Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) «Спецавтобаза» приступил к организации первой в Свердловской области мусороперегрузочной станции. По словам главного инженера «Спецавтобазы» Дмитрия Осокина, объект будет размещен в Ирбитском районе вне зоны жилой застройки с соблюдением всех норм действующего законодательства по безопасности и экологичности. В эксплуатацию станцию планируется ввести уже в конце июля этого года, аналогичные объекты появятся еще на ряде территорий Среднего Урала. С появлением мусороперегрузочных станций вывоз отходов из удаленных населенных пунктов региона станет двухэтапным и будет выглядеть следующим образом: мусор из городов и сел будет собираться мусоровозами и доставляться на перегрузочные станции, а далее проходить через пресс-компактор, загружаться в большие автомобили-мультилифты и транспортироваться на санкционированные полигоны.
Впервые экология в нашей стране стала одним из приоритетов государственной политики: началась реализация нацпроекта «Экология» и входящего в его состав федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Поставлена амбициозная задача реализовать реформу, которую можно назвать строительством новой отрасли. Суть преобразований — создание комплексной инфраструктуры, которая предусматривает совершенно новый формат организации сбора отходов, их сортировки, переработки, утилизации и захоронения хвостов, если таковые остаются. Целевые показатели определены: увеличение к 2024 году доли ТКО, направленных на утилизацию, с 7% до 36%, ТКО, направленных на обработку, — с 12% до 60%.
В мире есть прецеденты организации подобных технологических процессов. Но у нас задача более комплексная. Вместе с законодателями необходимо создать стабильную регуляторную среду, сделать так, чтобы правила игры не менялись слишком часто. Например, на недавнем Петербургском международном экономическом форуме прошла информация, что практически 80% утвержденных в прошлом году территориальных схем обращения с отходами производства и потребления в январе этого года были направлены на актуализацию. Между тем территориальные схемы — это основа инвестиционной и технологической модели.
Необходимо формировать и соответствующую ментальность населения, культуру обращения с отходами. Зарубежные страны шли к этому многие десятилетия. Мы должны добиться тех же результатов за более короткий промежуток времени. Для этого важно доступно объяснить людям суть преобразований: за что они платят, в чем состоит услуга и что в ней нового. Не менее важная задача — сформировать систему так называемой обращаемой экономики, с вовлечением в потребление переработанных ресурсов. Тем более что имеющиеся сегодня технологии позволяют перерабатывать большинство видов отходов в сырье с техническими характеристиками не хуже, чем у традиционного.
Реализация задач по управлению отходами производства и потребления сопряжена с необходимостью решить множество вопросов. С этой целью в июне журнал «Эксперт-Урал», аналитический центр «Эксперт» и Высшая школа экономики и менеджмента Уральского федерального университета (ВШЭМ УрФУ) провели в Екатеринбурге круглый стол по теме управления отходами производства и потребления. В мероприятии приняли участие представители региональных и муниципальных органов власти, федеральных надзорных служб, крупнейших промышленных предприятий и образовательных учреждений.
Первым делом — сортировка
Главная задача федерального проекта по ТКО — полный переход от полигонного захоронения к сортировке и повторному использованию ресурсов. В Свердловской области это было отражено в принятой в 2016 году территориальной схеме обращения с отходами. Но после поменялось законодательство. В ноябре 2018 года в регионе утвердили новую территориальную схему, которая предполагает создание 12 мусоросортировочных комплексов.
— Область разделена на три зоны: восточная с центром в Екатеринбурге, западная с центром в Первоуральске и северная с центром в Нижнем Тагиле, — описал территориальную схему заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Егор Свалов. — В июне прошлого года подписано концессионное соглашение на строительство в Нижнем Тагиле мусоросортировочного комплекса мощностью до 240 тыс. тонн в год и нового полигона взамен двух действующих. В Краснотурьинске утверждена инвестпрограмма на строительство мусоросортировочного комплекса на 130 тыс. тонн в год и полигона. Этих двух комплексов в северной зоне хватит, чтобы отходы собрать, отсортировать и направить на дальнейшее использование. В западной части планируется строительство трех мусоросортировочных комплексов, в том числе в Красноуфимске, Первоуральске (действующий завод будет модернизирован: подписана инвестпрограмма на 1 млрд рублей) и Новоуральске (закрытый город требует одного специального объекта: предполагается небольшая линия мощностью 50 тыс. тонн в год с ручной сортировкой). Самый большой куст — восточная зона, где мы планируем построить два-три мусоросортировочных комплекса для Большого Екатеринбурга. В ближайшее время ждем официальных предложений по концессионному законодательству. Первый комплекс на две линии мощностью 700 тыс. тонн предполагается построить в южной части города, второй на 200 тыс. тонн — в северной.
