Всё как сервис

Сергей Ермак
25 февраля 2019, 00:00

Бизнес осознал, что облака — это удобно и безопасно. Но чтобы в них мигрировать, придется измениться самому

- Уверен на 100%: скоро необлачных продуктов на рынке не останется, а в перспективе 20 лет в частные, гибридные или публичные клауды мигрирует весь российский бизнес, — заявил на недавней встрече с журналистами председатель совета директоров Softline Игорь Боровиков.

Еще два-три года назад это высказывание многие назвали бы чересчур оптимистичным. Сегодня большинство с ним, пожалуй, согласится. По оценке iKS-Consulting, по итогам 2018-го отечественный рынок облачных услуг прирос на 25% к 2017-му и достиг 68,5 млрд рублей. Аналитики полагают, что в перспективе четырех лет отрасль в среднем будет ежегодно увеличиваться на 23% и к 2022 году покажет результат в 155 млрд рублей.

Поставщики облаков настроены еще более оптимистично. Практически все опрошенные нами компании заявили, что в последние три года их облачный бизнес прирастал на 30 — 40%. А МТС, например, за год увеличили выручку от клауд-услуг на Урале более чем в три раза.

— Активный рост интереса к облакам объясняется комплексом причин, — комментирует управляющий партнер RUVDS Никита Цаплин. — В глобальном масштабе он связан с экспоненциальным ростом объема информации, стремлением бизнеса платить только за потребленные мощности, а также с пришедшим пониманием высокой безопасности клауд-сервисов.

В России к этим факторам добавляются еще три. Первый — «закон Яровой», который обязывает компании хранить огромное количество данных. По нашим оценкам, в стране сейчас не хватает примерно 20 тыс. серверных стоек. И этот дефицит будет сохраняться. Второй фактор — демографический спад 90-х и недостаточно высокое качество образования. Это породило разрыв между нуждами бизнеса в системных и сетевых администраторах, их реальной квалификацией и зарплатными ожиданиями. Наконец, третий фактор — падение национальной валюты и, соответственно, подорожание серверного оборудования.

Руководитель проекта MerliONCloud Антон Салов добавляет еще один локальный фактор роста клауд-рынка — блокировка Telegram: «Вместе с серверами мессенджера Роскомнадзор зачастую закрывал компаниям доступ к популярным западным облакам — Amazon, Microsoft Azure, IBM SoftLayer и Google, из-за этого многие клиенты вернулись к отечественным хостинг-провайдерам».

Два самых крупных сегмента российского облачного рынка — SaaS и IaaS: софт и инфраструктура в аренду. Программное обеспечение по подписке — излюбленная тема малых и части средних компаний. IaaS — выбор крупных фирм, которым приходится иметь дело с большими объемами информации.

— За последние два года мы также отмечаем существенное увеличение спроса на MaaS (мониторинг ИТ-ресурсов как сервис), — констатирует директор департамента коммуникационных сервисов CTI Альберт Исламов. — Это объясняется тем, что услуга для рынка относительно новая, а также тем, что одним из приоритетов для компаний в условиях цифровой трансформации становится создание современной ИТ-инфраструктуры.

Наиболее активными отраслями — пользователями облаков в России (и на Урале) поставщики услуг называют ритейл и банки. Несколько отстают от них промышленники.

— Розничные сети переносят в клауд интернет-магазины, клиентские онлайн-порталы, базы данных и внутренние учетные системы, — говорит директор филиала МТС в Свердловской области Андрей Елизаров. — Финансовый сектор уводит в облака тестовые среды для разработки новых сервисов, сайты и CRM-системы, а промышленники — ERP-системы, внутренние корпоративные ресурсы (HR-порталы, базы данных и почтовые сервисы).

Королевство Бробдингнег

Главный тренд российского клауд-рынка последних лет — выход на него гигантов, в том числе не совсем профильных. Речь о Яндекс.Облаке, Mail.Ru Cloud Solutions, Huawei Cloud, SberCloud (СП Сбербанка и АйТеко), а также проектах телеком-операторов.

О последних чуть подробнее. МТС активно развивает платформу #CloudMTS. Для этого компания в прошлом году купила за 2,5 млрд рублей одного из крупнейших облачных провайдеров «ИТ-град».

Мегафон выбрал иную — партнерскую — схему (благо, ему принадлежит одна из крупнейших ИТ-компаний России Mail.ru). По ней в октябре 2018-го оператор запустил проект «Деловое облако», предполагающий предоставление в аренду серверов и платформ. 

Билайн все усилия бросил на продажу SaaS-решений (Microsoft Office 365, 1C онлайн, антивирус «Лаборатории Касперского») и развитие инфраструктурного облака.

