 трлн рублей, правда, еще в 2015 году эта сумма не превышала 100 млрд рублей. По мнению представителей МСБ, именно слабый спрос на их продукцию является основным ограничением для развития сектора. «С 1 января 2019 года правительство предоставит преференцию: при закупках госкорпораций российские производители могут победить в тендерах даже в тех случаях, если их цены на 15% выше», — рассказывает Александр Калинин.
Помогут ли масштабные меры развитию МСБ и какие барьеры предстоит устранить на его пути, обсудили участники III Конгресса малого и среднего бизнеса Тюменской области «Стратегии развития бизнеса: эффективные инструменты поддержки и экспортный потенциал», организованного АЦ «Эксперт» и «Э-У» при поддержке и участии правительства Тюменской области.
Качели: санкционные и надзорные
— С начала 2017 года произошел перелом в настроениях федеральной, а затем и региональной властей, который отразился на экономической политике: акценты были перенесены с поддержки импортозамещения на поддержку экспорта, — анализирует ситуацию заведующий отделом экономической теории НИ ИМЭМО РАН, заведующий кафедрой мировой экономики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Афонцев. — И тенденции, которые мы наблюдали в 2017 году и в начале 2018 года, стали подтверждением правильности выбранного курса. Но не все идет гладко. Два раунда расширения санкций в отношении российской экономики, в апреле и августе 2018 года, отразились в статистике провалами конъюнктурных показателей. Это тревожный сигнал. Поскольку эти провалы оказались краткосрочными, у многих экспертов возникло искушение считать несущественными угрозы, связанные с новыми санкциями. Однако такая позиция чрезмерно оптимистична. Принципиально важен тот факт, что в санкционной политике США фактически произошел переход от одной группы обвинений против России к другой. Сначала санкции вводились под предлогом вмешательства в кризис на Украине. В 2016 — 2017 годах к этим обвинениям прибавился целый набор претензий — от вмешательства в выборы президента США до дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке. Теперь Россию обвиняют в нарушении Конвенции о запрещении химического оружия (КХО) в контексте пресловутого «дела Скрипалей». И это очень серьезно. Достаточно напомнить, что именно обвинения в нарушении КХО служили основанием для санкционного давления на Ирак, а затем и для вторжения в эту страну. Вероятный сценарий развития событий состоит в том, что России будут предъявляться жесткие и неприемлемые условия, связанные с признанием предполагаемых нарушений и допуском международных экспертов на наши объекты, причем невыполнение этих условий будет служить поводом для ужесточения санкций и выдвижения еще более жестких ультиматумов, и так далее. Такие качели могут раскачиваться очень долго, что может привести к дальнейшему росту торговых ограничений против России, запретам на кредитование российских юрлиц и резкому проседанию финансовых рынков.
Сергей Афонцев обозначил ключевые риски для развития МСБ:
— Во-первых, санкционная политика мешает бизнесу наращивать производственные мощности. Кредитные ресурсы ограничены, обходятся дорого, да и брать их в условиях высокой неопределенности (чего стоит только рост курса доллара более чем на 20% с начала апреля по начало сентября) весьма рискованно. Во-вторых, низкие доходы населения. По данным Росстата, в сентябре реальные располагаемые денежные доходы россиян оказались на 1,5% ниже, чем годом ранее. В этих условиях рассчитывать на рост потребительского спроса трудно. В-третьих, компаниям МСБ стать поставщиками для госкомпаний по-прежнему практически нереально из-за множества неформальных аспектов участия в конкурсах.
— У всех компаний одни и те же проблемы — кадры, финансирование. Это то, с чем мы встречаемся каждый день, — делится генеральный директор компании «СибСтрой-Экология» Рустам Утешев. — Нам повезло, мы работаем с наиболее стабильной отраслью — дорожниками и нефтяными компаниями. Но и это не является гарантией отсутствия трудностей. За пять лет оборот компании вырос с 30 до 300 миллионов.
Я могу сделать и 3 миллиарда, вот, пожалуйста, контракты, но мне нужны деньги. Мне предлагают миллиард, но под залог в 2 миллиарда. Где я возьму залог? Что я могу вам дать?! Только контракты, но наши финансовые институты так не работают. Я могу взять меньше, например, 3 или 5 миллионов, но для меня это слишком маленькие суммы. Все наши производственные линии были обустроены за счет собственных средств, и это очень плохо: свои деньги надо тратить на себя. А работать на кредитные. Нам нужно адаптироваться к существующим условиям и вместе думать о поиске решений. Подсказки есть. Например, в Китае. Там, если предприниматель открывает предприятие, с него шесть лет не берут ни одного налога.
— Определенным риском для бизнеса являются изменения законодательства по экспортному контролю, — считает директор компании «Инновационные материалы» Сергей Моисеев. — Беспокоит, что при упрощении некоторых процедур по контролю экспортных операций периодически вводятся новые требования, о которых мы, как правило, узнаем по факту. Чтобы их выполнить, приходится очень бодро работать. Но ради справедливости скажу: за последние 4 — 5 лет надзорная функция государства стала мягче.
