Предпринимательская активность в России ниже среднемировой: 27,6 предприятий МСП на 1 тыс. человек трудоспособного населения против 32,18. В США, для сравнения, — 90. Таковы выводы исследования, подготовленного Сбербанком (активность юрлиц и индивидуальных предпринимателей определяли по данным о движении средств на счетах без поправок на теневой сегмент экономики, также не учитывались самозанятые). По мнению аналитиков Сбера, сегмент остается недоиспользованным ресурсом российской экономики — собственный бизнес в стране ведет только 2,9% населения. В августе 2018 года — марте 2019-го количество активно работающих субъектов МСП увеличилось на 0,3%. Однако годом ранее за тот же период рост составил 11,8%. В топ-3 регионов по сокращению количества предприятий МСП вошла Удмуртия (минус 3,4%). В списке с «отрицательным балансом» также ЯНАО (минус 3%), Пермский край (минус 2,6%), Свердловская и Челябинская области (по минус 1,2%). Хотя те же Прикамье и Свердловская область вошли в 11 субъектов РФ, где плотность проникновения МСП выше среднемирового уровня.
Вклад малого бизнеса в ВВП сейчас составляет 22%, это значительно меньше показателя в развитых странах (50 — 60%). Нацпроект по малому предпринимательству должен к 2024 году нарастить цифру до 32,5%, а количество занятых в этой сфере — с нынешних 19 до 25 миллионов. Документ содержит пять федеральных проектов: по улучшению условий ведения бизнеса, расширению доступа к льготному финансированию, акселерации, поддержке фермеров и популяризации предпринимательства. На его реализацию власти направят 481,5 млрд рублей, в том числе 415 миллиардов из федерального бюджета. Как изменится система поддержки предпринимательства?
Делай больше денег
В рамках нацпроекта планируется существенно расширить доступ предпринимателей к финансовым ресурсам. Например, в мае Минэк России упростил доступ к льготному кредитованию. «Учитывая потребности компаний в небольших суммах льготных кредитов, размер минимального кредита снижен с 3 млн рублей до 500 тысяч.
В то же время со 100 млн рублей до 500 миллионов повышен максимальный размер кредита на пополнение оборотных средств. В случае, если заемщик получает кредит на инвестцели в сфере туризма, то максимальный размер может составлять 2 млрд рублей», — рассказал министр экономического развития России Максим Орешкин.
По инициативе Минэка предусматривается повышение максимальной ставки субсидирования для банков до 3,5% в зависимости от объемов кредитования. Это необходимо для увеличения выдачи льготных кредитов субъектам МСП на реализацию приоритетных проектов в сфере туризма и повышения производительности труда.
Напомним, в 2019 году малому бизнесу планировалось предоставить в десять раз больше кредитов. «В прошлом году объемы кредитования составили 80 млрд рублей. В 2019 году собираемся добиться увеличения до триллиона рублей. Видим, что пока банки предлагают нам снизить общий объем таких кредитов в четыре раза. Мы с этим не согласны. Поэтому подготовили ряд мер по расширению возможностей привлечения кредитов. Уже заключено более тысячи кредитных договоров на сумму 50 млрд рублей», — заявил глава Минфина Антон Силуанов.
Только в Свердловской области за первый квартал 2019 года финансовую поддержку получили 176 компаний на общую сумму 586,4 млн рублей — на 21% больше, чем годом ранее. «В целом в рамках нацпроекта регион получил из федерального бюджета более 1 млрд рублей. А до 2024 года на условиях софинансирования 97% к 3% должен получить 3,9 млрд рублей», — сообщила министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова. Значительная часть этих ресурсов пойдет на докапитализацию спецфондов Свердловского фонда поддержки предпринимательства, предоставляющих различные виды финансирования предпринимателям. По словам Виктории Казаковой, в этом году разными формами финансовой поддержки смогут воспользоваться более тысячи свердловских предприятий на сумму около 3 млрд рублей.
Наряду с программой льготного кредитования планируется развивать микрофинансирование, льготный лизинг, а также привлекать альтернативные источники финансирования, в том числе краудфандинг и биржевые инструменты. Так, федеральный кабмин утвердил правила предоставления субсидий предприятиям МСП для компенсации части затрат на биржевое размещение акций, облигаций и выплату купонного дохода по последним. Эта мера призвана упростить привлечение средств на фондовом рынке. Субсидии коснутся акций, выпущенных в обращение на бирже в 2019 году, а также размещенных в этом году и номинированных в рублях облигаций со сроком погашения не менее года.