Tele2, на первый взгляд, пока остается не у дел. Но здесь нужно понимать один важный момент: сотового оператора, скорее всего, в ближайшее время окончательно поглотит Ростелеком. А у него с облаками все в порядке. Госкомпания уже является крупнейшим владельцем дата-центров в России.

К тому же в начале февраля она подала в ФАС ходатайство о покупке DataLine — второго после себя игрока (предварительно сделка оценивается в 18 млрд рублей).

— Выход на рынок гигантов в первую очередь привел к пересмотру ценовой политики, — замечает руководитель группы регионального развития департамента облачных технологий ГК Softline Владимир Егорычев. — Многие провайдеры стали снижать стоимость услуг. Кроме того, компании начали активно развивать новые сервисы, отвечающие потребностям бизнеса клиентов.

С этим мнением согласны и те, кто облака не только продает, но и потребляет.

Выход на рынок гигантов в первую очередь привел к пересмотру ценовой политики

— Появление условно «непрофильных» игроков на рынке является закономерным следствием развития цифровой экономики, — считает руководитель проекта продвижения облачных решений компании Directum Дмитрий Петров. — Компании начинают делать бизнес не только на традиционных услугах, но и откликаются на запрос на диджитализацию, диверсифицируют предложение. Будучи пользователями клауд-услуг, факт усиления конкуренции мы оцениваем положительно, так как это сказывается на ценах. Однако если смотреть в долгосрочной и среднесрочной перспективе, то в любом случае стоимость сервисов будет расти: потребуется обновление оборудования, скажутся колебания курсов валют. Тем не менее здоровая конкуренция всегда помогает выявить более выгодные предложения. Мы ожидаем, что рынок облачных провайдеров может сильно измениться за следующие несколько лет.

Всеобщая трансформация

В среднесрочной перспективе клауд-отрасль, вероятнее всего, действительно претерпит ряд серьезных трансформаций. Во-первых, ее ждет дальнейший активный рост. И поставщики, и потребители услуг рассчитывают на 25 — 30% в год (те, у кого низкая база, — на 50 — 60%).  

Во-вторых, мы, очевидно, увидим консолидацию. И покупка Ростелекомом DataLine — это только начало. Выживать мелким и средним фирмам на рынке с каждым годом будет все сложнее.

В-третьих, нас ожидает дальнейшее усиление конкуренции. 

— Что будет? — задается вопросом Антон Салов. — Вероятно, выход в лидеры в своих сегментах Mail.Ru Cloud Solutions, Яндекс.Облака и Sbercloud. Усиление лидерства в инфраструктуре Ростелекома и МТС. У последних есть шанс на хорошие позиции не только в IaaS, но и в SaaS. Грядет усиление конкуренции со стороны китайских товарищей с облаками в российских ЦОДах (Huawei, Alibaba Cloud, Tencent Cloud). В дополнение к ним на рынок выйдут другие «нетрадиционные» игроки вроде Росэнергоатома. Всем понятно, что клауд-отрасль ждет рост, и на этом можно заработать.

Наконец, в-четвертых, вероятно, произойдет некоторое изменение структуры рынка.

— В ближайшее время, помимо роста спроса на облачные услуги, мы будем наблюдать и его переопределение, — полагает глава представительства NetApp в России и странах СНГ Татьяна Бочарникова. — Если в предшествующие годы наибольшим спросом среди относительно крупных заказчиков пользовались IaaS-сервисы, то сейчас идет активное смещение в сторону PaaS (платформа как услуга) и SaaS. Эта тенденция будет сохраняться и в ближайшие три года. Но надо понимать, что, несмотря на все преимущества облачных технологий, будущее вовсе не сводится только к ним. Модель работы ряда компаний, вероятно, станет более сложной: часть процессов переместится в облака, часть останется в собственном ЦОДе. Первые будут, например, архивным слоем хранения данных, вторые — слоем быстрым.

Исполнительный директор SAP CIS Дмитрий Красюков замечает: по данным нашего исследования с компанией Forrester, 68,6% крупного бизнеса, 56,8% среднего и 59,7% малого бизнеса потенциально готовы использовать бизнес-приложения по облачной модели. Таким образом, больше половины российских компаний выбрали или в ближайшем будущем выберут клауд для оптимизации бизнес-процессов.

Но эффект это даст только при одном условии — трансформации самих компаний, уверен руководитель департамента интеграционных услуг и комплексных решений Navicon Артем Капцов: «Рост популярности облачных вычислений меняет принципы работы бизнеса. Чтобы преуспеть в изменившемся ландшафте, компании должны быть такими же гибкими и эффективными, как сами клауд-приложения, и внедрять современные сетевые архитектуры. Чтобы “новое электричество”, как называют облачные технологии, заработало, нужно разрабатывать стратегию, которая поможет оптимально реализовать клауд-инфраструктуру на практике».