На берегу реки Косьвы в окрестностях Губахи строят деревянный острог. Здесь режиссер Антон Мегердичев, известный по фильму «Движение вверх», намерен экранизировать роман Алексея Иванова «Сердце Пармы». Фильм в жанре исторической драмы расскажет о завоевании московским государем Иваном III Пермской земли в XV веке.
Сокрытая в уральской тайге богатая и удивительная история Перми все больше привлекает внимание специалистов, творческих людей и обычных туристов. Поддержать наметившийся тренд стараются и региональные власти: в конце 2018 года было образовано Агентство по туризму и молодежной политике Пермского края, одна из главных задач нового органа — создание туристических маршрутов на базе обновленных объектов показа.
— За 2017 год в рамках групповых туров Пермский край посетило около 660 тысяч туристов (индивидуалов посчитать довольно сложно). Число таких посещений ежегодно растет, но это все равно в два раза меньше, чем у наших соседей — Свердловской области. Притом, что по количеству объектов показа и по развитию инфраструктуры мы находимся примерно в равных условиях, — обрисовала ситуацию руководитель агентства Елена Соснина. — Какие-то из этих объектов сегодня недоступны для посещения, какие-то пребывают в таком состоянии, в котором их не очень хочется показывать гостям. Будем работать со стратегическим планом развития инфраструктуры туризма (оцениваем эту сферу как проблемную для региона), готовить заявки на софинансирование наших мероприятий за счет средств федеральной целевой программы.
Для малых городов Пермского края участие в федеральных и региональных культурных проектах по восстановлению исторических достопримечательностей и созданию сопутствующей инфраструктуры — не просто стремление привлечь к себе туристический поток. Это возможность осознать самим и продемонстрировать внешнему миру свою уникальность, сформировать вокруг обновленного бренда стратегию развития на многие годы вперед.
Прежний вектор развития был задан еще несколько столетий назад, с зарождением на территории Прикамья «строгановской цивилизации». В 1558 году царь Иван Грозный пожаловал сольвычегодскому промышленнику Григорию Строганову огромные владения по Каме — от устья речки Лысьвы до Чусовой, а позже — брату Григория, Якову Строганову, — все земли по реке Чусовой. Получив в собственность «места пустые, лесы черные, речки и озера дикие», Строгановы также приобрели право строить крепости и монастыри, изготовлять порох, крестить инородцев, отливать пушки, держать войско.
И делали это решительно и неутомимо. Они охраняли рубежи своей вотчины от набегов кочевников, развивали соляные, рудные и охотничьи промыслы, земледелие и торговлю. Один за другим вырастали по берегам пермских рек Орел-городок и Усолье, Яйвинский и Сылвенский острожки, Нижний и Верхний Чусовские городки. Труды Строгановых заложили в Прикамье основы горнозаводской цивилизации.
В петровское и послепетровское время здесь стали строить медеплавильные и железоделательные заводы. При советской власти промышленный характер прикамских городов еще более усилился, развитие получили металлургия, угле- и нефтедобыча, химия и нефтехимия, машиностроение и электроэнергетика. Но в современную постиндустриальную эпоху ряд промышленных производств оказались нерентабельными, города, исторически сложившиеся как города-заводы, сегодня находятся в мучительном поиске нового смысла существования, в основе которого уже не производство, а сами горожане. При этом важно сохранить связь времен, богатое культурное и историческое наследие.
Насколько это удается Прикамью? Группа «PR-Проект» по заказу краевого Минкультуры и Агентства по туризму и молодежной политике организовала пресс-тур для представителей федеральных и региональных СМИ.
Позвонки бренда
Первым в списке нашего посещения стал город Очёр (с коми-пермяцкого — «медвежий ручей»). Очёрский острожек — укрепленное поселение, восточный форпост, защищавший от башкирских и татарских набегов, был построен в конце XVI века, в 40 километрах от современного города. Новую жизнь Очёр получил в 1759 году, когда граф Александр Строганов повелел открыть на одноименной речке железоделательный завод (в настоящее время — Очёрский машиностроительный завод, выпускает преимущественно нефтепромысловое оборудование). Несмотря на статус завода, именно в Очёре был создан первый на Урале театр. К сожалению, сегодня здание бывшего театра находится в полуразрушенном состоянии, и муниципалитет бессилен что-либо сделать: объект принадлежит частному собственнику.