Аргентина — Ямайка 5:0
Еще одна задача — увеличить допуск МСП к госзакупкам. По данным Корпорации «МСП», в 2018 году малые предприятия получили контракты с РЖД, Роснефтью и другими госкомпаниями на 3,2 трлн рублей. «В 2019-м портфель контрактов будет не меньше, — считает заместитель руководителя дирекции Корпорации «МСП» Ия Бобровская. — По 223-ФЗ госкомпании должны заключать контракты с МСБ не менее чем на 18% совокупного годового объема закупок». В лидерах по востребованности у госзакупщиков канцелярские товары, оборудование и мебель. Перспективные рынки — спорттовары, автозапчасти и сувениры, в секторе услуг — техобслуживание, перевозки и бытовые услуги. По оценкам Максима Орешкина, к 2024 году объем закупок компаний у МСП должен составить 5 трлн рублей.
Особые надежды возлагаются на несырьевой экспорт — один из ключевых показателей нацпроекта. Сейчас доля небольших предприятий в общем экспорте составляет около 8%, а в 2024-м должна вырасти до 10%. При этом объемы экспорта МСП должны увеличиться более чем в два раза.
— Учитывая средний чек экспортного контракта малого бизнеса, показатели могут быть достигнуты только за счет увеличения количества экспортеров из числа МСП, — считает директор по региональному проекту Российского экспортного центра Наталья Минаева. — В России зарегистрировано 6 млн МСП, всего около 41 тысячи из них являются экспортерами, что составляет 0,7%. В развитых странах этот показатель около 4 — 5%. Таким образом, одна из основных задач — научиться «выращивать» компании, которые будут способны вести экспансию на внешние рынки.
В Курганской области к 2024 году планируется вывести на экспорт не менее 46 субъектов МСП.
— Стоит задача создать целостный набор долгосрочных механизмов и инструментов, который, по сути, задаст новые рамки совместной работы бизнеса, государства, общественных организаций в области развития экспорта, — комментирует директор департамента экономического развития Курганской области Светлана Афанасьева. — Ключевую роль здесь играет Центр поддержки экспорта, деятельность которого будет направлена на ускоренное обучение и акселерацию субъектов МСП — экспортеров. Общее финансирование на реализацию нацпроекта в Курганской области с 2019 по 2024 годы запланировано в объеме 1,2 млрд рублей. Предполагается, что численность занятых в сфере МСП вырастет до 99 тыс. человек.
Если все будут делать то же
В каждом регионе для обеспечения равного доступа МСП к мерам поддержки, по данным правительства РФ, формируется базовая инфраструктура: центр поддержки предпринимательства, гарантийный фонд, микрофинансовая организация, инфраструктура имущественной поддержки и т.д. Создано более 700 объектов инфраструктуры, базовый набор услуг имеет более 45 субъектов РФ.
— Отчасти благодаря сформированной в регионе системе поддержки предпринимательства, в основе которой — организации, созданные для всесторонней помощи бизнесу, количество МСП растет, — делится опытом заместитель директора департамента экономического развития ХМАО-Югры Роман Колупаев. — К примеру, это Фонд поддержки предпринимательства Югры — гарантийный фонд, комплекс услуг, сервисов и мер поддержки МСП, в том числе поддержки социального предпринимательства; Центр поддержки экспорта Югры, занимающийся выводом региональных производителей на рынки иных субъектов и государств; технопарк высоких технологий, обеспечивающий поддержку в реализации инновационных проектов; Фонд развития Югры, призванный поддерживать крупнейшие начинания в промышленных отраслях; Югорская региональная микрокредитная компания, задачей которой стала финансовая поддержка текущих запросов бизнеса.
