Минкомсвязи РФ провело аукционы по подключению к интернету социально значимых объектов в первых 14 регионах России. По федеральному проекту «Информационная инфраструктура», который реализуется в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика», до 2021 года на подключение социально значимых объектов к интернету предусмотрено 71 млрд рублей. Подключить планируется около 100 тысяч объектов: в 2019-м — 26 тысяч; в 2020-м — 32; 2021-м — 42 тысячи. По мнению представителей Минкомсвязи, реализация проекта создаст спрос на продукцию российских производителей не только телекоммуникационного оборудования, но и волоконно-оптических кабелей.
Однако пока спрос не высок, что не позволяет российским производителям кабельно-проводниковой продукции существенно нарастить объемы выпуска.
— В кабельной отрасли последние несколько лет фиксируется стагнация, — отмечает коммерческий директор «Камского кабеля» (Пермь) Александр Бузилов. — Причиной является замедление роста экономики РФ, падение темпов роста ВВП, отсутствие обширных федеральных и региональных инвестиционных программ, особенно в секторе гражданского и промышленного строительства, генерации и передачи электроэнергии и машиностроения. Можно предположить, что при сохранении перечисленных тенденций последующие несколько лет будут с небольшой отрицательной динамикой.
Вместе с тем, по словам эксперта, в течение последнего времени для кабельного рынка характерно несколько позитивных тенденций: расширение и модернизация производственных мощностей, выпуск импортозамещающей продукции, а также совершенствование кабелей в части конструктива и материалов. С рынка уходит продукция, которая перестает соответствовать требованиям потребителей по соотношению цены и качества. Импорт замещают достойные российские аналоги: например, кабели с индексами LS (с низким газовыделением) и HF (безгалогенные: не распространяют горение при групповой прокладке и не выделяют коррозионно-активных газообразных продуктов при горении и тлении), кабели и провода с жилами из алюминиевого сплава взамен более дорогих медных.
Один из новых трендов на рынке — использование экологичных материалов. Крупные заказчики требуют, чтобы кабель был изготовлен с использованием пластикатов без опасных добавок (свинца, кадмия, ртути и прочих) в соответствии с европейскими стандартами безопасности. Спросом пользуется более технологичная и безопасная продукция, при этом в приоритете низкая цена, но не в ущерб качеству.
— По данным ассоциации «Электрокабель», рынок растет на 1,5 — 2%, а мы немного опережаем этот показатель, — рассказывает собственник кабельного завода «Кабэкс» (Ревда, Свердловская область) Сергей Тугучев. — В целом, на наш взгляд, все больший упор делается на пожаробезопасный кабель. У нас снизился спрос на кабели в обычном исполнении и, наоборот, повысился на кабели с индексами LS и HF. Также к основным трендам можно отнести переход отрасли к кабелю, изготовленному по требованиям ГОСТ; рост компетенций потребителя; усиление конкуренции, следовательно, понижение маржинального дохода. В общем, многие российские предприятия делают упор на повышение эффективности.
Сила инерции
Отраслевая структура спроса на кабельно-проводниковую продукцию в стране пока не претерпевает значительных изменений. Наиболее высокий по-прежнему формирует нефтегазовый комплекс: нефтяники и газовики продолжают осваивать месторождения, строить и обновлять перерабатывающие мощности. Также положительная динамика наблюдается в отраслях, традиционно связанных с оборонно-промышленным комплексом: в связи с большими объемами гособоронзаказа на предприятиях ОПК активно обновляется и развивается материальная база. При этом слабым спросом кабель пользуется со стороны энергетических компаний (по причине сокращения финансирования инвестпрограмм), строительных организаций (из-за ужесточения правил финансирования жилищного строительства). Кабельщики рассчитывают на стартовавшие национальные проекты, готовят для этого производственную базу, хотя осознают, что ждать им придется долго.
