Аналитический центр «Эксперт» составил по итогам 2018 года рейтинг «Уральский экспорт: топ-100» — результат традиционного исследования крупнейших экспортеров Урала и Западной Сибири. Хорошая новость: экспортная деятельность бизнеса вернулась к темпам роста времен «здоровой» экономики. Последний внушительный результат в 30% был зафиксирован в ходе волны исследования по итогам 2010 года, затем в кризисный спад 2011 — 2012 годов экспорт ушел в отрицательную зону, и только в прошлогоднем исследовании мы впервые отметили прирост экспортной выручки на 5%. И вот в 2018-м совокупный объем экспортной выручки компаний основного рейтинга увеличился на 31% до 32,9 млрд долларов против 25,1 миллиарда по итогам 2017 года (везде далее сравнение также с аналогичным периодом прошлого года, если не указано иное), а 40 участников рейтинга подразделений федеральных холдингов показали прирост выручки на 22,1% до 10,5 млрд долларов, тогда как в 2017 году общий экспорт 50 участников составил 8,6 млрд долларов. (Подробнее о структуре рейтинга — см. Методы и информация, с. 46.)
Уверенный выход на траекторию роста фиксирует и официальная статистика.
По нашим расчетам, построенным на основе данных Федеральной таможенной службы (ФТС), экспорт макрорегиона Урал и Западная Сибирь увеличился на 22,7%. Правда, в целом по стране — на 25,8%.
Лидеры и условия
Две трети российского экспорта по-прежнему составляют товары минерально-сырьевой группы, и многие крупнейшие представители этого сектора имеют активы как раз на территории Уральского макрорегиона. Как бы мы ни хотели увидеть перелом тренда в пользу несырьевого экспорта, но пока важнейшим фактором, влияющим на статистику доходов участников исследования, остается конъюнктура мировых сырьевых рынков. А эта капризная дама в ушедшем году была весьма противоречивой.
Котировки на основные сырьевые товары в 2018 году находились под влиянием новостей о ходе торговой войны США с Китаем. В итоге годовая динамика по большинству рынков ушла вниз: цена барреля нефти марки Brent снизилась на 14% (с 69,08 до 59,41 доллара), тонны алюминия — на 16,3% (с 2210 до 1850 долларов), тонны цинка — на 25,3% (с 3440 до 2570 долларов), тонны никеля — на 10,4% (с 12 860 до 11 520 долларов). В позитиве пребывал лишь сектор минеральных удобрений: мировая цена карбамида выросла на 18,4% (с 219 до 260 долларов за тонну), хлористого калия — сохранилась на уровне 215 долларов. При этом сырьевые рынки были волатильны как никогда. Например, в первой половине года цены на медь достигли исторических максимумов в 7263 доллара за тонну, а в годовом исчислении упали на 16,2%, в итоге среднегодовая цена на медь чуть превысила 6525 долларов.
Однако, несмотря на подобные колебания, высокий темп развития мировой экономики и наличие спроса позволили экспортерам товарно-сырьевой группы уверенно наращивать доходы на внешних рынках.
Традиционный лидер основного рейтинга — Сургутнефтегаз: компания реализовала экспортной продукции на 19,9 млрд долларов (плюс 48% к прошлому году). Это почти в девять раз больше, чем результат второго крупнейшего экспортера Уралкалия — 2,3 млрд долларов. Мировой производитель калия снизил экспортную выручку на 2,6%. «Уралкалий не желал продавать калийные удобрения в Китай и Индию по цене ниже 300 долларов за тонну. Эту нишу заняли белорусские производители путем демпинга цен. В частности, в сентябре прошлого года Белорусская калийная компания заключила контракт с китайскими и индийскими покупателями на продажу хлоркалия по цене 290 долларов за тонну», — объясняет портфельный управляющий QBF Денис Иконников.