Однако развитая сеть институтов поддержки предпринимательства породила основную проблему, решением которой сейчас занимается региональное правительство в лице департамента экономического развития и самих организаций, подчеркивает Роман Колупаев:
— Речь о некоторой разобщенности учреждений, занимающихся поддержкой бизнеса, несмотря на всю схожесть задач. Именно об этом заявляли респонденты и участники стратегических сессий по вопросам развития предпринимательства, проведенных в прошлом году. Проще говоря, и бизнесу, и самим организациям нужна понятная и четко работающая экосистема. В связи с этим основная задача властей региона на ближайшую перспективу — переход к сервисной модели поддержки субъектов МСП на принципах «единого окна». Для этого в течение ближайших лет основные меры поддержки и услуги для бизнеса на территории Югры будут переведены в создаваемые центры «Мой бизнес». По сути, центры станут неким подобием МФЦ для предпринимателей, где они смогут получить как полную информационно-консультационную поддержку, так и конкретную помощь по своему профилю от конкретных организаций. Теоретическая база для перехода уже готова, осуществление на практике пройдет в ближайшие годы.
Сейчас «Мой бизнес» есть уже в 34 региональных центрах. По новому стандарту в этом году планируется открытие 35 таких центров, всего до 2024 года их появится около сотни. Нацпроектом установлены единые требования к их работе и спектру предоставляемых услуг. Например, в соседнем с Югрой Ямало-Ненецком АО первый «Мой бизнес» заработал в Ноябрьске 26 апреля (в ближайшее время откроются еще два — в Губкинском и Муравленко). Предприниматели могут в одном месте получить все необходимые консультации, справки и документы, помощь в оформлении кредитных заявок и на получение господдержки, воспользоваться переговорными комнатами и конференц-залом.
Достучаться до небес
Еще одну ключевую для развития МСП тему премьер Дмитрий Медведев обозначил в Перми на апрельской встрече с бизнесом — эта «вечнозеленая тема касается проверок, административного давления»:
— Система контроля должна быть понятной и прозрачной. Мы предложили ввести так называемую регуляторную гильотину, то есть отсечь все ненужные нормативные акты, которые копились десятилетиями и применяются еще с периода существования Советского Союза. Потом это все было оформлено и поручением президента, поэтому до 1 января 2021 года этот механизм должен быть закреплен в федеральных законах. Это такая системная мера. Если у нас получится то, что мы задумали, это самым существенным образом облегчит жизнь обычных предпринимателей, относящихся к малому, среднему бизнесу, да и к бизнесу в целом. Речь идет о том, чтобы весь объем прежних, зачастую очень консервативных нормативных актов, которые действуют в сфере регулирования, просто отрезать.
В правительстве рассчитывают, что гильотина в числе прочего поможет вывести МСП из «серого» сектора. «Самозанятым нужны преференции, одной из которых могут стать надзорные каникулы, — заявил на совещании в Тюмени Антон Силуанов. — Думаю, это будет не менее пяти лет, в рамках которых мы бы не осуществляли контрольно-надзорную деятельность за работой этих предпринимателей». Напомним, 1 января в четырех российских регионах начался эксперимент по внедрению специального налогового режима для самозанятых. В нем участвуют Татарстан, Москва, Московская и Калужская области. По данным ФНС, в качестве самозанятых в четырех пилотных регионах зарегистрировались более 60 тыс. человек.
Ускорить этот процесс поможет решение проблемы «уголовного давления на бизнес». По словам бизнес-омбудсмена Бориса Титова, почти треть обращений бизнесменов за поддержкой к уполномоченному по защите прав предпринимателей связаны с уголовным преследованием: на федеральном уровне таких 3876, сейчас в работе — 326. Он также сообщил, что количество зарегистрированных преступлений по экономическим статьям с начала года снизилось на 4%. Но при этом растет количество предпринимателей, заключенных под домашний арест.
По словам Анастасии Алехнович, руководителя Экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей, с 2010 года число проверок бизнеса существенно сократилось, однако им на смену пришли административные расследования: «Большинство ведомств не раскрывают информацию о числе рейдов, административных расследованиях, делах, возбужденных по КоАП без проведения проверок».
Борис Титов предлагает создать Единый открытый реестр для учета уголовных дел, возбужденных против бизнесменов: «Чтобы общественности было известно, какие возбуждены уголовные дела, какие процессуальные действия по ним проводятся, сколько предпринимателей и других людей содержится в СИЗО до суда, какие экспертизы объявлены, в каких экспертизах отказано». По данным Судебного департамента Верховного суда РФ, в 2018 году госслужащие получили 2044 предупреждения за нарушения при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Еще в 306 случаях на них были наложены штрафы в сумме до 5 тыс. рублей.
* Здесь и далее в подзаголовках использованы названия песен группы «Чайф».