Главные среди уцелевших исторических достопримечательностей Очёра — солнечные часы и храм. Часы — единственные на Урале чугунного литья, отлиты на местном железоделательном заводе и установлены в 1885 году, оригинальный объект наследия заводской культуры, имеют статус памятника культуры федерального значения.
Очёрский железоделательный завод причастен и к строительству в городе Михайло-Архангельской церкви — красивейшего памятника архитектуры XIX века, выполненного в стиле классицизма: для храма на заводе была сделана уникальная чугунная ограда с воротами.
Сегодня центром культурной жизни города, привлекающим внимание местных жителей и туристов, является Очёрский краеведческий музей, где работает увлеченный творческий коллектив. Здесь показывает детские спектакли кукольный театр, проводятся театрализованные экскурсии, организуются и экскурсии по городу.
Музей напрямую причастен и к формированию новых туристических брендов Очёра — звероящеров Эстика и Титанофонеуса. Дело в том, что в 1949 году в окрестностях Очёра было открыто Ежовское местонахождение рептилий и амфибий пермского периода. В последующие одиннадцать лет ученые, в том числе палеонтолог и писатель-фантаст Иван Ефремов, провели в этих местах крупнейшие для советского времени раскопки. Обнаруженные находки — а очёрские раскопки примечательны тем, что здесь находили не отдельные кости, а цельные скелеты, что позволило ученым воссоздать более точный внешний вид ископаемых, — помогли найти недостающие звенья эволюции. Были открыты 11 новых видов звероящеров, эти животные получили название «очёрская фауна».
Практически все из найденного здесь было отправлено в столичный Палеонтологический институт Академии наук СССР, вывезено более 200 огромных деревянных ящиков с костями. Увы, Москва не оставляет провинции даже кости. В Очёрском музее хранится лишь несколько фрагментов позвонков одного из звероящеров — эстемменозуха. Они и позволяют воссоздать образ того самого брендового Эстика. В 2013 году на грант краевого Минкульта в музее создана экспозиция «Древняя природа. Ежовские раскопки». В пермский геологический период посетителей погружает с дополненной реальностью. На примузейной территории в 2009 году открыт парк пермского периода, где скульптуры и информация об очёрских звероящерах соседствуют с аттракционами. Парк — любимое место отдыха очёрской детворы.
Соло на ложках
Вдова Александра Строганова Мария Артемьевна основала в 1756 году в Нытве («зеленая вода» по коми-пермяцки, «иловая» — по-мансийски) медеплавильный завод. Позже завод был перепрофилирован в чугуноплавильный, а с 1939 года здесь начали производить столовые и кухонные приборы. Сегодня Нытвенский металлургический завод (контрольный пакет акций принадлежит управляющей компании «Эстар») обеспечивает около половины российского рынка ложек, вилок, ножей из нержавеющей стали (правда, листовой прокат поставляют теперь из Китая). Недавно завод получил от Аэрофлота большой заказ на столовые приборы для пассажиров, летающих бизнес-классом.
Главная достопримечательность Нытвы — первый в мире Музей ложки, открытый в 2003 году в качестве одной из экспозиций местного историко-краеведческого музея. Основой его коллекции стали ложки, изготовленные в разное время на Нытвенском металлургическом заводе (на оборотной стороне таких приборов имеется клеймо с буквой «Н» в ромбе или треугольнике).
А уникальность музея в том, что коллекцию собирают буквально всем миром, экспонаты приносят сами посетители. Сегодня здесь собрано свыше 3 тыс. ложек из разных материалов (дерево, металлы, янтарь, кости животных), различных форм и назначения из более чем 80 стран. Есть ложки для заваривания чая, для джема, меда, варенья, специй, мороженого, для оливок и маслин, для морепродуктов. Есть ложки для людей с ограниченными возможностями. Самый тяжелый экспонат музея — чугунная ложка весом 5,6 кг. Это металлургический ковш, предназначенный для отливки ядер. Еще одна представленная здесь металлургическая ложка используется для взятия пробы из мартеновской печи. Также в музее имеются солдатские ложки времен двух мировых войн, ложки из советского ГУЛАГа.
