Изоляция на экспорт

Артем Коваленко
8 апреля 2019, 00:00

Российский рынок технической изоляции насыщен: на фоне обостряющейся конкуренции производители будут наращивать экспорт и выпуск инновационной продукции

Читайте Monocle.ru в

Компания Технониколь запускает новое производство технической изоляции на челябинском «Заводе Техно». Инвестиции — около 400 млн рублей. Проектная мощность — 270 тыс. куб. метров готовой продукции в год. Линия будет введена в эксплуатацию летом 2019 года. Планы международного производителя строительных материалов соответствуют перспективам российского рынка технической изоляции. В последние два года, после спада в 2015 — 2016-х, рынок растет темпами примерно 5 — 6% в год, оценивает эксперт-аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев. «Рынок технической изоляции в России развивается параллельно с большими промышленными стройками. На данный момент их количество может переваливать за сотню, и это один из основных факторов развития, — комментирует руководитель отдела коммерческих продаж компании «Тепло Изоляционные Материалы» (ТИМ) Олег Рыжков. — Также нельзя не упомянуть спрос на нашу продукцию на Западе. В связи с валютными скачками наши производства стали очень актуальны».

Отрасль отреагировала на реализацию масштабных проектов. В нефтегазовом секторе это, например, строительство СПГ-заводов на Ямале, освоение месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В металлургии и химической промышленности — реконструкция и ввод новых мощностей на Абинском метзаводе, строительство трубно-сталеплавильного комплекса в Чусовом Пермского края, расширение мощностей ЗапСибНефтехима. В энергетике — реконструкция АЭС в европейской части РФ и ГЭС на Дальнем Востоке, трубопроводном транспорте — Северный и Турецкий потоки, «Сила Сибири».

Какие факторы оказывают влияние на будущее рынка технической изоляции и как его оценивают ключевые игроки? 

Акценты смещаются

По итогам 2018 года объем потребления технической изоляции в РФ вырос на 1% до 2,93 млн куб. метров, при этом доля минерало- и стекловатной продукции увеличилась до 78% (против 65% в 2013 году).

По мнению Олега Рыжкова, объемы рынка растут, но сдвигаются акценты:

— Количество сдаваемой недвижимости сокращается, и закупки технической изоляции для инженерных систем зданий сокращаются также. Но увеличилась потребность в технической изоляции в промышленности — это и ремонты, и большие стройки. В проекты стали закладывать большее количество материалов, так, если раньше закупали материалы только на холодные трубы, то сейчас проектировщики пытаются закрыть все вопросы по теплоизоляции и огнезащите с помощью материалов из ваты. Что касается доли рынка материалов из ваты, то соотношение стекловаты к базальтовой вате — 30% к 70%.

— По прошлому году мы можем говорить, что рынок недополучил большое количество навивных цилиндров: на Западе произошел рост спроса, связанный также со стройками, поэтому основные объемы либо оставались на европейском рынке, либо экспортировались из России. Например, Paroc отгружал цилиндры на наш рынок по строгим квотам, — рассказал Олег Рыжков.

— На рынок влияют как рыночные, так и системные факторы. К первым можно отнести количество строящегося жилья: в течение последних нескольких лет прослеживается положительная динамика, что позитивно влияет на развитие российского рынка технической изоляции. А вот объем строительства новых офисов и ТЦ драйвером перестал быть еще несколько лет назад. Положительную динамику и оптимистичные перспективы демонстрирует промышленная сфера, где государством взят курс не просто на добычу сырья (нефти и газа), а на усиление позиций России в Европе как ключевого поставщика энергоресурсов и производство необходимой мировому рынку продукции, — констатирует заместитель директора по продажам (техническая изоляция) Rockwool Russia Роман Айваржи. — К системным факторам, ограничивающим развитие рынка, можно отнести неготовность потребителей (промпредприятия) оценивать и сравнивать предлагаемую продукцию не в кубических или квадратных метрах, а в стоимости готового решения. Например, один погонный метр изолированного трубопровода. Очевидно, что стоимость кубометра инновационной продукции будет выше, чем той, что производится по старым ГОСТам (и, значит, менее конкурентна с точки зрения простого закупщика), но значительная экономия в данном случае достигается благодаря снижению расходов на монтаж, ремонт и эксплуатацию. Что выгоднее владельцу в перспективе. То есть сравнивать нужно не кубометр к кубометру, а стоимость владения и эксплуатации.