— Есть миф, что малого и среднего бизнеса у нас в стране мало. Просто многие в тени — ни ФНС, ни ПФР их не видят. Экономика страны сегодня на 39% в тени, а люди, в ней задействованные, по сути, не имеют никаких отношений с государством, — развивает тему тюменский бизнес-омбудсмен
Лариса Невидайло. — На доходы и развитие предпринимателей влияют частые изменения в законодательстве, налоги, вытеснение за счет лоббирования интересов крупного бизнеса. Как изменить ситуацию? Вернуть принцип и структуру обязательных платежей в виде ЕСН со ставкой в 14%. Вместе с НДФЛ это будет на уровне 2010 года — 27%: 13% НДФЛ и 14% обязательные платежи. Затем можно будет ужесточить требования и обеспечительные меры по уплате. Сегодня до 70% микробизнеса в тени в части зарплатных налогов, так как не тянут полную ставку. И здесь цена вопроса для страны с точки зрения выпадающих доходов не очень велика, потому что весь малый бизнес в России платит меньше налогов, чем один Газпром. Далее: заменить все виды отчетов, подаваемых микробизнесом по разным постоянно изменяющимся формам, в разные инстанции и учреждения единой формой отчетности, сдаваемой раз в год через учреждения МФЦ. Каждая инстанция, которой необходима определенная информация, получает ее в отношении любого предпринимателя и предприятия из МФЦ через отработанные каналы и базы данных. Сейчас каждое малое предприятие сдает до нескольких десятков таких отчетов. Это требует привлечения сторонних специалистов и также ложится на себестоимость продукции. Стандартизация данной сферы приведет к значительной экономии времени и денег.
Экспорт в малых формах
Сергей Афонцев рекомендовал предпринимателям пристально присматриваться к возможностям, которые открываются в рамках поддержки экспортно ориентированных компаний. «При этом надо понимать, что реализация проектов по обслуживанию внешнего спроса требует инвестиционных вложений с перспективой два-три года минимум. С деньгами и каналами сбыта помогут различные программы господдержки, а также взаимодействие с региональными объединениями предпринимателей — особенно там, где такие объединения имеют эффективные механизмы диалога с регуляторами».
— В Тюменской области количество предприятий-экспортеров растет, — подтвердил тенденцию директор областного департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Леонид Остроумов. — Если в 2016 году на внешнем рынке работали 138 тюменских предприятий, то в 2017 году — уже 161, при этом 110 из них относятся к категории МСБ.
По словам Леонида Остроумова, в 2017 году общий объем экспорта в регионе превысил 2,9 млрд долларов:
— Это в 1,4 раза больше, чем в 2016 году. По итогам 2017 года наблюдается увеличение экспорта произведенных в Тюменской области продуктов нефтехимии, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 11%. Экспорт изделий из древесины вырос на 34,7%, промышленного текстиля — почти в два раза. В 2017 году для заинтересованных предприятий разрабатывалась пошаговая инструкция выхода на экспорт с учетом отраслевой принадлежности товара и страны назначения. По трем отраслям (деревообработка, пищевая промышленность и АПК, изделия из синтетических материалов) разработано 189 дорожных карт по 27 товарным позициям в разрезе семи стран.
— В Тюменской области с апреля 2018 года реализуется масштабный и амбициозный проект «Экспортный марафон». Главная задача — помочь предпринимателям в поиске рынков сбыта, — рассказала директор Центра внешнеэкономической деятельности Торгово-промышленной палаты (ВЭД ТПП) Тюменской области Ольга Воллерт. — ТПП является оператором этого проекта. Выделены несколько направлений, приоритетных для развития экспорта, — деревообрабатывающая и пищевая промышленность, нефтегазовое оборудование, производство синтетических материалов. Мы тесно контактируем с отраслевыми ассоциациями, чтобы понять, какие рынки им интересны, что мы можем им предложить. Какими инструментами для поддержки действующих и потенциальных экспортеров мы пользуемся? Во-первых, выставочно-ярмарочные мероприятия, во-вторых, бизнес-миссии, в-третьих, информационно-консультационные и образовательные услуги. Благодаря этой работе заключено более 30 контрактов на сумму 110 млн рублей.
По мнению Ольги Воллерт, тюменские производители конкурентоспособны на рынках стран СНГ:
— Поэтому большое внимание мы уделяем таким странам, как Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и Киргизия. Но на этих государствах мы не останавливаемся. Считаю, что тюменские предприниматели могут заинтересовать партнеров из Китая, Вьетнама, Ирана, Монголии. Например, в Иране прошли очень успешные переговоры предприятий лесопромышленного комплекса, производителей нефтегазового оборудования и органических удобрений. Самое главное, что представители МСБ получили важную информацию, как нужно выходить на этот рынок, с кем работать. В октябре была очень эффективная бизнес-миссия во Вьетнам. В этой стране, а также в Китае, Азербайджане и Казахстане мы создали свои представительства. По сути, у нас появились эксперты, непосредственно связанные с ведением бизнеса в этих государствах, досконально знающие рынки и обладающие возможностями продвижения и экспорта тюменских товаров.
