Шесть регионов Урала и Западной Сибири (из 31 субъекта РФ) получат средства федерального бюджета нa переобучение и повышение квалификации работников предприятий (более 18 тыс. человек) в рамках нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости». Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Всего в 2019 году на переобучение на условиях софинансирования будет направлено 1,5 млрд рублей. Получатели самых крупных трансфертов — Башкирия (178,1 млн рублей) и Пермский край (106 млн рублей). В распоряжении также значатся Удмуртия, Свердловская, Тюменская и Челябинская области. Главная задача регионов — повысить квалификацию работников. «Особое внимание будет уделяться обучению, содействующему цифровизации производства. Заинтересованность проявили 35 предприятий Прикамья», — рассказали в пермском Минпроме. В правительстве РФ прогнозируют, что до 2024 года переподготовку пройдут более 117 тыс. человек.
В начале года премьер Дмитрий Медведев оценил дефицит кадров в технологической сфере в 1 млн человек: «Именно столько специалистов необходимо переобучить. Вызовы, с которыми мы сталкиваемся, — промышленная революция и развитие технологий».
— Крупные предприятия продолжают работать над повышением эффективности, одновременно в 2017 — 2018 годах многие из них (63%, по результатам исследования КПМГ) начали реализацию программ цифровой трансформации. От уровня компетенций сотрудников инженерно-технических специальностей и ИТ зависит скорость и успех внедрения новых технологий, — объясняет актуальность проблемы руководитель группы повышения операционной эффективности КПМГ в России и СНГ Елена Устюгова. — И если инженеры в первую очередь востребованы промпредприятиями традиционных отраслей, то за ИТ-специалистов конкурируют компании всех секторов экономики. В ряде случаев мы видим двух- и даже трехкратный рост численности ИТ-функции в компании.
— Роль ИТ становится ключевой во все большем количестве отраслей. Финансы, ритейл, логистика, государственное управление уже невозможны без ИТ, все сложнее провести грань между ними и «традиционными» ИТ-компаниями, — подтверждает председатель совета директоров компании СКБ Контур Дмитрий Мраморов. — Поэтому современной экономике необходимо все больше ИТ-специалистов — не только программистов, но и аналитиков, проектных менеджеров, инженерных психологов, людей как с пониманием отраслевой специфики, так и с развитыми ИТ-навыками.
— Если раньше цифровые навыки были нужны в основном для создания новых технологий, включая языки программирования и разработку программного обеспечения, то теперь компании нуждаются в сотрудниках, обладающих схожими навыками, для обеспечения успешного внедрения и поддержания цифровых технологий. То есть мы наблюдаем спрос на «нетехнических» сотрудников с цифровыми навыками. Менеджеры по маркетингу, специалисты службы поддержки клиентов, бухгалтеры, аудиторы, юристы и другие сотрудники должны уметь ориентироваться в развивающихся цифровых условиях, — говорит генеральный директор SHL Ирина Зарина.
По мнению директора Уральского филиала «Академии АйТи» Ольги Ефимовой, в любой отрасли максимально востребованы технические специалисты с такими ролями, как ИТ-поддержка, сетевое проектирование, разработка программного обеспечения: «Одно из интересных развиваемых и прибыльных направлений, где остро стоит вопрос нехватки технического персонала, — сканирование. Задача инженеров по сканированию — оцифровывать большой объем архивных документов, и в ближайшие несколько лет эта ниша будет активной в наборе персонала. Продолжает приобретать все большее значение кибербезопасность, поскольку бизнес и повседневная жизнь все больше оцифровываются».
— Кадровый разрыв будет только расти наряду с цифровизацией промышленности, сельского хозяйства и энергетики, а спрос на рынке труда — увеличиваться, — прогнозирует гендиректор АНО «Цифровая экономика» (создана для обеспечения диалога бизнеса и государства при реализации одноименной национальной программы) Евгений Ковнир.
Какие кадровые стратегии работают в условиях цифровизации экономики?
Востребовано мышление
Государство будет решать кадровую проблему с помощью не только вузов, но и бизнеса. По словам Евгения Ковнира, бизнес-среда занимается снижением уровня нехватки кадров через повышение квалификации и переквалификацию специалистов, а также с помощью программ дистанционного обучения и работы корпоративных университетов.
— Для ТМК недостаточно просто нанять соответствующего специалиста и привнести в компетенции управление большими данными, искусственный интеллект, интернет вещей, — рассказывает заместитель генерального директора по управлению эффективностью ТМК Игорь Корытько. — Нам важен синтез существующих сложных металлургических и современных цифровых технологий. Мы привлекаем людей извне, но вырастить, «дошлифовать» человека возможно только внутри компании. Именно для этого у нас существуют и развиваются внутренние программы обучения, повышения квалификации в области цифровых технологий на базе корпоративного университета TMK2U.