Как видим, речь идет о сортировке мусора, линий его переработки в регионе пока нет. На первом этапе стоит задача всеми способами изымать пластик, бумагу, картон, чтобы эти отходы не шли на полигон, формировать соответствующую идеологию совместно с бизнесом и населением. Например, в Свердловской области развивается система сбора макулатуры, через управление образования она внедряется в школах, где макулатуру собирают дважды в год.
— Следующий этап — переработка ТКО. Это уже задача министерства промышленности, которое должно создать с бизнесом в регионе соответствующую инфраструктуру. 20 — 25% всего объема коммунальных отходов — это бумага, пластик, металл: вторичные ресурсы, которые точно попадут на переработку, — рассчитывает Егор Свалов. — Следующий блок, 30 — 35% общего объема, — органические отходы, которые необходимо отбирать, по крайней мере, на наших крупных объектах. Их будем перерабатывать в грунт в целях дальнейшего использования вместо песка в качестве материала для рекультивации горных выработок, карьеров, старых полигонов. Далее по крупным объектам планируем организацию производства из коммунальных отходов RDF-топлива для цементных заводов. Например, Сухоложский цементный завод готов ежегодно брать до 120 тыс. тонн альтернативного топлива. В перспективе мы сможем отправлять на цементные заводы до четверти всего объема ТКО, образуемых в Екатеринбурге (а их в уральской столице формируется около 700 тыс. тонн в год с ожидаемым увеличением до миллиона тонн). Так мы подойдем к показателю переработки ТКО 86%.
Ведущие предприятия Свердловской области давно включены в процесс сортировки отходов.
— В АО «Уралэлектромедь» на протяжении многих лет ведется работа по селективному сбору отходов производства и потребления. В последние годы налажен раздельный сбор бумаги, картона, отходов пластика, которые ранее входили в состав ТКО и вывозились на полигон для захоронения. Сейчас все это реализуется, — сообщила заместитель начальника управления охраны окружающей среды предприятия Елена Авраамова.
Кроме того, регион делает пробные шаги в переработке отходов. Например, на екатеринбургском предприятии «Водоканал» научились генерировать электроэнергию, перерабатывая осадок сточных вод, который образуется на очистных сооружениях и фактически является органическим отходом.
— К сожалению, органическим отходам, в отличие от ТКО, сегодня уделяется мало внимания. Хотя органика — это потенциальная энергия. В Европе повсеместно применяют технологию анаэробного (метанового) сбраживания: биомассу различного происхождения (отходы животноводческих и птицеферм, осадки очистных сооружений, бытовые отходы) перерабатывают, получают биогаз и используют его для выработки тепловой и электрической энергии. В прошлом году мы у себя на северных очистных сооружениях построили метантенки — резервуары для анаэробного брожения жидких органических отходов с получением метана. Благодаря этому теперь можем получать до одного мегаватта электроэнергии и закрывать не только собственные потребности, но и обеспечивать ею екатеринбургские микрорайоны Эльмаш и Уралмаш, где проживает около 180 тыс. человек, — делится опытом замначальника департамента по реализации инвестпрограммы МУП «Водоканал» Андрей Киселев. — Но рассматривать вопрос нужно шире, в том числе учитывая организацию раздельного сбора коммунальных отходов. Важно доплачивать людям за то, что они сдают сортированную органику. К сожалению, государство пока не сформулировало политику развития таких нетрадиционных источников выработки электроэнергии. Есть зеленые тарифы, но они не работают, получить их практически нереально. Мы сотрудничали с кафедрой экономики природопользования ВШЭМ УрФУ, предоставляли свои лабораторные данные по осадку сточных вод, по биогазовому потенциалу. Сотрудники этой кафедры совместно с коллегами из Италии разрабатывают компьютерную программу по расчету энергетической эффективности процесса. То есть для заинтересованных предприятий (птицефабрик, мясоперерабатывающих заводов) можно смоделировать процесс брожения и определить объем потенциальной энергии, которая сегодня фактически выбрасывается.
