Чужие на этом празднике жизни

Павел Кобер
24 декабря 2018, 00:00

Екатеринбург во второй раз упустил шанс вырваться в число наиболее развитых и высокотехнологичных мегаполисов мира. Без проведения Всемирной выставки ему этого не совершить никогда

Экспо-2025 в Екатеринбурге так и останется только в виде макета
Читайте Monocle.ru в

23 ноября 2018 года — черный день календаря для Екатеринбурга: на 164-й сессии Генеральной ассамблеи Международного бюро выставок в Париже стало известно место проведения Всемирной выставки Экспо-2025. Претендентов было трое — Екатеринбург, Баку и Осака. Цена вопроса — вливания нескольких миллиардов долларов в инфраструктурное и социально-экономическое развитие города, его преобразование в один из передовых и высокотехнологичных мегаполисов мира.

Напрудили

Россия никогда не проводила у себя Всемирных выставок, хотя активное участие принимала во всех зарубежных Экспо, начиная с первой, Лондонской, в 1851 году.

В международной предвыборной кампании Екатеринбург позиционировался как «узел экономической системы региона, который находится на пересечении транспортных артерий, соединяющих Азию и Европу. За счет этого он играет важную роль в социальном развитии не только страны, но и всей Евразии». Геополитическая миссия уральской столицы — «быть центром международной торговли, исследований, финансов и логистики, связав Европу и Азиатско-Тихоокеанский экономический регион».

Для выставки в Екатеринбурге была выбрана тема «Преобразуя мир: инновации и лучшая жизнь — для будущих поколений». Заявлялось, что Екатеринбург и Свердловская область согласовали ряд экологических стандартов, которые позволят установить новый эталонный показатель рационального развития и станут примером для будущих поколений в России. Так, чтобы компании могли рассматриваться в качестве потенциальных поставщиков товаров и услуг для Экспо-2025, они должны были бы соответствовать определенным критериям в области охраны окружающей среды: вести безотходное производство; обеспечить соответствие вторичного использования и переработки тары минимальным для 2025 года стандартам (установлены Рамочной директивой Европейского союза об отходах от 2008 года). По мысли организаторов, Всемирная выставка в уральской столице практически полностью работала бы на возобновляемых источниках энергии. Экологическую тему Екатеринбург заявлял громче всех среди городов-кандидатов, и это рассматривалось как большой плюс.

Для проведения выставки была определена площадка в трех километрах от городского центра. На севере она граничит с Верх-Исетским прудом, на западе — прилегает к покрытым лесом пологим холмам. Площадь территории должна была составить пять квадратных километров: по размеру она стала бы абсолютным рекордсменом среди всех Экспо. Здесь планировалось разместить 103 павильона, вдоль набережной — открыть амфитеатр, концертный зал, Экспо-Арену, мультимедийную игровую площадку и кинотеатр. В южной части построить общественно-деловой центр и спортивный комплекс, разбить парк. Рядом с площадкой построить жилье общей площадью около миллиона квадратных метров, чтобы использовать для краткосрочного размещения гостей и участников, а после завершения выставки — передать горожанам в рамках областной программы обеспечения жильем (вышло бы неплохое наследие Экспо-2025).

Кандидатуру Екатеринбурга дружно поддерживали городские, региональные и федеральные власти. Правда, за время кампании полностью сменилась городская администрация вместе с мэром, а также куратор в российском правительстве (вместо Аркадия Дворковича заявкой Екатеринбурга стал заниматься Антон Силуанов). Но слаженность действий, кажется, сохранилась.

Но у заявки Екатеринбурга были и существенные минусы, главный из которых — собственно вопрос финансирования Всемирной выставки. Здесь чиновники бросались цифрами как бог на душу положит. Дворкович говорил о 100 млрд рублей, глава Минпромторга Денис Мантуров — о более чем 200 миллиардах. Такой разброс не добавлял серьезности нашим намерениям.

Одним из главных критериев успешности проведения Всемирной выставки всегда было количество посетителей. На сайте Заявочного комитета Екатеринбурга в качестве предполагаемого количества посетителей Экспо указано число 14 млн человек. А первый вице-премьер правительства России Антон Силуанов, возглавивший нашу делегацию на представлении заявки Екатеринбурга в Париже в июне этого года, сообщил, что выставку в Екатеринбурге посетит более 37 млн человек. Похоже, кто-то в команде явно не владел темой.

Третий минус — транспорт. Заявлялось, что посетители выставки смогут добраться до Экспо-парка двумя новыми для города видами транспорта: монорельсом, который пройдет прямо над Верх-Исетским прудом, и водным транспортом, который будет курсировать из центра Екатеринбурга. А вокруг Экспо-парка будут ездить электробусы. Екатеринбуржцев уже однажды обманули со второй веткой метро, которую твердо обещали построить к ЧМ-2018. А уж в более масштабные транспортные прожекты веры стало еще меньше.

Четвертым, но не менее значимым, стал барьер политический. Несмотря на то, что США не являются членом Международного бюро выставок, у них есть страны-сателлиты, зависимые от внешней политики Вашингтона. С учетом того, что против России ввели санкции около 30 государств, против нас голосовали консолидированно — таковы международные реалии.

Ленточные суши на уши

Максимум, что смог сделать Екатеринбург, — подвинуть Баку и выйти вместе с Осакой в финальную часть голосования, где проиграл японскому мегаполису, набрав 61 голос против 92. Таким образом, Экспо в Стране Восходящего Солнца пройдет уже в четвертый раз.

