Развитие мегаполисов заходит в тупик. Увеличение количества машин, загрязнение атмосферы выхлопными газами, возрастание трат на обслуживание и ремонт городского хозяйства, уплотнительная застройка и рост башен-небоскребов, по сути, выталкивают из города самих жителей. Люди вынуждены переезжать на городские окраины — в спокойные зеленые островки. Но и это не решает проблемы: необходимость транспортной доступности расширяет сеть автодорог, еще больше увеличивает поток машин, ведет к поглощению городом окраин.
Концепция, предложенная профессором Уральского государственного архитектурно-художественного университета, директором «Архитектурного ателье академии» Михаилом Матвеевым, предполагает поэтапное формирование надземного города — начиная с самого центра мегаполиса. По мнению екатеринбургского архитектора, строительство на 30-метровой высоте второго слоя поможет не только решить проблему постоянного разрастания города, создать горожанам дополнительный комфорт с элементами деревенской жизни (каждая семья получит наверху по приусадебному участку), но и освободить внизу место для самой природы — садов и парков. На первый взгляд, предложение выглядит утопией. Хотя какие здесь могут возникнуть сдерживающие факторы — технологические, психологические, финансовые? Давайте разберемся.
Миллион лет без перемен
— Михаил Гаврилович, как вы пришли к идее надземного города? Что вас вдохновило?
— В середине 70-х годов прошлого века мы, пацаны, только что закончившие Свердловский архитектурный институт, вышли с инициативой проектирования и строительства в Свердловске молодежного жилого комплекса (МЖК). Посмотрев на нашу молодость и энергию, нас поддержал Борис Ельцин, который в то время руководил Свердловской областью.
У нас была большая команда молодых проектировщиков и строителей. И поскольку на тот момент район будущего строительства, Каменные палатки, был практически за чертой города, мы придерживались концепции строительства индивидуального жилья. Здесь была девственная природа, родники, рабочие Верх-Исетского завода ходили сюда охотиться на уток. Но Ельцин сказал «нет», потому что требовалась большая плотность застройки многоэтажными домами. Рядом был построен завод крупнопанельного домостроения.
Так с 1976 года за десять лет мы создали первый в истории СССР экспериментальный Молодежный жилой комплекс (МЖК № 1) в будущем Комсомольском микрорайоне Свердловска (ныне Екатеринбурга). Результат этого эксперимента привлекает внимание мировой общественности уже более сорока лет. Он стал лауреатом Всемирного биеннале архитектуры в Софии «InterАrh-1983», а также премии Ленинского комсомола. Уникальность МЖК обусловлена не только тем, что его придумали, спроектировали, построили, обеспечили его функционирование и стали его обитателями совсем юные, начинающие самостоятельную семейную жизнь люди, но прежде всего — максимально полноценной системой жизнеобеспечения и всей необходимой социальной инфраструктурой. Мы сделали нашу жизнь такой, о какой мечтали! Наш пример был многократно тиражирован в разных уголках СССР. Может быть, и хорошо, что мы не построили там коттеджный поселок. Хотя до сих пор жалко лесную чащу и родники…
Именно в то время я задумался над тем, как не топтать первозданную природу своими строениями. Тогда и зародилась идея надземного градостроительства, главный принцип которого — минимальное вторжение в природу.
Меня всегда волновал такой момент. Все твари, которые рождены на Земле, живут в полной гармонии с природой. А человек, видимо, чужой на этой планете? Мы вылезли из пещер, стали строить себе жилье, грубо вторгаясь в природу. И самое печальное, что так происходит уже миллион лет, а принципы строительства жилья не изменились. Хотя, например, эволюция автомобильного транспорта — от телеги до «Ламборджини» — заняла всего лишь столетие.
Для защиты от атмосферных воздействий мы по-прежнему строим примитивные коробки, городим клетушки. И до сих пор эти принципы планировочного решения для человеческой обители распространяются даже на самые элитные дома. Чем сегодняшнее жилье vip-класса принципиально отличается от того, что строили в доисторические времена? Те же коробки, только чуть просторнее прихожая, повыше потолок плюс модные радиаторы. А в целом, по существу, — дискомфорт, который сегодня усугублен тем, что мы вынуждены пользоваться лестницами, транспортом, переходить по светофорам дорогу и т.д. То есть сегодня в городах человек вытесняется тем, что некорректно называется системой транспорта. Город теперь не для людей. И люди вынуждены в выходные дни уезжать из этого города подальше от загазованности на природу.