Тройку лидеров замыкает Группа ММК: объем экспорта за 2018 год вырос на 5,8% и составил 1,9 млрд долларов. Как свидетельствуют отчеты группы, на показатели повлияла сложная экономическая ситуация в Турции, где расположены некоторые активы стального сегмента: «Из-за резкого обвала курса турецкой лиры платежеспособность покупателей значительно снизилась, спрос и цены на металлопродукцию на внутреннем рынке упали до самого низкого уровня за последние полтора года. Но компания смогла в итоге частично компенсировать этот спад за счет увеличения экспортных продаж на рынки Европы и Северной Африки».
Список федеральных подразделений возглавил Сибур Холдинг с результатом экспортной выручки в 3 млрд долларов, что составляет треть суммарного экспорта 40 крупнейших федеральных дочерних компаний исследования. По словам председателя правления холдинга Дмитрия Конова, приведенным в отчетных материалах, по итогам 2018 года выручка увеличилась на 25,1%, «результаты способствуют дальнейшей реализации стратегии компании по диверсификации рынков сбыта, наращиванию доли производства современной продукции с высокой добавленной стоимостью и повышению операционной эффективности».
Заметим, что доля компаний-участников нашего исследования в общем экспорте макрорегиона держится на одном уровне много лет. Фигуранты основного рейтинга обеспечивают по статистике ФТС более 60% общего экспорта, а с учетом федеральных подразделений — свыше 80%.
Отрасли и территории
Отраслевой срез анализа — зеркало экономики макрорегиона и тенденций мировой конъюнктуры. В основном рейтинге нефтяная и нефтегазовая отрасли дают 68% совокупной выручки, черная и цветная металлургия — 9% и более 10% соответственно, химия и нефтехимия — 9%, остальные отрасли — около 3%.
Федеральным подразделениям холдингов нефть и нефтегаз обеспечивают треть выручки, химия и нефтехимия — 28%, чермет и цветмет — 19% и 12% соответственно, машиностроение — 9%.
На минеральное топливо, нефть и нефтепродукты приходится около 64% суммарного экспорта уральских компаний и федеральных участников рейтинга (в числе основных поставщиков — Сургутнефтегаз, «Газпром нефтехим Салават», Антипинский НПЗ, Сибур и Башнефть). Группа черных металлов составляет 12% суммарного экспорта (ключевые игроки — ММК, Уральская сталь, Евраз НТМК, ВИЗ-Сталь). По 5 — 6% дает экспорт удобрений (Уралкалий и Метафракс), а также меди и изделий из нее (УГМК и РМК).
В группе минеральных товаров преобладают нефть и сырые нефтепродукты — 42% суммарной отгрузки всех участников (17,6 млрд долларов). Прочие дистилляты составили около 15% (6,4 млрд долларов), хлорид калия — 5% (1,9 млрд долларов), остальные товары — до 3%.
Территориальный срез анализа не меняется с момента начала нашего исследования.
По данным ФТС, половину объема экспорта макрорегиона в 2018 году обеспечили компании Тюменской области с округами (год назад — 45%). При этом на юг Тюменской области приходится 7% выручки, ХМАО-Югру — 37%, Ямал — 6%. Вторую позицию уверенно держит Свердловская область (16% совокупной выручки), третье место делят Пермский край и Челябинская область — по 10% совокупного дохода. Все субъекты федерации Большого Урала по итогам 2018 года показали положительную динамику, но в передовики выбилась Курганская область — плюс 94,5%.
Итоги нашего исследования (при территориальном анализе выручку региональных компаний и подразделений федеральных холдингов мы суммировали) совпадают со статистикой ФТС за небольшим исключением. Больше всего выручки обеспечивают участники рейтинга, работающие в Тюменской области (с округами): на зарегистрированные на этой территории компании приходится 58% совокупного дохода участников исследования. При этом Югра дает 46% выручки, юг Тюменской области — 11%, ЯНАО — 1,5%. На втором месте — Свердловская область (участники исследования формируют 16% выручки этой территории), на третьем — Республика Башкортостан с долей 10%.