Гордость коллекции — ложки VIII — VIX веков в знаменитом пермском зверином стиле, с изображениями медведя, лося, филина, водоплавающей птицы. Интересная форма: неглубокий черпак и короткая ручка с отверстием. Встречаются такие ложки исключительно в женских захоронениях: женщины украшали себя этими предметами в качестве амулетов, подвешивали их себе на пояс, защищая себя и будущее потомство от сглаза.
Муниципалитет предоставил Музею ложки отдельное здание, хотя и нуждающееся в ремонте. По мере приведения помещений в порядок экспозиционные площади постепенно увеличиваются и сегодня составляют 500 кв. м. Ежегодно музей посещают около 12 тысяч человек, больше половины из них приезжие (в основном из соседних субъектов РФ, но встречаются и иностранцы). Нытва находится всего в 70 км от Перми, ее часто выбирают туристы в качестве второго города для посещения в Прикамье.
Ермак в помощь
Первая крепость Строгановых на реке Чусовой — Нижний Чусовской городок — была построена в 1568 году. Полвека спустя на противоположном берегу появился Верхний Чусовской городок. Чусовской округ был самым обширным из строгановских владений. Здесь варили соль, однако ее запасы постепенно иссякли. Жизнь снова забурлила, когда в 1929 году в этой местности нашли первую на Урале нефть, но и ее запасов хватило ненадолго. В конце XIX века был основан Чусовской металлургический завод, являющийся и поныне градообразующим предприятием (входит в Объединенную металлургическую компанию, авторессорный цех ЧМЗ — один из самых крупных в Европе).
Несколько лет назад город Чусовой был объявлен культурной столицей Пермского края. Тут возникает некоторое несоответствие формы и содержания. В восприятии гостей, да и самих горожан, Чусовой прежде всего промышленный центр, город металлургов. Здесь нет выдающихся архитектурных памятников и арт-объектов, больших театров и картинных галерей.
Проект, с которым город выиграл краевой культурный конкурс, был назван «Чусовая. Коды доступа». Важнейших кодов несколько, и каждый уникален. Благодаря Строгановым Чусовой подключен к горнозаводской цивилизации. Благодаря Ермаку — к отечественной истории (считается, что именно из строгановского Чусовского городка начался легендарный поход нанятых Строгановыми волжских казаков во главе с атаманом Ермаком для покорения Сибири). Благодаря писателю Виктору Астафьеву — к мировой литературе (молодым солдатом Астафьев приехал с войны в Чусовой в 1945 году, начал здесь литературную деятельность и прожил в этом городе с семьей 18 лет).
Сегодня одно из самых интересных мест в окрестностях Чусового, привлекающее большое количество туристов, — этнографический парк истории реки Чусовой. Это оригинальный музей под открытым небом, основанный в 1981 году спортивным тренером и собирателем старины Леонардом Постниковым. Он организовал обучение так, чтобы ученики и тренеры не только сдавали нормативы и стремились к рекордам, но и помнили легенды реки Чусовой, генеалогическое древо Строгановых, историю похода Ермака, имена и книги уральских писателей. У подножия Арининой горы уютно устроилась тихая деревенская улочка. Кузница, крестьянская изба, сельская лавка, пожарная каланча, гончарная мастерская, мельница, трактир, дом промысловика, балаган (музей-театр деревянной игрушки). Все эти строения свезены сюда из разных концов Чусовского района. Не спаси их Постников, пошли бы на дрова. Сердце этнографического парка — музей Ермака.