Участие таких компаний в решении кадровой проблемы соизмеримо с государственным, считает Евгений Ковнир: «Хотелось бы обеспечить максимальную синергию, чтобы преодолеть разрыв за ближайшие несколько лет». Для этого, по его мнению, необходимо предусмотреть различные преференции, в частности налоговые.
Минобрнауки РФ синергию видит в совместной разработке образовательных программ по ИТ-специальностям. «Нам нужны партнеры в виде технологичных компаний, которые посмотрят на образовательные программы и уточнят их с точки зрения требуемых на рынке труда от ИT-специалистов навыков и компетенций», — подчеркивает замглавы федерального ведомства Марина Боровская. По ее мнению, соответствующий тренд уже сформирован: «Порядка 80 тыс. молодых людей сейчас обучается на направлениях, связанных с подготовкой ИТ-специалистов, из них уже 27 тысяч проходят обучение по контрактной системе, то есть при методической и финансовой поддержке техкомпаний».
— Программирование должно стать стандартом всех образовательных программ высшего образования, причем не формально, а так, чтобы студенты действительно получали нужные для работы навыки, чтобы появлялись, например, специалисты в металлургии, умеющие программировать на среднем уровне, — анализирует Дмитрий Мраморов. — Крайне важно повышать качество подготовки высокоуровневых специалистов для ИТ-компаний, так как именно эти компании определяют общий уровень компетенций в стране и регионе. Университеты готовят таких специалистов, но пока значительно меньше, чем нужно для поддержания роста ИT-отрасли.
— Нужно актуализировать федеральные образовательные стандарты — прежде всего по направлениям обучения, связанным с ИT-отраслью и «сквозными технологиями», дополнить учебные программы, нацеленные на формирование цифровых навыков, — считает вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак.
Обновить госстандарты поможет базовая модель компетенций для цифровой экономики. Такой документ, по данным АНО «Цифровая экономика», будет разработан к октябрю 2019 года. «По итогам анализа компетентностных моделей в 50 ведущих компаниях выявлено 211 компетенций, которые условно разделены на девять блоков. Наиболее востребованным блоком для работодателей оказалось “мышление”», — рассказал директор сервиса диагностики и отбора Университета НТИ «20.35» Андрей Комиссаров.
— Самые востребованные навыки, которые сегодня ценит любой работодатель, — способность быстро обучаться новому, решать сложные задачи, нужны аналитическое мышление, креативность и инициативность, — подтверждает партнер Strategy Partners, руководитель практики «Государственные и общественные институты» Алексей Праздничных.
— Технологический ландшафт полностью меняется всего за 3 — 5 лет, строить долгосрочные прогнозы о будущем рынка труда бессмысленно. В трехлетней перспективе работодатели будут обращать пристальное внимание на такие качества соискателей, как аналитическое мышление, креативность, умение комплексно решать проблемы и способность считывать эмоции других людей, то есть эмоциональный интеллект, — дополняет коммерческий директор ИТ-компании «ТехЛаб» Александр Шаповалов. — Так, чтобы быть востребованным разработчиком, больше недостаточно владеть языком кодирования. Нужно глубоко понимать технологические и бизнес-процессы, уметь предлагать нестандартные решения для сложных задач и быть готовым работать с передовыми технологиями, такими как машинное обучение и инструменты обработки Big Data. В свою очередь представителям профессий, не связанных с ИТ, важно хотя бы на базовом уровне освоить доступные ИТ-инструменты.
По мнению руководителя отдела персонала компании Linxdatacenter Надежды Бондаревой, растут требования работодателей в плане hard-skills: «Это требует высокого уровня digital-компетенций по более широкому спектру областей, чем закладывается стандартными вузовскими программами. В большинстве случаев единственное решение здесь — обучение на практике. Роль наставников берут на себя сами организации, будь то бизнес или госструктуры. В сложившейся ситуации вузы играют скорее роль этапа закладки базовых знаний».
— Высшее образование никогда не перестроится на позиции микроцелевого компетентностного обучения. Это и не нужно. Оно должно соответствовать своему уровню, давать базовую составляющую, — убеждена ведущий эксперт направления «Образование» компании «Нетрика» Наталья Быстрова. — А вот компетенции в кейсовом формате необходимо разрабатывать в системе дополнительного профобразования под запрос, с учетом адресного заказчика — работодателя.