Субботник — не в счет
Отдельный блок вопросов, связанный со стартовавшей в стране «мусорной» реформой, касается деятельности региональных операторов по управлению ТКО. В Свердловской области выполнена тяжелая работа по их выбору, не удалось избежать жалоб в Федеральную антимонопольную службу, рассмотрения дел в судебных инстанциях и проведения повторных конкурсов. Тем не менее 1 января 2019 года все три регоператора приступили к работе. Часть субъектов РФ, в том числе Москва, Санкт-Петербург, соседняя со Средним Уралом Курганская область этого сделать не успели, им дали отсрочку на год. Ничего хорошего в этом нет, ведь это сказывается на региональных рейтингах. Когда придет время отчетности по процентам утилизации и обработки отходов, регионы, которые начали работать раньше, будут иметь задел.
Росприроднадзор контролирует обустройство площадок по сбору ТКО, вывоз отходов с точки зрения соблюдения законности. Служба фиксирует много случаев, когда жители отдаленных деревень выкидывают отходы за забор, чтобы не платить. С региональными операторами Росприроднадзор проводит ежеквартальные совещания, где разбираются жалобы, анализируются слабые места в работе этих организаций. Есть проблемы с вывозом листвы, веток деревьев — всего того, что собирается на субботниках. Это тоже легло на плечи региональных операторов, но за это они деньги не получают и вынуждены вывозить на свои средства. Необходимо отдать операторам должное — они работают и много вкладывают в инфраструктуру.
В Челябинской области вопросов, связанных с организацией работы региональных операторов, не меньше.
— Мы из закрытого территориального образования. С 2019 года в городе приступил к работе с ТКО региональный оператор, — рассказала начальник отдела охраны окружающей среды администрации Озерского городского округа Галина Смирнова. — Раньше у нас был свой полигон, и отходы размещались непосредственно на территории Озерска. Теперь ТКО вывозятся на полигон в Кыштым, значительно увеличилось транспортное плечо, а транспортировка составляет около 70% размера тарифа. Кроме того, действующий пропускной режим въезда и выезда из нашего города осложняет вывоз коммунальных отходов из ЗАТО. Как проверить машины, которые везут мусор? На КПП в весенний период они простаивали до 45 минут. В этой связи отмечалось ухудшение санитарно-экологической ситуации на территории ЗАТО. Приходилось решать эти вопросы с региональным оператором практически в ручном режиме. Одна из самых больших проблем сегодня, связанная со сбором ТКО, — нехватка соответствующей техники у региональных операторов. Потребность в этой технике в стране сильно возросла, поэтому удлинились сроки ее поставок. Другая проблема касается оборудования и содержания площадок накопления ТКО. Действующим законодательством эта обязанность возложена на органы местного самоуправления. Но у муниципальных администраций нет таких статей расходов, потому что все средства за ТКО забирают региональные операторы. Эта проблема на сегодняшний день не решена.
Магистры управления отходами
Для реализации в стране масштабной реформы управления отходами требуется опережающая подготовка кадров на основе
межрегиональной и международной коммуникации, создания сетевой платформы с участием науки, образования и бизнеса.
В европейских странах уделяется значительное внимание подготовке кадров по управлению отходами. Существуют специализированные кафедры, институты (например, в Университете Штутгарта — кафедра управления отходами и выбросами, в Техническом университете Дрездена — Институт управления отходами и циркулярной экономики), есть и разнообразные формы профессиональной подготовки. В Италии присваивается степень магистра в управлении отходами и циркулярной экономики (Sida Group Management Academy). Кроме того, есть различные инициативы по проведению тренингов для домохозяйств: по вопросам минимизации отходов, компостированию и т.д. В Европе система экологического мышления начинает формироваться с детских садов: в Швеции ни один ребенок не перепутает ящики для мусора.