Губахинский крест
Пожалуй, среди осмотренных нами городов Прикамья наибольший потенциал в привлечении туристов имеет Губаха (по одной из версий, город получил свое имя по названию реки Губашки), несмотря на то, что расстояние от Перми неблизкое — по трассе больше 200 км. Практически все дореволюционные производства здесь прекратили существование, город имеет устойчивое социально-экономическое положение, благодаря работе основанных в советское время химических заводов — «Губахинский кокс» и «Метафракс» (подробнее о них см., например, «Забудьте о “Метафраксе”», «Э-У» № 4 — 5 от 28.01.2019).
Главный символ Губахи, изображенный на гербе города, — гора Крестовая высотой 471 метр. Название гора получила потому, что когда-то ее вершину венчал 12-метровый чугунный крест, поставленный в честь найденного поблизости месторождения железной руды. Кто отдал распоряжение поставить крест, доподлинно не известно: то ли Николай Строганов, то ли Акинфий Демидов. Так гора Крестовая вобрала в себя мифы двух соседствующих и конкурирующих горнозаводских цивилизаций — строгановской и демидовской. Сегодня Крестовую украшает деревянный крест, установленный уже в этом веке.
Но самую большую известность горе Крестовой принесли ее горнолыжные склоны. Благодаря хорошо подготовленным трассам и созданной инфраструктуре, тысячи любителей горных лыж и сноуборда каждую зиму приезжают на Крестовую. Горнолыжный центр «Губаха» насчитывает 19 трасс протяженностью от 80 до 2600 метров с максимальным перепадом высот 310 метров, шесть бугельных подъемников, сноупарк, фрирайдпарк, сноутьюбинг. Центр развивает частная компания на условиях концессии, в ее ближайших планах — монтаж кабинных подъемников, что привлечет семейных горнолыжников (бугельные подъемники для детей не предназначены). К сожалению, номерной фонд в Губахе пока очень скудный, местная гостиница и хостелы способны вместить не более 300 человек. Основная масса туристов размещается в частном секторе.
Но туристам есть на что посмотреть в Губахе помимо горнолыжных трасс. На той же Крестовой ежегодно проводится театральный ландшафтный фестиваль, объединяющий в себе театр, горы, лето и северные белые ночи. На вершине Крестовой устанавливается сцена, декорациями становятся окружающие горы, а зрители размещаются прямо на траве около скал. В разные годы здесь представляли легендарную рок-оперу «Юнона и Авось» (московский театр Алексея Рыбникова), «Балет на закате» (Пермский академический театр оперы и балета), мюзикл «Алые паруса» (Пермский академический «Театр-театр»). Собираются до 20 тысяч зрителей.
Со всех сторон Губаху окружают Уральские горы, а миллионы лет назад на этом месте плескались воды древнего океана, где водились ракушки-аммониты, триллобиты, кораллы, брахиоподы, морские лилии и еще множество других обитателей моря самых разных форм. Богатое палеонтологическое прошлое нашло отражение в палеоарте — в оригинальных арт-объектах, расположенных на улицах Губахи. Здесь можно ознакомиться с «Памятником пермскому периоду» — объемным изображением древней ракушки аммонита, выполненным в стиле стим-панк. Еще один аммонит нарисован в стиле граффити на торце одного из торговых центров. А на фасаде центральной библиотеки изображены шерстистый носорог и пещерный лев, выполненные с эффектом 3D.
Почти 200 лет жизнь Губахи была связана с добычей угля в Кизеловском угольном бассейне (КУБе). К 2000-м добыча пошла на спад и стала нерентабельной, в 2002 году предприятие закрылось. Но недавно в Губахе открылся необычный музей угля (опять же на средства краевого гранта) — музей КУБа. Здесь собраны экспонаты, рассказывающие об истории угледобычи в Кизеловском угольном бассейне. Посетители могут открыть для себя тайную комнату, где в формате 3D демонстрируется видеоролик об истории зарождения и добычи каменного угля, помедитировать у арт-объекта «Летающий уголь». На прилегающей территории находится просторный технопарк, где размещено крупногабаритное шахтное оборудование — вагонетки, шахтный электровоз, пускатели, а также арт-объект «Шахтерская слава».
Провинциальная инициатива в Прикамье способна творить чудеса. Наиболее креативных, разрабатывающих мейнстримные проекты, готовы финансово поддержать край и федерация.