А зачем куда-то ехать, надо менять обитель! Мы уже сегодня можем построить над городом второй слой, модернизировав инженерные и транспортные коммуникации, а на землю вместо обветшалых строений, исчерпавших свой срок, вернуть лес, разбить сады и парки.
— Но концепция второго слоя не нова.
— Конечно, еще 70 лет назад фантасмагорические идеи надземных городов выдвигали архитекторы и футурологи Йона Фридман, Жак Фреско, Ле Корбюзье и др. Но в то время это невозможно было реализовать технически. Сегодня такая возможность есть. Созданы нужные технологии, материалы и прогрессивные системы жизнеобеспечения и транспорта.
Эти идеи уже были воплощены в ряде отдельных зданий, в том числе в Советском Союзе. Например, в 1975 году по проекту архитекторов Георгия Чахавы и Зураба Джалагхании в Тбилиси построено здание министерства автомобильных дорог Грузинской ССР. Значительная часть этого объекта поднята над землей, а под зданием расстилается природный ландшафт, включая маленький ручей. Конструкция состоит из пяти горизонтальных, двухэтажных поперечных балок (ригелей), которые выглядят сложенными друг на друга. Балки опираются на три ствола, в них находятся лестницы и лифты. Несущие конструкции выполнены из стали и железобетона и зафиксированы на массивной скале.
Другой парящий объект — пансионат «Дружба» — построен в 1985 году в окрестностях Ялты. Это круглое здание, также поднятое над землей на трех башнях-опорах, в которых размещены лифты, лестницы и коммуникации. Многотонное пятиэтажное кольцо жилой части диаметром 76 метров и шириной 12 метров, рассчитанное на одновременное пребывание 400 отдыхающих, опирается на природный грунт этими «ногами». Кольцо будто свободно парит в пространстве, как летающая тарелка. Выбор такой формы архитектором Игорем Василевским помог решить сразу несколько задач: построить объект на крутом склоне без изменения естественного рельефа, максимально сохранить существующую растительность и расширить границу обзора — из окон открывается вид на морские просторы и неповторимую крымскую природу.
То есть такие архитектурные решения осуществлялись еще во времена СССР и демонстрировали щадящее отношение к природе.
— Вероятно, за рубежом концепция надземного города воплощена еще масштабнее?
— Есть несколько городов, преимущественно перенаселенных азиатских мегаполисов, где реализованы эти идеи, но не в том контексте, для других целей. Возьмите Сингапур. Там сооружена целая система горизонтальных небоскребов, параллелепипеды положены друг на друга. Но все это сделано в основном для бизнеса, без использования принципов, которые в моей концепции являются изначально базовыми.
Будут яблони цвести
— Расскажите подробнее о вашей концепции.
— У этой концепции глобальная миссия: убедить весь мир, что единство человечества, его гармоничное сосуществование с живым миром планеты — единственный путь долгого и счастливого пребывания человека на Земле. У нас есть возможность создать для людей комфортный новый город, не снося город старый. Надземная структура будет беспрепятственно простираться над любой поверхностью, в том числе водной, над рельефом, лесами, пустынями, тундрой, ледовыми территориями полюсов (при необходимости), безболезненно увеличивая плотность населения, заменяя внизу ветхую застройку парками и планомерно освобождая землю от наземного транспорта.
Главный принцип — создание полноценного комфорта для жителей города, где люди живут над землей с видом на природу в индивидуальных квартирах с отдельным входом, как в коттедже, со своим приусадебным участком, с бассейном, песочницей для детей, дышат чистым воздухом.
Рядом, через пространство оранжереи-атриума с управляемым микроклиматом, расположены службы быта, общепита, детские дошкольные и учебные заведения, салоны красоты, фитнес-залы и т.д., прогулочные озелененные террасы-улицы. Уровнем ниже — бизнес-комплекс, офисы, система предприятий легкой и пищевой промышленности, торговые структуры и инженерный отсек.
В сердцевине блока-модуля находится русло многожильной транспортной сети — на основе идеи гиперлупа (пневматического поезда, перемещающегося по надземному трубопроводу, в котором поддерживается давление, близкое к вакууму; идея предложена в 2013 году американским венчурным предпринимателем Илоном Маском. — Ред.).
Визуально не воспринимаемый беспилотный индивидуальный, общественный, грузовой и специальный транспорт обеспечивается кибернетической системой с индивидуальными программами его использования (принцип сотовой связи).