— Циркулярная экономика предполагает совершенно иную систему потребительского поведения и ценностных установок. Для формирования этой системы необходимо значительно увеличить объем экологических знаний, интегрировать экологические вопросы в другие дисциплины, и сделать это абсолютно для всех профилей, создавать специализированные программы магистратуры, — убеждена заведующая кафедрой экономики природопользования НОЦ «Инжэк» ВШЭМ УрФУ Елена Магарил. — При такой постановке задачи возникает, в частности, запрос на квалифицированные преподавательские кадры, способные вести такую подготовку. На наш взгляд, в России эффективная подготовка специалистов по управлению отходами должна опираться на кафедры экологического профиля, имеющие соответствующие научные школы и опыт междисциплинарной подготовки. За 85 лет работы нашей кафедры экономики природопользования выпущено более 3 тыс. специалистов. Сегодня кафедра является лидером ВШЭМ и одним из лидеров УрФУ по результатам научной деятельности. Уже на уровне бакалавриата мы закладываем базовые знания, необходимые для управления отходами. Они значительно дополняются на уровне магистратуры, и выпускники способны активно участвовать в соответствующих проектах. Нашей кафедрой совместно с партнерами из Пермского национального исследовательского политехнического университета разработана и подготовлена к запуску программа дополнительного профессионального образования по управлению отходами производства и потребления для органов государственного и муниципального управления, а также для промышленных предприятий. Программа будет реализована при участии ведущих российских и европейских экспертов-практиков, имеющих опыт реализации соответствующих проектов. Бонусом программы является возможность прохождения стажировок и тренингов в Германии на базе немецкого центра компетенций по управлению отходами и получение практического опыта на немецких предприятиях.
— Хорошо бы, чтобы студенты наших образовательных учреждений защищали дипломные работы по тем экологическим темам, которые реально волнуют предприятия, — выразил пожелание директор управления экологической безопасности Русской медной компании Алексей Воробьев, добавив, что УрФУ предлагает актуальные экологические программы, и РМК поддерживает в этом университет.
Мировой тренд — в ведущих университетах мира элементом процесса становится наука. Для кадрового обеспечения отрасли управления отходами в России предполагается создание специализированного образовательно-научного кластера. Сегодня в НОЦ Инжэк это уже активно реализуется, развивается платформа межрегионального и международного сетевого партнерства. Но голос специалистов при разработке и принятии определенных управленческих решений звучит слабо.
— Многие вещи, связанные с «мусорной» реформой, не просчитываются. Мы движемся как по минному полю. Это результат слабого взаимодействия органов власти и науки, — сетует проректор по научной работе и инновациям Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) Владимир Коротаев. — В России есть передовые научные школы, специализирующиеся на изучении вопросов обращения с отходами, работающие с передовыми европейскими странами. Но администрации идут своим путем. А специфика сферы обращения с отходами такова, что здесь тоталитарный стиль не применим, потому что каждый человек участвует в этом процессе. Многие проблемы, например, связанные с размещением полигонов, можно было решить превентивным путем, повышая информированность населения, вовлекая в процесс граждан и общественные организации.
Система управления отходами многофакторна. Такие сложные вопросы, как тарифообразование, также требуют подключения специалистов. В одном из регионов муниципалитеты заявили о праве самостоятельно определять нормы накопления отходов, и региональная власть дала им такое право. В результате каждый из них попал на 5 — 7 млн рублей затрат на годовой цикл наблюдения. Теперь там разводят руками: нет денег. Другие регионы пошли по пути принятия единых норм накопления, но схема тоже неверна.
— Объективно мы должны выйти на факт образования отходов. Сегодня технологии и цифровые решения позволяют это сделать, но это противоречит сути самой реформы, задача которой собирать с отходообразователей и населения обязательные платежи и попытаться выстроить систему, — поясняет Владимир Коротаев. — Очевидно, это переходный период, и мы будем работать с нормами накопления именно усредненными, но это должно когда-то пройти. Задача в том, чтобы понять, кто и как работает, выстроить систему контроля за всеми этими процессами, к этому мы придем. А дальше будут входить новые технологии и новые системы управления.
Научно-образовательный аспект касается также создания отрасли утилизации отходов. Это точки роста для региональных экономик, проекты диверсификации оборонно-промышленного комплекса: сегодня практически все оборудование для утилизации импортное, необходимо создавать свое. Сотрудники ПНИПУ вместе с коллегами из зарубежных университетов участвуют в нескольких проектах по разработке образцов такой техники, в том числе роботизированного комплекса приема вторичного сырья, дистанционного мониторинга с помощью дронов объектов размещения отходов.
«Мусорной» реформе пока полгода. За этот небольшой срок уже выявились многие ее изъяны. Но важно, что мы все-таки двинулись по этому тяжелому пути. Чтобы его преодолеть, в России есть необходимые компетенции в науке и образовании, солидная производственная база. Осталось включить эти разрозненные элементы в работающую систему.