Российские регионы в этом году получат дополнительно 2 млрд рублей на поддержку МСП, сообщил 4 июля глава правительства РФ Дмитрий Медведев. По его словам, средства будут направлены на расширение льготного кредитования малых и средних компаний, увеличение числа тех, кто участвует в экономических операциях, и на популяризацию бизнеса. В Свердловской области новые финансовые инструменты помощи бизнесу — займы для участников закупок, на покупку франшизы и для предпринимателей из моногородов — были запущены еще пару месяцев назад. «Отдельной категорией выделены приоритетные группы предпринимателей, работающие в моногородах. Для них ставка начинается от 3,5%. Займы предоставляются на рефинансирование существующих кредитов, приобретение и пополнение оборотных средств, ремонт коммерческой недвижимости», — рассказал заместитель директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП) Валерий Пиличев.
Изменения коснулись и работы с предпринимателями, которым не хватает залогового обеспечения для получения займов. «Фонд один из немногих, кто готов работать с предпринимателями, у которых еще нет производственных оборотов, которые только вчера зарегистрировались. Но в этом году мы пошли навстречу тем, у кого нет достаточного обеспечения. Для таких предпринимателей фонд ввел специальную ставку», — объяснили в СОФПП. Нововведением стали займы «Франшиза» и «Закупки» со ставками 10%.
Сейчас размер фонда микрокредитования, за счет которого выдаются займы, составляет 1,1 млрд рублей. В этом году проведена его докапитализация на 496 миллионов. Размеры займов — от 100 тысяч до 5 млн рублей, срок до трех лет. Размер ставки — от 3,5% до 11,25%. Основные программы — «Старт», «Развитие» и «Доверие» (ставка 7,5%). Например, «Старт» предоставляется начинающим предпринимателям, с момента регистрации которых прошло менее 12 месяцев. В прошлом году свердловским МСП была предоставлена финансовая поддержка на сумму более 2,9 млрд рублей, на 500 миллионов больше, чем в 2017-м. Наибольшим спросом пользовались поручительства по банковским гарантиям и займы. В планах на 2019 год — увеличить объемы финансовой поддержки в 1,5 раза. Это стало возможно благодаря тому, что министерство инвестиций и развития привлекло в этом году в Свердловскую область самый большой по стране объем федерального финансирования на поддержку МСП.
О приоритетах поддержки МСП в регионе «Э-У» рассказал Валерий Пиличев.
— Валерий Валерьевич, в России работает около 6 млн субъектов МСП, они обеспечивают четверть объема ВВП. Но развитию таких предприятий, по оценкам бизнес-сообщества, мешает высокий уровень бюрократии и избыточного управления. Может ли цифровизация взаимоотношений власти и бизнеса стать эффективным инструментом решения этих вопросов?
— Достаточно много уже сделано, чтобы сократить административные барьеры. Запущены новые сервисы — Госуслуги, Личный кабинет налогоплательщика. Эти системы легко справляются с типовыми ситуациями: заполнил форму на сайте, получил подтверждение о заявке, ждешь ответа определенное количество дней. Всё прозрачно. Но есть и нестандартные ситуации, например, решение о выдаче лицензий. Именно в этой части лежит основной пласт проблем. СОФПП с помощью современных технологий пытается совершенствовать процесс взаимодействия с предпринимателями. Год назад мы провели анализ инструментов для развития МСП и увидели, что наибольшее количество претензий идет по системе предоставления займов. Были жалобы на продолжительное рассмотрение заявок. Антирекорд — 297 дней. Проблема не только в компетенциях фонда, хотя мы с себя ответственность не снимаем, но и в нерасторопности заявителя, который продолжительное время оформлял, а потом и переоформлял документы. Как повысить эффективность работы? Максимально оцифровать систему оказания услуг МСП. Мы по каждому заявителю вручную собирали информацию из различных источников. Сейчас достаточно ввести ИНН в личном кабинете, и в течение 10 секунд кредитный конвейер соберет информацию с десятков баз данных.
Скоринг по соцсетям
— Запрос на цифровизацию идет со стороны молодых бизнесменов?
— Я бы разделил предпринимателей на две группы. Первая — категория классических предпринимателей: производственников, аграриев в возрасте 40 — 50 лет. Вторая — большая группа 20 — 30-летних бизнесменов, многие из которых работают не только в классической идеологии бизнеса, но и в современных формах, в том числе по франшизе. Первые уже оценили, что набор инструментов расширяется и становится удобнее в использовании. Вторые не только просят не останавливать процесс автоматизации, но и зачастую сами предлагают нам новые идеи по совершенствованию сервисов.
— Что послужило толчком для автоматизации?
— В 2018 году вышли новые требования к отчетности со стороны Центробанка, и мы начали использовать новые технологии, которые автоматом эту отчетность формировали. Мы разработали первоочередные шаги по автоматизации процессов — министерство инвестиций и развития Свердловской области и наблюдательный совет фонда нас поддержали. Процесс был запущен. У нас большие планы. Сейчас закрываем очевидные пробелы, связанные со скоростью получения информации. Затем будем делать хранилище данных Big Data, проектировать и прогнозировать поведенческие сценарии наших клиентов, выявлять потенциальных клиентов и предлагать им инструменты, подобранные под их интересы, запускать скоринг по соцсетям.
