ПД-14 проверят для Европы

29 апреля 2019, 00:00

ПД-14 — первый с 1980-х годов полностью российский турбовентиляторный двигатель, предназначенный для гражданской авиации
Читайте Monocle.ru в

Министерство промышленности России объявило тендер на доработку двигателя ПД-14 для международной сертификации в Европейском агентстве по безопасности, сообщили в правительстве Пермского края. Согласно конкурсной документации, предельная стоимость работ по доработке двигателя составит более 12 млрд рублей, срок завершения — 15 декабря 2021 года. Специалистам предстоит увеличить ресурс двигателя и его надежность, а также улучшить эксплуатационные характеристики.

Напомним, разработка ПД-14 велась в рамках госпрограммы РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013 — 2025 годы». Проект инициирован Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК) в целях обеспечения альтернативных поставок авиадвигателей для перспективных российских среднемагистральных самолетов (в частности МС-21, должен выйти в серийное производство с 2021 года, на лайнер уже получено 175 заказов). ПД-14 обладает проверенной современной конструкцией турбовентиляторного двигателя: это компактная двухвальная схема, прямой привод вентилятора с полыми рабочими лопатками, оптимальная степень двухконтурности, эффективный газогенератор, цифровая САУ с полной ответственностью (типа FADEC). Все это позволяет добиться высокой надежности и технологичности, снизить эксплуатационные расходы. При реализации программы разработаны и внедрены 16 новых технологий. Головной исполнитель по программе ПД-14 — ОДК, головной разработчик — пермская «ОДК-Авиадвигатель», головной изготовитель — «ОДК-Пермские моторы» (ОДК-ПМ). В декабре 2018 года на ПД-14 получен сертификат Росавиации.

Генеральный директор Всероссийского НИИ авиационных материалов Евгений Каблов в интервью «Российской газете» отметил, что созданный пермскими инженерами двигатель ПД-14 ляжет в основу для более мощных двигателей, отвечающих европейским стандартам качества: «Уже не на четырнадцать тонн, как у ПД-14, а на восемнадцать и больше. Это открывает для России возможность создать большую линейку газотурбинных двигателей».

В апреле «ОДК-ПМ» посетила комиссия Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) под наблюдением представителей Росавиации: это очередной шаг к получению сертификата одобрения производственной организации на выпуск ПД-14 в соответствии с требованиями EASA Part 21. Такой документ позволит зарубежным авиакомпаниям приобретать и эксплуатировать МС-21 с пермскими двигателями. По результатам аудита эксперты EASA отметили открытость и прозрачность всех производственных процессов.

В компании отметили, что существенных несоответствий в ходе проверки не выявлено. Но, по словам управляющего директора «ОДК-ПМ» Сергея Попова, первоначальный аудит EASA показал, что поработать есть над чем:

— Это касается процедур входного контроля деталей и сборочных единиц от поставщиков, идентификации и прослеживаемости деталей, автоматизации производственных процессов. Можно точно сказать — нашему производству осталось сделать один небольшой шаг до достижения европейского уровня качества.    

Следующий визит представителей EASA ожидается в октябре: комиссия подробно изучит процессы изготовления деталей нового двигателя, а также посетит с проверкой одно из предприятий-поставщиков «ОДК-ПМ».

В настоящее время на «ОДК-ПМ» произведено 16 двигателей ПД-14: два из них, предназначенные для летных испытаний МС-21-300, переданы корпорации «Иркут». Еще два двигателя будут в течение года собраны, испытаны и также переданы авиастроительной компании.