Небесный город в перспективе оптимален для применения систем умного дома, а также воздушных систем перемещения.
А на земле остается вся существующая инфраструктура, которая интересует людей в крупных городах, — театры, стадионы, ипподром, зоопарк и другие масштабные объекты, которые нет смысла поднимать на второй селитебный уровень. При этом они находятся рядом, нужно всего лишь несколько минут скоростного комфортного транспорта, чтобы добраться от своего коттеджа.
Здесь идет речь исключительно о необходимости сохранения, оздоровления и развития крупных населенных пунктов. Представители же человечества, обладающие желанием и возможностями исключить себя из городского социума и обеспечить свой быт условиями усадьбы в гектарах реликтовой рощи на побережье тропических морских угодий, всегда смогут погостить в условиях отеля или апартаментов нашей мегаструктуры.
— Была ли какая-либо апробация этих идей?
— Мной выполнено 12 проектов надземных зданий. Например, в 2001 году на международном конкурсе первое место занял проект Дворца конгрессов «Центр ЮНЕСКО» в Екатеринбурге. Это горизонтальный небоскреб в форме подковы для 36 клубов ЮНЕСКО, поднятый на нескольких стволах, которые содержат транспортные коммуникации (лифты, лестницы, инженерные сети), над стрелкой городского пруда. Дворец задуман как бы небесной оправой для памятника архитектуры — спорткомплекса «Динамо». Проект не был реализован, как и другие, получившие высшие награды и золотые медали на международных форумах инноваций и инвестиций.
В этом году первое место в конкурсе на концепцию Всемирной выставочной площадки Экспо-2025 для Екатеринбурга получило предложение создать полноценную мегаструктуру второго слоя фрагмента города над поймой реки Исеть, ее высотный градостроительный ориентир. Река везде является градообразующим фактором.
— Но Экспо мы проиграли.
— Эта концепция станет еще более целесообразна для Экспо-2030. Федеральный центр обещал направить в случае победы на строительство Экспо-парка сотни миллиардов рублей. Мое предложение состоит в предельно рациональном использовании этих средств. Здравый смысл и экономия в том, чтобы на правом берегу Верх-Исетского пруда не сносить дома, не выселять жителей, не проводить масштабные земляные работы, не асфальтировать полсотни гектаров под автостоянки. В моем предложении все выставочные павильоны размещаются на площадках надземной мегаструктуры. А после завершения Экспо и эвакуации павильонов будем использовать готовую мегаструктуру для жилых и иных целей для горожан — восполняя дефицит площадей в центре Екатеринбурга, не изменяя наземную застройку.
Небесная мегаструктура в центре Екатеринбурга выступает, во-первых, в качестве главного экспоната России на Всемирной выставке и демонстрирует пример градостроительной экоурбанистики будущего человечества. Во-вторых, она служит началом преобразования Екатеринбурга с целью эффективного выхода мегаполиса из кризисного тупика, формируя конкретные пути стратегии пространственного и территориального, а также социально-экономического развития города и агломерации.
Стройиндустрия 2.0
— Поговорим о технической стороне проекта. На чем будет держаться надземная мегаструктура?
— Опоры для первого слоя предусмотрены высотой в пределах 30 метров (у нас редко деревья растут выше этой отметки) и практически не потребуют решения задач землеотвода, так как имеют габарит, не превышающий площади трансформаторной будки. Точки размещения опор согласованы с существующей квартальной застройкой Екатеринбурга.
Внутри несущих конструкций, как уже сказано, — лифты, лестницы, инженерные коммуникации. При необходимости на ранних этапах отказа от наземного транспорта опорные стволы могут оснащаться системой хранения личного транспорта.
— На втором слое предполагается транспорт для горизонтального перемещения?
— В сердцевине всей небесной мегаструктуры будет находиться транспортная система. Это беспилотный скоростной экологически чистый транспорт. Он должен быть как индивидуальным, так и групповым, заходить в него сможем прямо из своей квартиры, для этого не нужно опускаться вниз. Такие виды транспорта уже созданы и внедряются в мегаполисах. Например, под Минском строится Экотехнопарк, где будет применяться Sky Way — надземная транспортная система, в которой движение организовано при помощи подвесных рельсов, натянутых между опорами. Или, как было отмечено, — гиперлуп. Скорость подвижного состава может быть свыше 500 км/ч, а его движение регулируется автоматически.
