Екатеринбург стал на прошлой неделе площадкой для двух масштабных мероприятий — Второго Глобального саммита по производству и индустриализации (GMIS, первый прошел в ОАЭ в 2017 году) и Десятой международной промышленной выставки Иннопром.
На GMIS-2019 прибыли представители более 40 стран, всего около 2 тыс. человек. Российские и иностранные официальные лица, руководители крупных компаний, ведущие эксперты обсудили подходы к формированию будущего глобального производства. «GMIS-2019 является идеальной платформой для сотрудничества правительств, финансовых, деловых и научных кругов, — заявил министр энергетики и промышленности ОАЭ Сухейль аль-Мазруи. — Мы готовимся к тому, чтобы играть ведущую роль в четвертой промышленной революции в сотрудничестве с другими странами, в том числе с Россией».
Президент Владимир Путин, открывший пленарное заседание GMIS, акцентировал внимание участников на том, что бурное технологическое развитие может не сгладить, а напротив, обострить весь комплекс экологических вызовов, включая изменения климата и истощение ресурсов: «По прогнозам, уже к середине следующего десятилетия миллиарды коммуникационных устройств и стремительно растущая инфраструктура хранения, обработки и передачи больших данных будут потреблять свыше 30% всего мирового объема электроэнергии. За счет чего будет обеспечена эта гигантская генерация — четкого, реального ответа на этот вопрос пока нет».
При этом Путин назвал «мракобесием» призывы отказа от прогресса: «Это в лучшем случае позволит законсервировать ситуацию. <…> Убежден, чтобы обеспечить чистый воздух, воду, продукты питания, а значит, новое качество и продолжительность жизни для миллиардов людей на нашей планете, нужно предложить принципиально новые технологии и технические устройства — менее ресурсозатратные, но гораздо более экологичные. Такие сверхэффективные научные, инженерные, производственные решения позволят установить баланс между био- и техносферой». В качестве примера природоподобных технологий глава государства привел термоядерную энергетику, «которая фактически является подобием производства тепла и света в недрах нашей звезды, в недрах Солнца». По его мнению, потенциально мы можем получить «колоссальный, неисчерпаемый и безопасный источник энергии». GMIS
В этот же день Владимир Путин побывал в УрФУ, где вузовские стартаперы представили президенту проекты на экспозициях «Технологии для человека» и «Промышленные технологии и материалы».
В Иннопроме приняли участие делегации из 107 стран и 60 регионов РФ, всего более 46 тыс. человек, продукцию представили около 600 компаний, из них более 200 — иностранные. Страной-партнером юбилейной выставки выступила Турция, продемонстрировавшая новейшие разработки своих компаний на площадке в 3 тыс. кв. метров.
На главной сессии Иннопрома-2019 участники обсудили стратегии конкуренции. По словам зампреда правительства РФ Дмитрия Козака, ключевой фактор экономического развития — люди. Президент компании Omron Robotics Томас Матиас отметил: «Обычно говорят, что автоматизация сокращает количество рабочих мест, но мы трактуем это по-другому. Автоматизация трансформирует навыки, которые нужны, чтобы оставаться конкурентоспособными. Если посмотреть глобально на сектор производства, то можно увидеть самую сложную задачу — внедрение автоматизации. В Omron Robotics мы концентрируем внимание на разработке инструментов, которые упростят автоматизацию. Человек, который работает на заводе и выполняет ручную работу, сможет в дальнейшем заниматься программированием робототехники».
Эксперты Иннопрома отметили оживление спроса на роботизацию, но в целом рост потребления роботов в промышленном секторе обозначили как крайне медленный. Так, основатель Abagy Robotic Systems Максим Зверков обратил внимание на то, что «рост составил 1%. Когда и где будет прорыв? На данный момент предложения на рынке нет. Мы видим главный тренд, где может быть прорыв в робототехнике — переход к тому, чтобы робот мог производить не одну деталь, как это сейчас, а несколько. Со своей стороны мы делаем такое решение и стремимся уйти не в легкое программирование, как все говорят, а стараемся убрать программирование. Изменение может быть в смене парадигмы — убрать программирование или сделать его настолько простым, как мы вызываем такси в телефоне».
«У нас в основном автомобильная отрасль роботизирована. Она все еще ведущий рынок», — констатировала генеральный секретарь International Federation of Robotics Сюзанна Бейлер. Вице-президент по Восточной Европе Fanuc Марко Делаини считает, что основные драйверы в области автоматизации робототехники «это тренды потребителей, техническое воздействие, политическое и социальное воздействие».
Председатель Рабочей группы АЕБ по модернизации и инновациям Михаил Аким убежден в необходимости поддержки на государственном уровне: «Она требуется для того, чтобы на данной стадии искусственно позволять расширять рынок. Мы гордо говорим, что сейчас у нас четыре, а не три робота используется на 10 тыс. работающих. Однако понятно, что это в несколько раз меньше, чем положено».
Директор департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга России Михаил Иванов рассказал: «Мы разработали программу, которая называется “цифровизация промышленности”. Суть этой программы в том, что мы стимулируем использование цифровых решений, автоматизации производства, средств робототехники при модернизации производства различных отраслей промышленности. По данным на прошлый год, мы продаем в России более 1 тыс. роботов. Это рост в три раза за последние три года».
Синхронизация GMIS с главной промышленной выставкой Иннопром стала, по мнению Дмитрия Козака, «эффективной платформой для укрепления международной промышленной кооперации, уникальной дискуссионной площадкой для совместного определения актуальных проблем индустриализации».
Серия аналитических материалов с дискуссионных площадок GMIS и Иннопрома появится в ближайших номерах «Э-У».
GMIS — совместная инициатива министерства энергетики и промышленности Объединенных Арабских Эмиратов и Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Соорганизаторами саммита выступают Минпромторг России и фонд «Росконгресс».