Низкопольный трамвай желаний

Павел Кобер
8 апреля 2019, 00:00

Уралтрансмаш начал выпускать конкурентоспособную модель трамвайного вагона Она поможет предприятию не только удвоить объемы поставок, но и стать базовой для разработки линейки низкопольных многосекционных трамваев

Первые 60 низкопольных трамваев модели 71-415 Екатеринбург купит уже в этом году
Читайте Monocle.ru в

Екатеринбургский завод Уралтрансмаш (в составе группы УВЗ входит в госкорпорацию Ростех) получил сертификат на инновационную модель трамвайного вагона 71-415. Это полностью низкопольный четырехосный вагон. Впервые применена наружная пластиковая обшивка. Таким образом, трамвай получился облицованным стеклопластиком как внутри, так и снаружи. Но главное ноу-хау — использование поворотных тележек с двойным рессорным подвешиванием, разработанных на Уралтрансмаше специально под низкопольный кузов, не имеющих аналогов в России.

Пол ниже, ход плавнее

— В этих тележках максимальное пространство между колесами освобождено от оборудования. Это позволило оставить в кузове трамвая широкие проходы, обеспечить удобное перемещение и пассажирам, и кондукторам, — пояснил главный конструктор гражданской продукции АО «Уралтрансмаш» Сергей Соловьев. — Все трамвайные вагоны поворачиваются за счет тележек, но при повороте они «съедают» часть прохода (то есть за счет того, что колеса перемещаются относительно кузова, пространство между ними уменьшается). Поэтому в основном используются либо высокопольные трамваи, либо частично низкопольные. Мы спроектировали поворотную тележку, где в межколесном пространстве оборудование отсутствует. Это уникальная технология.

При прохождении сертификационных испытаний тележка, применяемая в вагоне 71-415, показала ходовые качества, превышающие европейские аналоги. При максимально допустимом коэффициенте плавности хода 3,5 был достигнут показатель 2,84. Аналогичный коэффициент у трамваев других российских производителей составляет в среднем 3,2 — 3,4, у европейских производителей — 3,0 — 3,2.

Важно также отметить, что все комплектующие инновационной модели уралтрансмашевского трамвая отечественного производства.

Пока на Уралтрансмаше производят в основном частично низкопольные трамваи, но в 2019 году выпуск полностью низкопольных вагонов должен составить половину от всего объема 015_expert_ural_14-1.jpg
Пока на Уралтрансмаше производят в основном частично низкопольные трамваи, но в 2019 году выпуск полностью низкопольных вагонов должен составить половину от всего объема

Модель 71-415 демонстрировалась на международной промышленной выставке Иннопром-2018. Трамвай уже прошел эксплуатационные испытания в Екатеринбурге, в этом году администрация уральской столицы планирует приобрести до 60 таких вагонов. В настоящее время в трамвайном парке Екатеринбурга 430 единиц действующего подвижного состава, из них более 60 — производства Уралтрансмаша (высокопольные и частично низкопольные), в прошлом году город закупил у предприятия вагоны модели 71-407. К модели 71-415 также проявляют интерес Москва, Коломна, Пермь, Уфа, Казань.

Главный конструктор гражданской продукции АО «Уралтрансмаш» Сергей Соловьев: «Мы спроектировали поворотную тележку, где в межколесном пространстве оборудование отсутствует. Это уникальная технология»    015_expert_ural_14-2.jpg
Главный конструктор гражданской продукции АО «Уралтрансмаш» Сергей Соловьев: «Мы спроектировали поворотную тележку, где в межколесном пространстве оборудование отсутствует. Это уникальная технология»
На заводе отмечают рост заказов в последние два года 015_expert_ural_14.jpg
На заводе отмечают рост заказов в последние два года

— Сегодня на базе вагона 71-415 мы разрабатываем целую линейку полностью низкопольных многосекционных трамваев. Новинки планируем продемонстрировать в рамках Иннопрома-2019 в июле в Екатеринбурге. Также на ближайшее будущее запланировано создание перспективного трамвая, по технико-коммерческим характеристикам и эксплуатационным качествам удовлетворяющего потребности крупных мегаполисов с высоким пассажирооборотом, — отметил Сергей Соловьев.

Трое на страну

Сегодня в мире основные производители трамваев представлены канадской компанией Bombardier (производства расположены в Германии и Австрии), французской Alstom, испанской CAF, чешской Skoda и немецким концерном Siemens. Китайцы производят трамваи, но пока преимущественно для внутреннего рынка. К совместным проектам на Уралтрансмаше относятся скептически.

— Мы готовы взаимодействовать с зарубежными компаниями и частично использовать их опыт и комплектующие, однако существенные ограничения при этом накладывает конечная цена продукта, что делает обновление парка трамваев для большинства городов неэффективным. Отмечу, что в рамках программы диверсификации отечественные производители готовы предлагать комплектующие, не уступающие по техническим характеристикам импортной продукции, — описал ситуацию заместитель генерального директора по гражданской технике АО «Уралтрансмаш» Ильдар Газизов.

По его данным, сегодня реальный спрос в России в среднем составляет 200 — 250 трамваев в год. При этом Москва ежегодно закупает 100 — 150 вагонов. Остальные заказчики — города Подмосковья, южные города (например, Краснодар), Татарстан (Казань, Набережные Челны), Екатеринбург, Уфа, города Сибири (Красноярск, Новосибирск, Улан-Удэ), Владивосток.

С 2017 года в российских городах постепенно восстанавливается спрос на новые трамваи. Федеральное правительство оказывает различные меры поддержки как производителям, так и покупателям трамвайных вагонов. Если за прошлый год на Уралтрансмаше выпустили 55 трамваев, то в 2019 году производственные планы превышают эти показатели более чем в два раза. Учитывая сложившиеся обстоятельства с обновлением парка трамваев, производители поднимают вопрос о необходимости разработать государственную программу обновления парка вагонов в рамках реализуемых приоритетов национального проекта «Жилье и городская среда». Это позволит на системной основе сформировать потребности у муниципалитетов в подвижном составе и привлечь необходимое финансирование.

— На базе наших моделей частично и полностью низкопольного вагонов мы занялись разработкой трамваев для колеи 1000 мм, — сообщил Ильдар Газизов. — В российских городах, как правило, стандартная колея для трамваев составляет 1524 мм. Но есть населенные пункты, где применяется колея 1000 мм: это Калининград, Евпатория в Крыму и Пятигорск на Северном Кавказе. Таким образом, этот проект может помочь Уралтрансмашу освоить и узкий (в прямом смысле) сегмент российского рынка.

Производственные мощности Уралтрансмаша сегодня позволяют выпускать около 150 трамвайных вагонов в год. Это больше половины из проводимых тендеров (в России все закупки трамваев ведутся в соответствии c федеральным законом № 44 «О контрактной системе…»). Тем не менее в надежде на рост заказов (устаревшие трамваи, эксплуатируемые в российских городах, рано или поздно придется списывать) на предприятии ведется модернизация производства, с тем чтобы удвоить эти мощности.