— Вы можете сказать, что «цифра» позволила привлечь новых предпринимателей?
— Думаю, да. Появилось поколение МСП, которое не выпускает из рук смартфон. Они хотят и получают услуги с помощью мобильных приложений. «Цифра» существенно повышает эффективность работы фонда с молодыми предпринимателями. Внедрение цифровых технологий положительно влияет на имидж не только фонда, но и органов власти, потому что наша деятельность неразрывно с ними связана. Кроме того, развитие цифровых технологий позволяет оперативно взаимодействовать с бизнесменами, которые работают в малых городах Свердловской области, где получить актуальную информацию сложнее.
Прямой эфир в Инстаграме
— Минэкономразвития России к 2020 году намерено запустить единую национальную экосистему поддержки МСП, которая объединит все верифицированные источники информации о мерах поддержки. Как вы считаете, это повысит качество услуг для бизнеса?
— Необходимо понять, что подразумевается под экосистемой. Я знаю, что в планах Минэкономразвития запустить собственную CRM-систему, объединяющую все регионы в единую, чтобы видеть показатели в онлайн-режиме. Идея хорошая: можно понять, какие инструменты задействовать в конкретных регионах. Но посмотрим, как она будет реализована. Возникает несколько технических вопросов. Например, есть регионы, где вообще нет никакой системы информационного управления. И им это полезно. А у нас есть своя система. Как они будут взаимодействовать? Думаю, будет организован обмен информаций.
— Удалось в Свердловской области создать единое окно, единую точку входа для решения проблем, с которыми сталкивается бизнес?
— Региональное правительство, министерство инвестиций и развития Свердловской области достаточно много внимания уделяют этому вопросу. Это принесло свои плоды — такая точка входа есть. Создаются центры «Мой бизнес» — пространство, объединяющее различные институты развития и организации, взаимодействующие с бизнесом: это СОФПП, Центр поддержки экспорта, ФНС, Пенсионный фонд, уполномоченный по защите прав предпринимателей, юристы и бухгалтеры. В августе мы откроем такой центр в Нижнем Тагиле. Это будет удобное офисное пространство с большой консультационной зоной, лекторием и коворкингом.
Мы в пятерке по продвинутости систем поддержки МСП, идем в ногу с топовыми регионами. И партнеры у нас сильные — СОСПП, Уральская ТПП, различные предпринимательские объединения, например, Опора России, Деловая России.
— К критике спокойно относитесь?
— К критике относимся положительно. Без критики непонятно, какие сервисы работают, а какие нуждаются в улучшении. Нет ничего более ценного, чем здравая критика и пожелания со стороны клиентов. Сегодня молодые предприниматели активно нас информируют о передовых решениях в онлайн-технологиях, помогая нам совершенствовать наши механизмы. Если что-то не работает на сайте, не смогли получить поддержку, приходите, пишите, звоните, мы отреагируем.
— Приходят?
— Раньше многие предприниматели приходили в офис. Сейчас поток сократился, но вырос объем электронной информации: звонки на горячую линию, по электронной почте. Новая технология для обратной связи — прямой эфир в Инстаграме. Я сам два раза в месяц отвечаю на вопросы по заданной теме. Для меня важно получать обратную связь из первых уст.
— Какие вопросы задают чаще всего?
— Они бывают разными — от получения конкретной услуги и просьбы помочь разобраться, как функционирует система поддержки, до претензий к работе сотрудников.
— А если я не хочу пользоваться современными каналами связи?
— У нас 44 муниципальных фонда и четыре представительства СОФПП в управленческих округах. Приходите ногами.
Пиво на экспорт
— Насколько подготовленными приходят предприниматели в СОФПП? Все ли из них понимают конечную цель — создание нового продукта, выход на новые рынки, участие в закупках, пополнение оборотных средств и т.п.?
— Их можно на группы разделить. Кто-то еще только думает, чтобы открыть свое дело, а кто-то уже обладает опытом ведения бизнеса и обращается за конкретной услугой. Наша задача — увеличивать количество занятых в сфере МСП и число субъектов малого и среднего бизнеса, поэтому мы активно работаем и с начинающими предпринимателями, которым на первом этапе нужна консультационная поддержка, и с опытными производственниками, рассчитывающими прежде всего на финансовую поддержку, получение займа или продвижение продукции за рубежом.
80% действующих предпринимателей понимают, чего именно они хотят. Если они уже пользовались нашими финансовыми инструментами, то, как правило, приходят за услугой в очень высокой степени готовности — необходимые документы собраны. У нас для таких предпринимателей есть заем «Доверие»: они предоставляют только часть документов, потому что мы уже все о них знаем.
— Как обстоят дела у бизнеса с выходом на экспорт? Растет интерес МСП к зарубежным рынкам?
