Транспортные проекты, реализуемые на Ямале, — аэропорт в Новом Уренгое, мост через реку Пур и участок Северного широтного хода (СШХ) «Обская — Салехард — Надым», — стали победителями в трех номинациях Национальной премии в сфере инфраструктуры «Росинфра»*. «Аэропорт в Новом Уренгое первым в России будет реконструироваться по концессионному соглашению. Механизмы государственно-частного партнерства позволят эффективно решить задачу обновления аэровокзала и аэропортовой инфраструктуры», — прокомментировал результаты федерального конкурса губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов.
Пассажирский терминал площадью около 15 тыс. кв. метров на первом этапе будет оснащен тремя телескопическими трапами и двенадцатью стойками регистрации. Пропускная способность составит 840 пассажиров в час. План развития аэропорта предусматривает возможность в будущем расширить терминал и создать сектор для обслуживания международных рейсов. На привокзальной площади будут обустроены краткосрочная и долгосрочная парковки вместимостью не менее 200 и 300 машин соответственно. Также планируется реконструкция взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перрона.
Строительство моста через реку Пур, который свяжет восточные районы Ямала с основной сетью региональных дорог, завершится в 2021 году. Длина переправы составит 1023 метра (с подходами и насыпью почти 2716 метров). Проезд автомобилей будет организован по двум полосам с максимальной скоростью движения 100 километров в час.
Строительство Северного широтного хода (СШХ) будет способствовать комплексному экономическому и территориальному развитию округа. Существующая транспортная инфраструктура не может обеспечить полномасштабную разведку и эксплуатацию месторождений, а также транспортировку сырья. СШХ соединит Северную и Свердловскую железные дороги и станет элементом единой Арктической логистической системы.
О масштабных проектах, которые будут реализованы на Ямале, «Э-У» рассказал Дмитрий Артюхов.
— Дмитрий Андреевич, как активно инструменты ГЧП применяются в России, в частности в Ямало-Ненецком автономном округе? Насколько эффективен этот институт для решения инфраструктурных задач?
— Институт ГЧП очень важен и нужен, и особенно для решения инфраструктурных задач. Мы видим, что благодаря государственно-частному партнерству в стране реализованы крупные и значимые проекты. Это то, что в первую очередь нужно людям, — автомобильные и железные дороги, аэропорты, школы, больницы. Механизмы ГЧП в России успешно закрепились. Именно они позволяют точно распределить зоны ответственности и прописать обязательства. Это хорошо всех дисциплинирует. Ямал, на мой взгляд, является одним из самых передовых регионов по использованию всевозможных форматов ГЧП, мы по этой схеме уже построили социальные объекты — шесть детских садов и начальную школу. А сейчас строим аэропорты, железные дороги, воплощаем проект в области обращения с отходами.
Победа Ямала в трех ключевых номинациях премии «Росинфра» закономерна. Участники разные, проекты разные, но их многое объединяет, прежде всего — это долгожданные объекты для жителей, и они появятся благодаря ГЧП. В ближайшее время мы подпишем десятки соглашений. Через два года у нас будет открыто 13 детских садов. Чуть позже откроются комфортные современные школы.
Понятные перспективы
— Соглашение правительства Ямала со Сбербанком о сотрудничестве в сфере строительства социальных и образовательных объектов на основе механизмов ГЧП будет этому способствовать?
— Конечно. Соглашение определяет основные принципы взаимодействия властей Ямала и банка при реализации госпрограммы округа «Развитие образования на 2014 — 2021 годы». Взаимодействие со Сбербанком позволит создать в округе еще более комфортные условия для инвесторов, которые готовы участвовать в строительстве школ и детских садов. Мы активно привлекаем частное финансирование для решения социальных задач. Сбербанк готов предоставлять кредитные средства и банковские гарантии под строительство значимых объектов, а также привлекать в проекты отечественных и иностранных инвесторов. Потенциальным инвесторам будут оказаны консультационная поддержка и содействие при подготовке предложений.
— Развитие магистральной инфраструктуры в стране — один из крупнейших по масштабам и финансированию проект. Можно транспорт превратить в драйвер экономики?
— Как вы знаете, в России утвержден Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. На его реализацию будет направлено свыше 6,3 трлн рублей. Чтобы вывести транспортную инфраструктуру на новый технологический уровень, необходимо построить сотни километров дорог, десятки портов, аэропортов. В оставшиеся пять лет предстоит реализовать важнейшие задачи. Ресурсы будут выделены огромные, очень важно разумно и грамотно ими распорядиться.
— На Ямале реализуются ключевые для страны проекты — Северный широтный ход и Северный широтный ход-2. Каковы их перспективы?
— Перспективы понятные, потому что эти проекты нужны стране, нужны экономике. Для эффективного освоения Арктики необходимо создать железнодорожную сеть. На Ямале уже реализуется проект по строительству СШХ. Принято решение о детальной проработке продолжением проекта Северного широтного хода-2, который станет СШХ и сделает Сабетту самым восточным портом Северного морского пути с подведенной железной дорогой. Проект имеет стратегическое значение. Президент поставил задачу увеличить грузопоток по Северному морскому пути до 80 млн тонн. В перспективе не менее 50 млн тонн грузов будет формироваться именно в Обской губе.
Премиальные отношения
— В январе делегация Ямала побывала в Финляндии. Насколько успешно прошли переговоры? Каких договоренностей удалось достичь?
— В ходе делового визита заключено несколько соглашений, в том числе на поставку шкур и мяса оленей. Финское направление — традиционное для нас. Мясо ямальских оленей у скандинавов считается премиальным, потому что условия выпаса у нас полностью естественные. На Ямале нет никаких специальных добавок, искусственного или, как его называют, изгородного содержания. А экологически чистые продукты очень популярны. Поэтому на полках в Финляндии, Германии продукция с пометкой «Сибирский олень» дороже на 20 — 30%, чем местная. Наши компании, занимающиеся производством оленины, активно выстраивают отношения с финскими предприятиями. Это не одна и не две поездки. Это несколько встреч, постепенное формирование доверительных отношений между руководством компаний.
Своими глазами видел, как благодаря таким вот итерациям люди стали доверять друг другу. В итоге мы получаем соглашения, которые измеряются миллионами евро. Это далеко не предел, это лишь начало, очень правильное начало. Ямальские компании получают экспортную выручку и возможность развивать и модернизировать производственные мощности.