— Но не нужно расслабляться и думать, что «зайти» на новые рынки очень просто. Самая распространенная ошибка начинающих экспортеров — уверенность в том, что их товар уникален: достаточно приехать, представить продукцию и через неделю-две пойдут контракты, к тому же все это не потребует существенных затрат, — предостерегает предпринимателей глава Центра ВЭД ТПП. — Так не будет. Это затратный и долгосрочный процесс. Вам нужен обученный для экспортной работы персонал, и мы проводим такие образовательные треки. Мы часто слышим, что Поднебесная может вобрать в себя любые товары, но вынуждены констатировать, что не все тюменские предприятия готовы к тем объемам, который запрашивает китайский рынок, не готовы соблюдать их требования по маркировке и срокам хранения продукции. Способствовать продвижению товаров будет открытие постоянной экспозиции Тюменской области в Шанхае, где будут представлены товары, которые соответствуют требованиям китайского рынка.
Сбербанк представил участникам конгресса новый проект — бесплатную онлайн-площадку для поиска и продажи товаров и услуг по всему миру «Bank of Business Partners». Платформа была запущена в декабре 2017 года. На ней размещено почти 9 тыс. предложений и зарегистрировано более 17 тыс. пользователей из 143 стран: России, Китая, США, Индии, Великобритании и других.
По словам директора управления организации продаж РГС Западно-Сибирского банка Сбербанка Андрея Двоеглазова, «Bank of Business Partners» объединяет людей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью или только планирующих начать свой проект. Онлайн-площадка помогает быстро находить бизнес-партнеров и исполнителей для любых задач, легко размещать услуги, связанные с внешнеэкономической деятельностью, и продавать товары в любой стране мира, получать онлайн-поддержку экспертов по связанным вопросам.
— Проект позволит представителям бизнеса устанавливать и расширять торговые, экономические и научно-технические связи между организациями, фирмами и предпринимателями Тюменской области и других стран, — отмечает Андрей Двоеглазов.
Ориентированные на поддержку
Потенциал развития МСБ, в том числе экспортный, зависит от общего уровня поддержки бизнеса в регионе, считает Сергей Афонцев. Леонид Остроумов напомнил, что в 2018 году Тюменская область возглавила национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ:
— Это результат планомерной работы по улучшению условий для создания и ведения бизнеса. Нам удалось сократить время на получение разрешения на строительство с 423 дней в 2012 году до 82 дней в 2017 году, подключение к электросетям — с 281 до 90 дней соответственно и т.д. Сформирована сеть инфраструктурных площадок для бизнеса — индустриальные парки, бизнес-инкубаторы, технопарк, муниципальные площадки. Для инвестиционных проектов в приоритетных отраслях предоставляются займы до 50 млн рублей. Микрозаймы на реализацию небольших инвестиционных проектов в пищевой, деревообрабатывающей и других отраслях выдаются под 3% годовых в объеме до 3 млн рублей. Расширен перечень видов предпринимательской деятельности, на которые при применении специальных налоговых режимов распространяется нулевая ставка. Одной из ключевых форм прямой финансовой поддержки остается развитие лизинга оборудования: возмещение затрат по уплате первого взноса при заключении договоров лизинга — до 5 млн рублей по каждому договору, но не более 50% первоначальной стоимости предмета лизинга. Действует дифференцированная финансовая поддержка: предпринимателям предоставляют займы и микрозаймы фонд «Инвестиционное агентство Тюменской области», Фонд микрофинансирования Тюменской области. Одним из основных мероприятий является повышение доступности кредитных ресурсов с помощью программы стимулирования кредитования субъектов МСП, разработанной Корпорацией МСП, которая принимает на себя часть финансовых рисков предпринимателей и кредитных рисков банков.
— Займы под 3% годовых — это уникальная программа не только для региона, но и для России, — уточняет начальник отдела привлечения и сопровождения инвестиционных проектов фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области» Александр Бобров. — Получить такой заем могут предприниматели, включенные в реестр инвестпроектов. Решение о включении в реестр принимает экспертный совет «Фабрики проектов». Смысл программы в комплексной системе оценки предпринимательских идей и поддержке проектов. Уже на этапе включения в реестр мы помогаем формировать финансовую модель с учетом оптимальной схемы использования федеральных и региональных программ поддержки и институтов развития.
По словам Александра Боброва, Инвестиционное агентство ориентировано на сопровождение проектов по принципу одного окна:
— У нас заключены соглашения со всеми ресурсоснабжающими организациями, представленными в регионе, муниципальными образованиями, выстроены эффективные коммуникации для оперативного решения оргвопросов. Успешно работает программа по предоставлению земельных участков без проведения торгов для реализации масштабных проектов (для города Тюмени — инвестиции от 30 млн рублей/от 30 рабочих мест; для районов параметры проекта снижаются). Участки также предоставляются без аукциона для строительства промышленных объектов на территории одного из трех индустриальных парков — Боровского, Богандинского, Ишимского. Резиденты обеспечены инженерными коммуникациями и могут рассчитывать на налоговые льготы.