Транспортная система разрастающейся структуры небесного города не только станет способом передвижения жителей второго слоя, но и будет интегрирована в общегородскую систему общественного транспорта. Благодаря скорости передвижения и отсутствию заторов такая транспортная система станет основным средством передвижения горожан по городу. Со временем блага внутри небесного города (комфорт жилья, школы, офисы крупных компаний, быстрый транспорт) переманят наземных жителей на второй слой, и интерес к наземному домостроению начнет уменьшаться. Природу Земли освободят от вторжения транспортной структуры и нерациональных сооружений, веками загромождающих ее. На месте шумных магистралей в город вернется природа. Ни людям, ни животным, ни растениям такой транспорт не опасен, в этом суть идеи системы расселения города будущего.
— Второй слой не заслонит солнце на земле?
— Прежде всего движение солнца в течение дня по отношению к пространственной структуре, расположенной над землей, исключает образование «мертвых» зон (областей постоянной тени), как при обычной застройке, где снежные сугробы у северных фасадов стоят черными до июня.
Небесная мегаструктура выполнена с расчетом предельной минимизации затеняющего влияния за счет продуманной геометрии формы сечения горизонтальных элементов. Рациональное применение подзеркаленных ограждений в фасадных поверхностях обеспечивает отражение небосвода и создает впечатление парящего над землей сада (благодаря растительности на жилых террасах), придает всей структуре второго слоя города легкость. Таким образом, психологическое давление огромных конструкций над головой наблюдателя исключается.
При этом отражение солнца и светлого неба фасадами одного модуля гасит тень на землю от соседнего противоположного модуля. А освещенность наземного города увеличится за счет отражения солнечного света в зеркальной облицовке. И на земле со стороны северных фасадов, там, где никогда не было солнечного света, будут цвести сады, а жильцы в помещениях северной ориентации получат в подарок солнце.
— Сколько же будет стоить квадратный метр в небесном городе?
— Прежде чем здание вырастет на земле, нужно пройти нулевой цикл, предусматривающий рытье котлована, сооружение фундамента, прокладку инженерных коммуникаций, подведение дорог и т.д. Нулевой цикл составляет примерно 30% от стоимости строительно-монтажных работ при возведении здания средней этажности.
В небесном городе в процентном отношении он сведен к 2 — 3%.
Смотрим дальше. Одним из требований современного «земного» градостроительства является придание зданиям неких уникальных черт, чтобы каждый объект недвижимости выглядел красиво и элегантно. То есть требуются дополнительные затраты на эстетику. Небесному городу это не нужно, потому что с земли мы будем видеть в небесах только цветущую зелень приусадебных участков.
Сами модули унифицированы, производство на земле серийное, причем не на холодной стройплощадке, а в заводских условиях. Дома давно пора собирать на конвейере в оптимальных условиях подобно сборке автомобилей. Все эти факторы повышают качество и долговечность изделий, а также существенно удешевляют стоимость строительства. Примерная цена квадратного метра в небесном доме может быть в два раза ниже, чем на земле.
— Но для этого потребуется полностью изменить нашу стройиндустрию.
— Следует рассредоточить производство элементов модуля на существующих предприятиях уральской стройиндустрии, которые сегодня остро нуждаются в заказах.
А сборочный цех таких модулей целесообразно сделать мобильным, он всегда будет располагаться рядом с местом строительства.
— Нашли ли вы единомышленников среди чиновников, бизнесменов?
— Чтобы разрабатывать проектную документацию надземного города более детально, со мной сотрудничают руководители и ведущие специалисты ряда проектных организаций — УралНИИпроект, Гражданпроект и другие. Но предполагаемый источник финансирования — федеральные средства на подготовку выставочной площадки Экспо — 23 ноября этого года затормозился до следующего срока проведения Всемирной выставки.
Однако властным структурам целесообразно рассредоточить финансовые потоки во времени, стартовать немедленно и потихоньку осуществлять внедрение прогрессивных методов оздоровления умирающего города.
Надеюсь, что идею поддержат российские олигархи, ведь строить небесный город гораздо выгоднее и человечнее, чем качать остатки нефти и производить бензин для автотранспорта, являющегося главным загрязнителем наших городов. В реализации этой концепции нуждаются многие мегаполисы мира. Екатеринбург может стать для них образцом экоурбанистики и источником прогресса. Города будущего — это бизнес круче интернета.