Для Всемирной выставки Осака предложила тему «Проектирование будущего общества для нашей жизни». «Мир сталкивается с рядом социальных проблем. Организация Объединенных Наций установила Цели устойчивого развития для решения проблем нищеты, голода, здравоохранения и благосостояния, других насущных вопросов. Нам нужна лаборатория для сбора знаний о мире и решения этих проблем методом проб и ошибок. Экспо-2025 в Осаке направлено на то, чтобы стать такой лабораторией», — говорится на сайте Заявочного комитета Осаки. Хорошая наживка для слаборазвитых стран, готовых проголосовать за любую помощь себе.

Кроме того, официально заявлялось, что в случае проведения Всемирной выставки в Осаке около ста стран получат финансовую помощь на общую сумму 218 млн долларов, в том числе на строительство павильонов, транспортные расходы и пребывание в Японии. Можно только догадываться, какие средства богатенькие японцы пообещали в неофициальном порядке.

В заявке говорилось, что в Осаке уже есть транспортная инфраструктура мирового класса: город обслуживается тремя крупными аэропортами, многочисленными крупными морскими портами и соединен с остальной частью Японии через сети безупречных супермагистралей и всемирно известных скоростных поездов Шинкансен. Доступ для местных и иностранных гостей будет простым. Всего ожидается примерно 28 млн посетителей, и анализ показывает, что мест для размещения всех гостей хватит.

Просто Екатеринбург ждал денег, а не Экспо. Метро, а не Экспо. Ремонт дорог, а не Экспо

Экспо-2025 японцы планируют организовать на рукотворном «острове Мечты» Юмесима, который расположен от центра Осаки в десяти километрах. Площадка будет состоять из трех «миров»: павильонного (экспозиции разных стран), зеленого (здесь предусмотрены мероприятия на открытом воздухе) и водного (ночные развлекательные шоу и многое другое). Предполагается, что под Экспо отдадут лишь 60 га территории острова. В сравнении с екатеринбургской площадкой тесновато.

Но главный минус проведения Всемирной выставки в Японии — непредсказуемая погода. Летом этого года тайфун Джеби прервал работу международного аэропорта Кансай, также расположенного на искусственном острове в Осаке. Несмотря на то, что работа воздушной гавани достаточно быстро была продолжена, вопрос об уязвимости других мест города к стихиям, в частности искусственного острова Юмесима, становится главным при организации Экспо-2025. Местные власти заверяют, что выбранный для проведения Всемирной выставки остров находится на высоте девяти метров над уровнем моря, а потому ему якобы не страшны наводнения (недавний тайфун вызвал волны высотой 3,3 м, и это своего рода максимум). «Для обеспечения безопасности будут использоваться передовые технологии, такие как биометрическая идентификация и патрулирование дронами. В полной мере принимаются также меры по борьбе с цунами и штормами», — говорится на сайте Заявочного комитета Осаки. Но что смогут сделать дроны против наводнения?

А знаете, какой наиболее важный вклад сделала Осака в развитие мировой цивилизации? Из всего многообразия организаторы посчитали отметить это: «В городе родилось много уникальных идей и изобретений, таких как лапша быстрого приготовления, караоке и ленточные суши, которые приносят пользу в повседневной жизни многим людям».

Экспотрон

Разумеется, исход голосования определили вовсе не суши с лапшой, а деньги и политика, но победителей не судят. Екатеринбург же проиграл дважды: напомним, столица Урала боролась за Экспо-2020, дошла до финала и уступила Дубаю.

«Главное не победа, а участие, так как оно стало стимулом для развития», — отреагировал на очередное поражение Екатеринбурга Денис Мантуров. По словам министра, Россия не устанет претендовать на право проведения Экспо.

— То, что мы увидели сегодня, — это политика, это ангажированное решение, — с досадой высказался глава Екатеринбурга Александр Высокинский. — С самого начала было понятно, что победа Екатеринбурга на Экспо означает прорыв экономической блокады, в которой Россия сегодня. Я уверен, Екатеринбург готов принять Экспо, и мы сделали все, чтобы убедить в этом голосующие страны. Но произошло то, что произошло. В любом случае мы будем реализовывать многие планы, озвученные в заявке. Пусть не так скоро.

— Жаль, конечно, что Экспо не будет. Жаль всем. Но, с другой стороны, и расстройства особого не будет, — считает депутат Екатеринбургской городской думы Константин Киселев. — Просто Екатеринбург ждал денег, а не Экспо. Метро, а не Экспо. Новый трамвай, а не Экспо. Ремонт дорог, а не Экспо. Или еще проще — большинство ожидало выигрыша в лотерею. Причем по билету, который был получен даром, за чужие деньги.

К сожалению, ущербность межбюджетных отношений в нашей стране такова, что даже такие значимые города-миллионники, как Екатеринбург, сегодня могут развиваться, лишь вытащив счастливый лотерейный билетик в виде зимней Олимпиады, студенческой Универсиады, Кубка мира по футболу или Экспо. Только в этом случае есть возможность получить миллиардные средства из федерального бюджета на строительство объектов транспортной и социальной инфраструктуры, на создание комфортной городской среды. Проиграл — жди своего шанса еще пять лет. Может, повезет.