— Реализация нацпроектов окажет положительное влияние на спрос на кабельно-проводниковую продукцию различного назначения. При этом рост потребления будет иметь прямую зависимость от объемов строительства, сроков реализации и полноты финансирования проектов, — считает директор по продажам холдинга «Кабельный альянс» Андрей Хмурович. — Проекты в области энергетики и строительства имеют большую инерционность. От проекта до конкретной потребности в кабельно-проводниковой продукции может проходить несколько лет.
— Будем надеяться, что эти проекты дадут о себе знать. По крайней мере, мы готовы к участию в них. Для этого провели модернизацию производственного оборудования и оборудования в лабораториях, повышаем уровень системы менеджмента качества, обучаем персонал и многое другое, — делится Сергей Тугучев.
Кабельщики стремятся инвестировать в производство непрерывно — сказывается политика импортозамещения и возрастающая конкуренция между отечественными производителями. Так, за последний год «Кабэкс» освоил производство гибкого бытового провода, внедряются цифровые технологии. «Камский кабель» на постоянной основе финансирует обновление производственного парка. Многие новые материалы и технологии требуют более производительного оборудования и цифровизации операций на всех производственных единицах, поэтому ежегодные инвестиции «Камского кабеля» в производство и НИОКР превышают 200 млн рублей.
Фальсификат отступает
Другой важной тенденцией для российского кабельного рынка стало нарастание борьбы с контрафактом и фальсификатом. Эта работа направлена прежде всего на обеспечение безопасности потребителей, исключение аварийных ситуаций, пожаров, чрезвычайных ситуаций, возникающих из-за использования некачественной кабельно-проводниковой продукции.
Напомним, в 2016 году ассоциации «Электрокабель», «Честная позиция» и Алюминиевая ассоциация России анонсировали проект «Кабель без опасности», направленный на борьбу с фальсифицированной кабельно-проводниковой продукцией (см. «Кабель по-белому», «Э-У» № 45 от 07.11.2016). На тот момент доля кабельного фальсификата в розничных сетях, по оценкам ассоциаций, достигала 90%, в строительстве — около 70%.
В деньгах это составляло более 43 млрд рублей в год. Большинство нарушений было связано с несоблюдением технологии производства. Предприятия уменьшали количество металла и толщину изоляции. Такая «облегченная» конструкция электропроводки очень опасна для потребителя — даже при номинальной нагрузке на сеть высока вероятность короткого замыкания и пожара. По данным МЧС, около трети всех возгораний в стране происходит именно из-за электропроводки.
— За время реализации проекта удалось примерно в 2,5 раза снизить количество фальсификата в торговых сетях и почти вдвое — на стройобъектах, — приводит статистику Андрей Хмурович. — Информация о недобросовестных изготовителях, привлеченных к административной ответственности, размещается на сайте Росстандарта. В 2017 году нарушения были выявлены в 26% от общего числа проверок, организованных ведомством, в 2018 году — в половине. Это означает, что выросла эффективность работы госструктуры и общественников. Еще одним важным достижением стал запуск в девяти субъектах РФ пилотного проекта по введению входного контроля КПП на стройплощадках. Сначала речь шла только о документарном контроле (проверка информации о производителе, испытательных лабораториях, сертификатах соответствия), однако регионы пошли дальше и начали постепенно вводить инструментальный контроль (испытания образцов продукции). Пока речь идет преимущественно об объектах бюджетного строительства, но в перспективе планируется привлечь к проекту всех застройщиков.
— Реальные действия в рамках любой инициативы, направленные на наведение порядка в отрасли и повышения безопасности, являются благом для всех, — убежден Александр Бузилов. — Анализ результатов борьбы с фальсификатом и контрафактом, в том числе и работы проекта «Кабель без опасности», показали явную тенденцию на снижение некачественной и опасной продукции. Многие потребители стали задумываться о том, насколько надежный и безопасный продукт они приобретают и у каких производителей. Но работы впереди еще много, далеко не все торговые организации готовы отказаться от дешевого фальсификата. Надеемся, что ужесточение ответственности за оборот фальсификата дополнительно простимулирует недобросовестных участников рынка.