— Только через непрерывное взаимодействие бизнеса и образовательного учреждения могут получиться качественные и актуальные программы, — уверен директор по персоналу Северского трубного завода Алексей Рябухин. — Хороший пример — дуальная подготовка Северского трубного завода (СТЗ) и Полевского многопрофильного техникума им. Назарова в системе среднего профессионального образования. Так, на учебном полигоне СТЗ, построенном по программе целевого развития при участии министерства образования Свердловской области, сегодня можно практиковаться в мехатронике, промышленной автоматике, а также программировать логические контроллеры. Все это могут делать студенты колледжа во время практических занятий на базе образовательного центра СТЗ. И это, безусловно, развивает цифровую компетенцию выпускников техникума и готовит их к работе на современном производстве.
Сами с скриптами
За несколько лет бизнес сформировал и запустил несколько эффективных образовательных форматов.
— Многие крупные компании профессионально обучают и переобучают сотрудников на местах на регулярной основе. Корпоративные университеты существуют в таких компаниях, как Сбербанк, МТС, Крок, «Газпром нефть», Сибур, Росатом, Альфа-банк, Ростелеком, Северсталь. В одних случаях они заполняют пробелы персонала в математике, работе с большими данными, менеджменте, коммуникации с клиентами и продажах, в других — обучают редким экспертным технологиям, будь то процесс газобурения или работа с инженерными коммуникациями, — констатирует HRD TalentTech Яна Савченко. — Хороший пример — недавний кейс Рамблера. Холдинг, обладающий экспертизой в ИT-индустрии, запустил собственный образовательный проект вместе с онлайн-университетом digital-профессий «Нетология» и НИУ ВШЭ: курсы «Руководитель проекта» и «Product manager». С одной стороны руководство Рамблера планирует обучать будущих сотрудников для собственных нужд, с другой — делиться знаниями с рынком. Этот альянс обучает специальностям, которым до сих пор было практически невозможно обучиться в России: управлению и администрированию проектов по созданию цифровых продуктов, таких как мобильное приложение, сайт, интернет-сервис, мессенджеры и соцсети, программы, скрипты и многое другое.
— Около 50% всех сотрудников, которых мы набираем, — студенты последних курсов вузов. После того как они проходят месячную подготовку, большинство говорит: то, что они делали в течение этого месяца, сильно отличается от того, к чему их готовили в вузе, — делится опытом HR-директор компании Navicon Дмитрий Котов. — Оптимальна схема, когда после выбора специальности дальнейшая программа обучения не полностью зафиксирована, а как минимум наполовину может быть изменена будущим специалистом в соответствии с его профессиональными и карьерными планами. Очевидно, что такие планы могут быть осознанными только при наличии более-менее хорошего представления о будущей профессии, которое можно получить лишь в ходе выполнения реальных рабочих задач. Нужно интегрировать бизнес в образовательный процесс в вузах на максимально ранних этапах и обеспечить максимально допустимую свободу выбора для студентов при формировании программы собственной подготовки.
— Многие эксперты отмечают, что в российских вузах дают отличные теоретические знания, но с практическим аспектом все намного сложнее. Воплощение идей на практике часто становится настоящей проблемой. И бизнес постепенно берет инициативу на себя. Например, мы в SAP приняли новую стратегию — развитие таких специалистов внутри компании. Именно поэтому в прошлом году мы открыли программу найма студентов по направлению Data Science, — рассказала директор по персоналу SAP CIS Вера Соломатина. — Некоторых соискателей мы устроили на работу в компанию, других — внутри нашей экосистемы. Программа оказалась успешной, и в этом году мы ее повторяем. Особенно важно при подготовке кадров переходить от развития конкретных технических навыков к умениям постоянно осваивать новые знания на основе фундаментальных наук. Также необходимо развивать компетенции, которые помогают в повседневной работе: критическое мышление, эмоциональный и социальный интеллект, умение приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, переучиваться, управлять собой в стрессовых ситуациях. Кроме этого, для бизнеса становится важно много внимания уделять усилению экспертизы своей экосистемы, стараться всегда быть на пике технологических инноваций, участвовать в глобальном развитии самых современных технологий. Например, в SAP готовы делиться опытом и знаниями, оказывать поддержку молодым специалистам из разных областей. Для нас важно не просто рассказать про технологии, но и создать пласт новых профессий, будущих инженеров, программистов, data science.
