Собиратель земель

Артем Коваленко
10 декабря 2018, 00:00

Челябинская область инициировала и реализует несколько крупнейших проектов международного уровня

Борис Дубровский: «Регионы максимально заинтересованы в проекте ВСМ и могут финансировать его за счет тех эффектов, которые прогнозируются»
Читайте Monocle.ru в

Евразийский банк развития (ЕАБР) согласился участвовать в строительстве ВСМ Челябинск — Екатеринбург. Соглашение о сотрудничестве правительства Челябинской области с правлением международной финансовой организации при реализации проектов, финансируемых с участием банка, подписал губернатор Борис Дубровский. Напомним, проект ВСМ включен в Схему территориального планирования РФ и Транспортную стратегию на период до 2030 года. Строительство магистрали протяженностью 220 км запланировано на 2021 — 2024 годы. Ориентировочные затраты — 350 млрд рублей. О перспективах ВСМ и других масштабных проектов, реализуемых в Челябинской области, «Э-У» рассказал Борис Дубровский.

— Борис Александрович, как именно ЕАБР будет содействовать реализации ВСМ? Речь идет о финансировании проекта путем участия в акционерном капитале (как в случае с ВСМ Москва — Казань), предоставлении долгового финансирования или привлечении финансирования международных институциональных инвесторов?

— Евразийский банк развития — один из сильнейших участников рынка инфраструктурных проектов. Между нами сложились крепкие деловые отношения, поэтому мы рассматриваем банк в качестве финансового партнера в самом широком смысле этого слова. Договорились о возможности участия банка в складочном или акционерном капитале, как на предпроектной стадии, так и после подписания концессионного соглашения, о предоставлении банковских гарантий для обеспечения обязательств по концессионному соглашению, заемного финансирования проектной компании, а также организации привлечения финансирования других банков. Для реализации этих планов между хозпартнерством «Уральская скоростная магистраль» и ЕАБР подписан меморандум о сотрудничестве, в рамках которого осуществляется взаимодействие по финансово-юридическому аудиту будущей сделки, оценке качества проработки проекта. В самых близких планах — завершить переговоры о предоставлении финансирования на проектирование магистрали.

Партнерские проекты …

— Стоимость строительства ВСМ, по экспертным оценкам, достигает 350 млрд рублей. Каковы доли государства, регионов (Челябинской, Свердловской областей) и частных инвесторов в этой сумме? Насколько это выгодный для Урала проект?

— Проект отличается тем, что мы, регионы, максимально заинтересованы в нем и можем финансировать его за счет тех эффектов, которые прогнозируются. Речь идет о том, что если федеральный бюджет выделит капитальный грант на строительство, не буду называть цифры, но порядка половины, а остальной объем финансирования привлечет специальная проектная компания, то Челябинская и Свердловская области за счет получаемых дополнительных доходов бюджета смогут финансировать проект на эксплуатационной стадии. Это, можно сказать, партнерский проект федерального и регионального бюджетов, российских и зарубежных инвесторов и финансирующих организаций.

Мои ожидания соответствуют цели проекта — объединить два мегаполиса, Челябинск и Екатеринбург, в третью по величине агломерацию в России после московской и петербургской. Это будет настоящий прорыв для всего Урала. Между городами всего 210 км, и людям приходится тратить от 3 до 5 часов, чтобы добраться из одного города в другой. Строительство ВСМ позволит сократить время в пути до 1 часа 10 минут, что приведет к росту деловой активности, объединению рынка труда и улучшению качества жизни.

— Каких эффектов вы ждете?

— По прогнозам аналитиков Центра экономики инфраструктуры, ВРП Челябинской области от создания и эксплуатации ВСМ вырастет на 0,9 трлн рублей. Совокупный ВРП Челябинской и Свердловской областей увеличится более чем на 2 трлн рублей. Сюда включена оценка и агломерационных эффектов, и эффектов от строительства магистрали. Малый, средний и крупный бизнес всего Уральского федерального округа сможет принять участие в строительстве ВСМ, так как в проекте предполагается высокий уровень локализации — до 80% потребности магистрали смогут покрыть предприятия Урала. Местные предприятия могут обеспечить поставки щебня, бетона и железобетона, металла и металлоизделий. К примеру, Челябинский металлургический комбинат может произвести рельсы необходимого качества, Русская медная компания — контактный провод, а «Уральские локомотивы» — заняться производством подвижного состава.

Новый импульс жизни будет дан прилегающим к ВСМ территориям. Допустим, пространство между будущей станцией Снежинск-УВСМ и ЗАТО Снежинск может быть застроено коммерческой и жилой недвижимостью, созданы рекреационные зоны. Фактически может быть создан новый город, который благодаря удачному расположению на середине пути между Челябинском и Екатеринбургом может стать точкой роста и центром притяжения жителей городов Снежинска, Касли и Озерска.