— В целом в 2017 — 2018 годах в сегменте технической изоляции наблюдается стабилизация ситуации, — считает руководитель направления «Минеральная изоляция» Технониколь Василий Ткачев. — Преобладает отечественная продукция, доля которой в 2017 году составила 93,6% в натуральном выражении. Безусловно, существуют риски снижения спроса на изоляционные материалы на фоне стагнации в экономике и инвестициях, также растут налоги, цены на бензин и тарифы. Все это сказывается на развитии строительной отрасли. С учетом прогнозов развития страны, а также существующих санкций Запада в среднесрочной перспективе ситуация кардинально не будет изменяться. Поэтому, оценивая риски, Технониколь рассматривает точечно отдельные сегменты промышленности, где будет востребована техническая изоляция. В 2018-м промышленное производство и добыча полезных ископаемых были в небольшом плюсе. С учетом приоритетов развития отраслей России эти отрасли будут и дальше развиваться.

Крупные поглощают мелких

На рынке практически полностью доминируют отечественные производители, хотя продукция может выпускаться по технологии и лицензии зарубежных брендов или на российских предприятиях международных компаний.

По словам Олега Рыжкова, все крупные компании имеют свои производства в РФ, поэтому 80% материалов производится в России: «Наша продукция на экспорт ничем не отличается от производимой на Западе, только в пересчете на евро или доллары получается выгоднее, даже с учетом логистики».

— На российском рынке технической изоляции на основе каменной ваты представлены и иностранные, и российские производители, — утверждает Роман Айваржи.

Лидерами рынка, по данным Олега Рыжкова, более десяти лет являются компании Paroc, Rockwool, Технониколь и Saint-Gobain. Доли их меняются. Так, Paroc потерял долю рынка из-за европейских квот по цилиндрам, чем смогла воспользоваться компания Технониколь: «На этот год Paroc планирует строительство линии по производству цилиндров в России и может отыграть потерянные проценты». Кроме того, крупные компании поглощают мелкие, указывает на тренд рынка эксперт: Технониколь приобрел Изовол, Saint-Gobain увеличился за счет приобретения Изотека и Изорока, тем самым расширив товарную линейку материалами из базальтовой ваты.

Всего в структуре рынка по типу сырья, по данным IndexBox, преобладает изоляция на основе каменной и стекловаты (42% и 36% в натуральном выражении по итогам 2018 года). Доля изоляции из пенополистирола составила порядка 10%, ее снижение связано со слабой огнестойкостью материала. В 2018 году выросла доля пенополиуретана — до 11%. Материал набирает популярность благодаря быстроте и легкости нанесения, отсутствию стыков и швов, высокой механической прочности и химической стойкости, а также невосприимчивости к влаге и температурным колебаниям.

Уровень локализации производства технической изоляции растет 018_expert_ural_14-1.jpg
Уровень локализации производства технической изоляции растет
Рынок технической изоляции медленно восстанавливается  018_expert_ural_14.jpg
Рынок технической изоляции медленно восстанавливается

По мнению Олега Рыжкова, рынок больше ориентируется на базальтовую вату, а именно на маты и цилиндры: «Что касается стекловаты, то она достаточно прочно держит нишу изоляции до 150 — 180 градусов. На таких температурах стекло выходит дешевле. На этом фоне мы сможем прогнозировать некоторое снижение цены. Какие-то низкомаржинальные материалы могут и вовсе уйти из «технички». Также можно ожидать ноу-хау со стороны крупных производителей: без боя рынок они не сдадут». 

Рынок насыщен игроками

— На российском рынке технической изоляции на основе стекловаты и каменной ваты производством занимается более 40 предприятий. Исследования показывают, что в этом сегменте крупные производители обеспечивают более половины российского выпуска в натуральном выражении. Вместе с тем на рынке представлено большое количество небольших предприятий, специализирующихся на огнезащите, доля которых по отдельности не превышает 1%, — отмечает Василий Ткачев. 

— В настоящее время мы ощущаем переизбыток производственных мощностей, — соглашается Роман Айваржи. — И конечно, постоянно сталкиваемся с ценовыми войнами.