— Академическая среда — специфическая, где мыслят долгосрочными периодами. Это само по себе неплохо, но не подходит для отраслей, где все меняется достаточно быстро, — соглашается предприниматель Светлана Вайсберг. — Чтобы выпустить на рынок специалистов в новой востребованной сфере, надо несколько лет посвятить разработке образовательного стандарта, получить образовательную лицензию и потом еще пять лет учить первых выпускников. А дальше, и это не секрет, специалисты в ИT, в других технологичных отраслях требуют серьезного доучивания. Поэтому отличная, на мой взгляд, тенденция последнего времени, когда технологичные компании сами включаются в процесс обучения: они знают, какими знаниями должны обладать выпускники, предоставляют практикующих специалистов в роли преподавателей, ведут обучение на реальных примерах, и затем могут выбирать для себя самых одаренных выпускников. UniversityRelations становятся одной из важных направлений работы в техкомпаниях.
Тиражировать и масштабировать
Более половины компаний, опрошенных «Э-У» в рамках подготовки публикации, убеждены, что «настройки» выпускников вузов под работодателей уже недостаточно. Бизнес и университеты должны вести совместную образовательную деятельность. «Сотрудничая с бизнесом, вузы начинают лучше ориентироваться в реалиях рынка, на который выходят их выпускники. Успешность вуза, его место в российских и мировых образовательных рейтингах зависит и от статистики трудоустройства выпускников: насколько быстро они находят работу, в каких компаниях, работают ли по полученной в вузе специальности, каковы зарплаты и их динамика. Вузу сотрудничать с бизнесом выгодно, так как шанс трудоустройства выпускников выше. Хотелось бы, чтобы такие форматы поддерживались государством: это ведет к реальному росту качества подготовки кадров, притоку молодых специалистов на производство и в наукоемкие проекты», — аргументирует HR-эксперт компании «ТимФорс» Наталья Пугаева.
— Адаптация системы подготовки кадров зависит от степени взаимодействия бизнеса и образовательных учреждений, от наличия общего понимания технологических тенденций развития отраслей, — считает генеральный директор компании «А+С Транспроект» Владимир Швецов. — Путей адаптации всего два, и лучше их совместить. Первый — создание госстандартов и требований к подготовке кадров для конкретных прикладных задач, второй — вовлечение практикующих экспертов в академические процессы. Для реализации первого нужны заинтересованность государства и нормативная база. Второй требует выстраивания системы мотивации бизнеса, направленной на его привлечение к академической подготовке кадров.
Одним из самых эффективных примеров взаимодействия и бизнес, и вузы называют практико-ориентированные базовые кафедры.
— Подобное сотрудничество несет большие преимущества для всех участников, но основным является возможность передачи профессионального опыта молодым специалистам, по сути, подготовки будущего персонала непосредственно под свои нужды с учетом требований глобальной трансформации рынка труда, — отмечает заместитель заведующего базовой кафедры компании PwC Финансовый университет при правительстве РФ Константин Поздняков. — Флагман образования в регионе УрФУ является одним из лидеров в этом направлении и имеет ряд базовых кафедр с предприятиями технической и технологической направленностей, таких как УГМК-Холдинг, Чусовской металлургический завод, МРСК Урала, Корпорация ВСМПО-Ависма. Этот успешный опыт необходимо тиражировать.
— Самая сложная и затратная для бизнеса отрасль — непосредственное участие в образовательном процессе. СКБ Контур и УрФУ встали на этот путь еще в 2014 году, начав совместную работу над курсами направления «Фундаментальная информатика и информационные технологии». Получив необходимые компетенции, в 2019 году мы вышли на новый этап развития этого проекта: глобальные изменения коснутся не только программистских курсов, как раньше, все предметы будут заточены на подготовку разработчиков мирового класса. Старт намечен на 1 сентября 2019 года, предполагается ежегодное увеличение набора на направление с 50 до 150 — 200 абитуриентов в 2022 году, — анонсировал Дмитрий Мраморов. — Запуск направления не только позволит вырастить в регионе множество сильных и высококвалифицированных разработчиков. Благодаря тому, что мы сразу делаем все материалы отчуждаемыми и открытыми для других вузов и направлений, мы рассчитываем на общее существенное повышение уровня преподавания и подготовки студентов в сфере ИТ, что окажет серьезный синергетический эффект на весь бизнес региона.
— Бизнес будет все чаще обращать внимание на возможности взаимодействия со студентами еще во время обучения. Практика создания кафедр или даже факультетов, которые готовят специалистов для определенных компаний, в будущем будет только масштабироваться, — итожит Яна Савченко. — Идеальна ситуация, когда студенты получают базовое высшее образование за два-три года, а еще два-три года их обучают компании-работодатели. Таким образом, может сложиться идеальная схема по формированию прикладных навыков и гибкой адаптации к будущей профессии.