… на новом уровне…

— Оцените подготовку Челябинска к саммитам ШОС и БРИКС: удастся ли в намеченные сроки реализовать все запланированные к этим мероприятиям проекты?

— Работа по подготовке саммитов вошла в максимально активную фазу. В комплексе она состоит из четырех ключевых задач, работа по которым идет строго в графике. В частности, во всех коттеджных поселках для размещения первых лиц и членов делегаций согласованы планировочные решения, расчищены площадки для застройки; в Белом хуторе начаты фундаментные работы. Согласованы вопросы по президентским номерам в челябинских гостиницах. Началось строительство нового общежития Южно-Уральского госуниверситета на 1,5 тыс. мест, где будут поселены гости саммита. По графику ведется строительство конгресс-холла «Таганай-2020» и общественно-делового центра на реке Миасс. В аэропорту полным ходом идет строительство аэровокзала силами компании «Новапорт». Подписано необходимое распоряжение правительства РФ об определении единственного поставщика для реконструкции и строительства аэродромной инфраструктуры.

В рамках подготовки к саммитам разработан план-график модернизации и строительства дорожно-транспортной инфраструктуры, включающий 30 объектов. Ведется постоянная работа по организации благоустройства городской инфраструктуры. Приводятся в порядок фасады домов. Разработаны проекты благоустройства городских общественных пространств. Сейчас разрабатываем концепцию архитектурной подсветки домов и учреждений на гостевых маршрутах центральной части города и праздничную иллюминацию. Челябинск засверкает совершенно новыми красками.

— В декабре в Челябинске прошел IV Российско-китайский деловой форум малого и среднего бизнеса. Основными темами стали «Цифровая экономика и инновации» и «Будущее промышленного сотрудничества России и Китая». Как вы оцениваете уровень партнерских отношений с КНР, отдельными китайскими провинциями? На каких направлениях строится сотрудничество?

— Мы не первый раз встречаемся с китайскими коллегами в подобном формате. Китай на современном этапе демонстрирует высокий рост экономики, в том числе за счет малого и среднего бизнеса. В Челябинской области в этом секторе занята треть экономически активного населения, в общем объеме оборота товаров и услуг он формирует долю более 30%. Естественно, нашим малым, но быстрорастущим предприятиям нужные новые контакты, связи, в том числе на «восточном направлении», где ключевыми партнерами области уже много лет являются Китай и Казахстан. В целом на долю стран ШОС сегодня приходится свыше 40% годового внешнеторгового оборота Челябинской области, и этот показатель постоянно растет. В 2018 году, по предварительным оценкам, товарооборот с Китаем превысит 500 млн долларов.

У нас есть взаимные интересы в самых разных сферах, в том числе в ИT-секторе. В регионе с 2015 года системно осуществляется господдержка малых и средних ИT-компаний. Подобный пакет налоговых льгот в то время имели только три российских региона. Комплекс преференций дал практические результаты: за три года количество компаний увеличилось на 30%, их около 110. Уже имеются свои лидеры, в том числе «Системы Папилон», «Тридиви», «Прикладные технологии», «Турбо-рендер», «Наполеон-ИТ», «Андроидная техника». Часть этих предприятий уже начали работать на международных рынках, включая КНР.

Уровень партнерских отношений с Китаем оцениваю как высокий. Причем он укрепляется межрегиональным взаимодействием. За последние годы установлено сотрудничество с такими китайскими провинциями, как Гуандун, Хэйлунцзян, Шэньси, Хубэй, с Синьцзян-Уйгурским автономным районом. Это позволяет формировать прямые деловые контакты, встречаться в формате В2В, находить точки взаимодействия в самых разных отраслях: от традиционной металлургии до сектора высоких технологий в АПК или в развитии инфраструктуры.

… поддержки

— В Челябинской области планируется реформировать систему оказания поддержки промышленности: принято решение сосредоточить инструменты финансовой поддержки бизнеса в одном месте — Фонде финансирования промышленности и предпринимательства, который будет создан в 2019 году на базе Центра микрофинансирования Челябинской области. Можно ли прогнозировать, как эти изменения повлияют на эффективность оказываемой поддержки?