— Интерес растет. Объем запросов в Центр поддержки экспорта, работающего на базе областного фонда, увеличивается из года в год на 20%. Они совершенно разные. Есть долгосрочные — как сертифицировать продукцию на рынке Германии, защитить товарный знак для других рынков. Есть более простые: хотим свозить партию пива на выставку в Китай, помогите решить таможенные вопросы, организовать встречу с потенциальными клиентами и т.д. Среди экспортеров растет конкуренция, производителей все больше и больше. Тех же крафтовых пивоварен очень много, и они начинают думать, как выйти на новые рынки. Это нормальный процесс. Будем помогать. Государство в рамках нацпроекта выделило деньги на поддержку экспортеров. Много запросов на переводы сайтов на язык той страны, в которую они будут продавать продукты. С этого года мы активно работаем по выводу наших компаний на международные электронные торговые площадки: Alibaba.com, eBay.com, Indiamart.com, Globalsources.com, Europages.com, Amazon.com и другие.
— Какие страны привлекают свердловских экспортеров?
— Прежде всего страны СНГ: Казахстан, Узбекистан. Следом идет Европа, Китай.
В Европу, например, мы продаем состаренную древесину и системы «умного дома».
— Поставки в Китай имеют перспективы?
— Рынок очень привлекательный. Есть большой потенциал для поставок у свердловских производителей продуктов питания. Но необходимо учитывать особенности национального законодательства и нюансы ведения бизнеса. Все-таки это специфическая страна. При организации бизнес-встреч опираемся на поддержку Торгово-промышленной палаты, министерства международных и внешнеэкономических связей. Кстати, СОФПП организовал под собственным брендом на сайте Alibaba выделенную витрину товаров уральских предпринимателей. Экспортеры могут протестировать продажу своих товаров через этот сервис, понять уровень заинтересованности покупателей в продукте, отследить карту запросов по странам и регионам. Для предпринимателей это размещение полностью бесплатно.
Бизнес в школы
— Западные системы господдержки малого бизнеса отличаются разнообразием программ. Они рассчитаны на женщин-предпринимателей, военных, сельских жителей, национальные меньшинства. Есть ли необходимость дифференцировать подходы к поддержке МСП?
— Мы постоянно мониторим лучшие практики. Например, программа «Начни свое дело» — немецкий опыт, она спроектирована в Германии. Программа включает три блока: выявление предпринимательских способностей, финансы, бизнес-планирование. Есть программы для женщин-предпринимателей, для предпринимателей старше 45 лет, для молодежи и т.д. Для каждой группы нужен определенный набор инструментов. С этого года, опять же учитывая европейский опыт, мы модернизируем обучение для стартапов, дополнив его наставничеством со стороны опытных предпринимателей.
— Как меняется отношение к предпринимателям со стороны общества? Было время, когда оно было крайне негативным.
— Меняется, но очень медленно. Есть много историй, когда некоторые жильцы противятся открытию магазинов у дома просто из-за негативного отношения к предпринимательству. А ведь такой предприниматель не только продажами занимается, но еще и благоустройством прилегающей территории. Чтобы отношение изменилось, нужна грамотная политика продвижения положительного образа предпринимателя. Работа в этом направлении только началась со стороны государства. С этого года в нацпроекте есть целый раздел, который посвящен популяризации предпринимательства, но нужно понимать, что должно пройти немало времени, прежде чем вложенные усилия дадут плоды. Мы, например, в этом году будем проводить открытые уроки в школах, чтобы дети могли узнать о предпринимательстве, пообщались с уже действующими бизнесменами.
— Назовите ключевые тренды в системе господдержки МСП, которые уже коснулись Свердловской области.
— Цифровизация и автоматизация системы поддержки МСП. Мир вокруг меняется, работая с бизнесом, важно включаться в эти процессы.
Сейчас мы запускаем «Кредитный конвейер» — банковскую технологию, позволяющую нам сократить объем запрашиваемых у бизнеса документов и сроки экспертизы заявок.
Еще один тренд — повышение доступности льготных финансовых ресурсов. Не только уменьшается процентная ставка, но еще и расширяется линейка инструментов финансирования, диверсифицируется портфель предложений для малого бизнеса. Если еще два года назад мы предлагали только один вид займа: 3 млн рублей на три года под единую ставку, то сейчас линейка состоит из шести-семи займов для разных целевых групп. Помимо займов и льготных кредитов, в рамках нацпроекта предусмотрена работа с рыночными инструментами финансирования. На Иннопроме мы подписали соглашение с Московской биржей, по которому будем работать над привлечением облигационных займов для средних предприятий.
Со стороны власти повышается внимание к социальным направлениям бизнеса. У нас на базе СОФПП работает Центр инноваций социальной сферы, который активно занимается этим направлением.
Еще одно нововведение, как я уже упоминал, — наставничество. Опытный предприниматель, у которого есть несколько бизнесов, делится опытом с начинающими коллегами.
— По вашим ощущениям, растет количество субъектов МСП?
— По последним данным налоговой, в Свердловской области зарегистрированы более 207 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. Мы на пятом месте по стране. На конец 2018 года было 202 тысячи. Рост в 5 тыс. предприятий. Считаю, это хорошая динамика.