Противоположная позиция у Олега Рыжкова: переизбытка производств нет. «Если речь о базальте, то загрузка прошлого года была на 100%. Здесь мы можем говорить о нехватке производственных мощностей, особенно за Уралом. Везти материалы из Китая и даже США выходит выгоднее, чем из европейской части России, а заводов тут мало».

Точки роста и риска

Производители отмечают несколько драйверов развития сектора. Во-первых, плавное восстановление и рост спроса на продукцию со стороны главных отраслей-потребителей — строительной сферы, ЖКХ, транспортного машиностроения, судостроения, химической промышленности. Так, в связи с растущим потреблением компания Технониколь уже в текущем году за счет новой линии в Челябинске намерена усилить присутствие в сегменте технической изоляции и расширить производство, в том числе начать выпуск прошивных матов по ГОСТУ и ТУ. При этом в компании отмечают, что в перспективе трех-пяти лет не видят предпосылок для дополнительного наращивания мощностей по производству технической изоляции внутри страны.

Во-вторых, наращивание экспортных поставок. Доля экспорта от объема производства выросла с 2,6% в 2013 году до 12,8% в 2017-м, а по итогам 2018 года может увеличиться до 17,4%: наблюдается повышение интереса к внешним рынкам — как к странам СНГ, в особенности Казахстану, где активно развивается промышленность, так и к дальнему зарубежью — странам с растущей нефтедобычей, например, Мексике и Эквадору.

В-третьих, важным сигналом для рынка может стать ужесточение пожарных норм. Напомним, в декабре прошлого года Госдума в первом чтении приняла поправки по совершенствованию пожарной безопасности в местах массового скопления людей (были разработаны после пожара в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня»). В проекте документа предлагается вернуть органам Госпожнадзора возможность согласовывать соблюдение требований пожарной безопасности в зданиях, которые еще только предполагается построить — на уровне разработки градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, а затем и на всех этапах строительства, реконструкции, расширения и технического переоснащения зданий. В случае принятия закона будет выявляться подмена стройматериалов (в том числе изоляции) на более дешевые, небезопасные и низкокачественные: использование горючих материалов или фальсификатов остается основной угрозой безопасности.

В январе этого года Ассоциация российских производителей качественной теплоизоляции (Росизол) выступила с инициативой о приравнивании с точки зрения противопожарных норм торговых центров к таким социальным организациям, как больницы, детские сады и школы:

«К торговым центрам, несмотря на то, что в них традиционно находится много детей, не предъявляются аналогичные требования пожарной безопасности к ограждающим конструкциям. Необходимо, чтобы и к стенам, и к крышам в торговых центрах были предъявлены требования по использованию только негорючих теплоизоляционных материалов».

Роман Айваржи предупреждает о рисках:

— Неустойчивая политическая обстановка в мире и борьба за передел рынка энергоресурсов — все это становится причиной санкций против компаний РФ, представляющих нефтегазовую отрасль. Соответственно, скорость реализации проектов по обеспечению масштабных объектов технической изоляцией может существенно снизиться. Излишняя зарегламентированность крупных потребителей (например, нефтегазовых компаний) также несет в себе определенные риски. Когда в качестве критериев оценки при выборе того или иного решения выбираются необъективные показатели, которые не демонстрируют перспективы и потенциал экономии для владельцев проектов, соответственно, у одних нет интереса применять инновационные решения, а у производителей исчезает интерес инвестировать в инновации. Кроме того, в РФ сложилась традиция «слишком легко подтверждать» характеристики продукции, которые заявляются производителями. К сожалению, из-за этого в разряд инновационных и эффективных изоляционных решений попадает много материалов, которые или не подвергались соответствующим испытаниям, или таковые испытания проводились по «упрощенному сценарию». Далеко не все заказчики обращают на это внимание.

Василий Ткачев уверен, что в ближайшее время на рынке технической изоляции возможны изменения в связи с законом о декларировании. Именно декларирование поможет решить ряд проблем с некачественными материалами и компаниями-производителями, которые завышают свои характеристики для прохождения испытаний, а затем поставляют потребителям материалы с более низкими показателями.

— В среднесрочной перспективе рынок технической изоляции на основе стекло- и каменной ваты продолжит рост на 1 — 2% ежегодно за счет восстановления спроса со стороны строительных организаций, а также необходимости модернизации и ремонта коммунальных сетей и технического переоснащения промпредприятий, — резюмируют игроки рынка.