— Мы постоянно совершенствуем систему государственной поддержки экономики, чтобы она отвечала актуальным запросам. Это нормальный процесс. Сегодня есть спрос на то, чтобы подобные услуги находились в едином центре, а не распылялись по секторам. Поэтому мы создаем микрокредитную компанию Фонд финансирования промышленности и предпринимательства Челябинской области, куда будут переданы функции ОГАУ «Государственный фонд развития промышленности Челябинской области» по предоставлению займов

промышленным предприятиям. У Фонда будут полномочия по использованию всех доступных бизнесу региональных и федеральных финансовых инструментов — АО Корпорации «МСП», АО «МСП Банк», региональных лизинговых компаний, а также функции по предоставлению субсидий участникам аккредитованных кластеров на приобретение оборудования. Слияние всех финансовых функций в одном Фонде позволит оказывать предпринимателям всестороннюю финансовую поддержку.

— В 2018 году запущен в эксплуатацию завод «Русские электрические двигатели». В следующем — начнется строительство второй очереди производства «Метрана» (актива компании Emerson) в Челябинске. Какие еще промплощадки появятся в регионе в ближайшие три года?

— Скажу только о трех крупных проектах. Магнитогорский металлургический комбинат реализует уникальный экологический проект — строительство аглофабрики № 5. Общие капитальные вложения превысят 25 млрд рублей, плановый запуск — январь 2019 года. Новый проект позволит существенно сократить негативное воздействие на окружающую среду: выбросы пыли снизятся на 490 тонн в год, диоксидов серы — на 3280 тонн в год. Кроме того, сократятся сбросы взвешенных веществ в оборотную систему водоснабжения — на 600 тонн в год. Компания «Интерпак-М» реализует проект создания производственного комплекса по выпуску полимерных изделий. Общий объем инвестиций — около 1 млрд рублей. С компанией заключен первый трехсторонний специальный инвестиционный контракт, запуск производства планируется в 2019 году. Наконец, компания «Новатэк-Челябинск» реализует инвестиционный проект строительства завода сжиженного природного газа. Планируемый объем инвестиций — 2,9 млрд рублей. В 2020 году войдет в строй сам завод, а в 2022 году — система хранения СПГ.

— Названа дата открытия в Челябинске гипермаркета Икеа — 2023 год. Несмотря на то, что строительство ТРЦ «Мега», где шведский ритейлер является одним из якорных арендаторов, входит в приоритетные проекты развития области, проект отложили на три года (первоначально запуск планировался на 2020 год). Вы лично занимались этим инвестором, проводили переговоры. Почему затягивается реализация проекта и можно ли рассчитывать, что сроки больше не будут сдвигаться?

— На сегодняшний день компанией Икеа в полном объеме выполнено проектирование ТРЦ «Мега» и прилегающей транспортной инфраструктуры. Сейчас проектная документация проходит госэкспертизу. Приостановка возникла в силу того, что Икеа пересматривает форматы новых магазинов на общекорпоративном мировом уровне. Рынок меняется, в том числе и его крупноформатный сегмент. Мне понятно желание Икеа соответствовать мировым тенденциям и потребностям покупателей. Пока новые сроки реализации проекта в Челябинске не обозначены, но мы надеемся, что такая возможность появится в ближайшее время.

— На рекультивацию челябинской городской свалки в рамках федерального бюджета зарезервировано 2 млрд

рублей. Хватит ли этих денег для исполнения масштабного проекта? Насколько эффективно, на ваш взгляд, работает новая система обращения с твердыми коммунальными отходами?

— Выделенных средств будет достаточно, чтобы завершить все мероприятия по проектированию и рекультивации свалки. Завершены работы по инженерным изысканиям территории, занятой свалкой, получено положительное заключение государственной экспертизы на их результаты. В бюджете Челябинской области на работы по проектированию рекультивации свалки предусмотрено 43,3 млн

рублей в 2018 году и 84,1 млн рублей в 2019 году. Основной объем финансирования — федеральный. В целом за период 2019 — 2021 годов в Челябинскую область для решения многолетних проблем со свалками твердых коммунальных отходов (ТКО) будет направлено 2,9 млрд рублей.

Для региона это огромная поддержка.

Что касается новой системы обращения с ТКО, то ее эффективность зависит от ряда факторов. Схема должна быть актуальной на каждом этапе. Сейчас завершается ее корректировка с учетом общественного обсуждения. Также пересматриваются обоснования регионального оператора по тарифам. Он, естественно, должен качественно провести подготовительную работу, учесть всех собственников ТКО, оценить количество контейнерных площадок, разработать графики вывоза ТКО и маршруты движения мусоровозов. Наконец, в обязанностях муниципальных властей — создание необходимого количества контейнерных площадок. И насколько качественно эти обязанности будут исполнены, будет формироваться мнение населения о деятельности регионального оператора по обращению с ТКО и новой реформы в целом.