Несколько иначе выглядит территориальный анализ количественного присутствия компаний. Основной рейтинг в значительной степени представлен экспортерами Пермского края (23 компании), внушительно выглядят Свердловская и Челябинская области (по 21 компании).
В группе федеральных подразделений больше всего экспортеров, ведущих бизнес в Свердловской области (19 компаний), в Башкортостане — девять, в Челябинской области — шесть.
В ряде субъектов федерации макрорегиона есть экспортный локомотив, который и обеспечивает место территории на экспортной карте. Для ХМАО — это Сургутнефтегаз (99,5% экспортной выручки), для Пермского края — Уралкалий (74%), для Башкортостана — «Газпром нефтехим Салават» (44%), для Удмуртии — Ижсталь (42,3%). В остальных субъектах доля лидера в совокупной выручке не превышает 40%.
Стратегии и инструменты
Главные векторы развития экспортного потенциала — диверсификация ассортимента, расширение географии поставок и увеличение отгрузки действующим партнерам. В 2018 году участники рейтинга больше внимания уделяли первому: 45 компаний из топ-100 в среднем увеличили экспортный ассортимент на семь товарных групп, 44 — оставили его без изменения и только 11 — уменьшили. Из 40 федеральных компаний 22 расширили номенклатуру в среднем на 12 товарных групп, семь — не изменили ее, 11 — сузили. А вот расширение географии поставок трендом года не стало: увеличили количество стран-импортеров (в среднем на пять-шесть) только четыре федеральные компании и 29 уральских, не изменили его — 4 и 23 соответственно.
Тройка лидеров стран-партнеров уральских и федеральных компаний осталась прежней: на Нидерланды приходится 15% суммарного экспорта участников исследования (за год — плюс 30%), на Китай — 14,8% (прирост 52%), на Германию — 12,5% (прирост — 71%).
Основной объем экспорта (более двух третей от совокупных поставок в Нидерланды, Китай и Германию) формирует Сургутнефтегаз, 10% от общего экспорта участников рейтинга в Нидерландах — вклад Сибура, 17% отгрузки в Китай принадлежит УГМК, 4% поставок в Германию — Корпорация «ВСМПО-Ависма».
Новые, малые и умные
Цена «входного билета» в основной рейтинг-2018 составила 2,7 млн долларов, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 326,9 тыс. долларов. Для уральских активов федеральных холдингов порог, наоборот, снизился на 1284,9 тыс. долларов до 2,2 млн долларов.
Состав экспортеров второй год обновляется на четверть. В сотне крупнейших мы обнаружили 24 новых участника (в прошлогоднем исследовании — 25). По итогам-2018 на новичков приходится всего 0,7% общего объема экспорта топ-100. Треть из них представляют крупный бизнес, по 29% — средний и малый, около 8% — микробизнес. Больше всего новых экспортеров дают пищепром (17%) и металлургия (13%).
Рейтинг федеральных подразделений пополнился десятью новыми компаниями (в прошлогоднем исследовании — шестью). Треть представляют нефтяную и нефтегазовую промышленность, по 20% — фармацевтику и химию.
В последние годы силы на внешних рынках пробуют многие небольшие региональные компании. В количественном отношении результат уже заметен: малые и средние предприниматели (МСП) составляют 42% численного состава основного рейтинга, на микробизнес приходится еще 2%. Хотя в реализации экспортного потенциала региона особой роли этот слой пока не играет: общий объем его экспортной выручки не превышает 2,3% суммарной по топ-100.
Отраслевой срез малых и средних предприятий разнообразен. В основной рейтинг вошло небольшое число компаний, относящихся к цветной металлургии и машиностроению. Внушительное представительство МСБ (почти треть) обеспечили леспром и деревообработка. Так, «Эко-групп» (43 место в рейтинге) поставляет на Тавдинский ФПК лесосырьевые ресурсы и реализует всю фанерную продукцию, производимую комбинатом. По словам менеджера по продажам «Эко-групп» Антона Еловикова, в 2018 году компании удалось повысить объемы поставки фанеры и увеличить долю экспорта в общем объеме отгруженных товаров вследствие благоприятной конъюнктуры: «На глобальных ключевых рынках наблюдался дефицит фанеры. Стратегия нашей компании в этих условиях направлена на увеличение присутствия на рынках сбыта за счет предложения конкурентоспособной продукции, новых видов и форматов, а также выход на новые рынки и регионы поставок».
Группа «Красный Октябрь» (37 место в рейтинге, Пермский край) увеличила выручку на 15% за счет роста объемов производства и цен реализации продукции. По словам генерального директора компании Александра Суслопарова, основным драйвером для деревообрабатывающей отрасли остается китайский рынок: «Потенциал роста экспортных отгрузок далеко не исчерпан, аналогичную динамику следует ожидать и в 2019 году. При этом важное значение будет по-прежнему иметь логистика продукции уральских лесных предприятий на рынки Китая, Европы и Ближнего Востока».
Подготовка ежегодного субрейтинга несырьевого экспорта позволяет оценить характер экспортного потенциала высокотехнологичных компаний.
Субрейтинг строится на основе классификации продукции высоких переделов (ПВП) Российского экспортного центра. В таблицах в основном рейтинге и в рейтинге подразделений федеральных компаний выделен столбец, показывающий место компании в нашем рейтинге высокотехнологичного экспорта. Места распределены сквозным способом для обеих таблиц. Основа для ранжирования — объем экспорта ПВП. В итоге в субрейтинг вошли 34 компании из основного рейтинга и 16 федеральных подразделений.
Лидером среди уральских компаний, экспортирующих ПВП, остается структура Объединенной двигателестроительной корпорации «ОДК-УМПО» из Башкортостана (турбореактивные и турбовинтовые двигатели, газовые турбины). Ее вклад в общий экспорт ПВП — 37%; объем поставок — 743,9 млн долларов, прирост 16%. Второе место — треть всего экспорта ПВП — у Корпорации «ВСМПО-Ависма» (к ПВП относится 84,9% ее поставок — трубы и трубки с присоединенными фитингами из титана). Объем отгрузки — 581,5 млн долларов (прирост 17,7%). Тройку лидеров замыкает
Новотроицкий завод хромовых соединений из Оренбургской области: 74,2 млн долларов, на ПВП (хром металлический) приходится около 70%.
Треть выручки субрейтинга обеспечивает семь компаний цветной металлургии. Но наиболее высокотехнологичная отрасль — машиностроение: 18 компаний приносят 49% суммарной экспортной выручки по ПВП, причем многие держат позиции в субрейтинге не первый год. Так, «Новомет-Пермь» (нефтепогружное оборудование) последовательно добивается роста бизнеса за счет расширения рынков сбыта, прежде всего — в дальнем зарубежье. По словам генерального директора компании Максима Перельмана, по итогам 2018 года доля экспорта в структуре выручки «Новомет-Пермь» составила 40%, увеличившись в 1,6 раза по сравнению с 2017 годом, «мы продолжим расширять сферу присутствия в странах дальнего зарубежья с помощью открытия новых сервисных центров, увеличения фонда скважин, продвижения инновационной и энергоэффективной продукции и технологий. К 2022 году планируемая доля экспорта “Новомета” должна составить около 70% от общей выручки».
Регионом-лидером концентрации высокотехнологичных экспортеров остается Свердловская область (18 компаний субрейтинга), за ней следует Челябинская (12 компаний). По вкладу в суммарный экспорт ПВП лидируют Свердловская область и Башкортостан. В этих субъектах федерации доля экспортной выручки продукции высоких пределов составляет 44% и 38% от суммарной экспортной выручки соответственно. Достойно выглядит Пермский край (11 компаний с долей 6,8%).