Энергия закрытого города

Ирина Перечнева
30 сентября 2019, 00:00

Будущее ЗАТО атомной отрасли связано с созданием базовыми предприятиями новых производств, привлечением инвесторов и реализацией социальных проектов

В начале сентября Уральский электрохимический комбинат (УЭХК, ГК «Росатом») представил региональным СМИ первые результаты запуска новых проектов на Новоуральской промышленной площадке.

Делай новое

Дочернее предприятие УЭХК ООО «Эко­альянс» первым в России начало выпуск инновационных каталитических систем нейтрализации отработавших газов для автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями. Объем производства — около 4 тыс. катализаторов в сутки. Продукция уже поставляется на АвтоВАЗ, УАЗ, GM-АвтоВАЗ, предприятия Группы «ГАЗ» и КамАЗ. По итогам 2018 года «Экоальянс» получил более 4 млрд рублей выручки.

Вторая перспективная инновация — системы накопления энергии на литий-ионных аккумуляторах — создана при поддержке УЭХК предприятием Топливной компании Росатома «ТВЭЛ» НПО

«Центро­тех». Такие аккумуляторы позволяют электро­транспорту функционировать до 8 часов на автономном ходу и могут использоваться как на внутризаводском, так и на городском транспорте. Мощности производства на Новоуральской площадке — около сотни аккумуляторов в год. УЭХК первым перевел на новый вид накопителя весь напольный элект­ротранспорт (погрузчики, электрокары). Экономический эффект от перевода 30 единиц техники оценивается в 6,3 млн рублей в год.

В кооперации с НПО «Центротех», НПО «ЦНИИТМаш» и еще десятком научных институтов Росатома УЭХК также создал первый отечественный двухлазерный двухпорошковый 3D-принтер. Разработчики добились увеличения производительности принтера в сравнении с однолазерным на 60%. НПО «Центротех» уже приступил к изготовлению двух первых серийных 3D-принтеров, ориентировочный срок отправки в Росатом для наладки и начала работ — середина — конец октября. Кроме того, ведется подготовка к запуску производства собственных порошков для 3D-печати.

В июле этого года компания «Электрохимприбор», другой актив Росатома, анонсировала проект разработки геонавигационной системы для нефтегазодобычи. Задача — повышение коэффициента извлечения углеводородного сырья и снижение затрат на строительство и эксплуатацию скважин. Современные методы строительства горизонтальных скважин основаны на использовании комплексной аппаратуры исследований скважин в процессе бурения. Такими технологиями обладают только четыре ведущие мировые нефтесервисные компании — Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, Weatherford. В России оборудование для наклонно-направленного бурения не производится. Уральское предприятие может таким образом снизить зависимость нефтегазовой отрасли зарубежных технологий в части разработки месторождений.

Планируй новое

Появление такого рода проектов — результат трансформации стратегий предприятий атомной отрасли. В начале десятилетия они начали встраиваться в глобальную экономику, что потребовало пересмотра традиционных бизнес-подходов, прежде всего к производительности труда. Чтобы конкурировать на мировом рынке, необходимы новые технологии, что неизбежно ведет к сокращению персонала. Как следствие, появляется задача пересмотра концепций развития экономики городов, где расположены базовые предприятия отрасли. Несколько лет назад Росатом инициировал дискуссию о возможных сценариях развития закрытых территориальных образований (на Урале пять ЗАТО: Лесной, Новоуральск, Озерск, Снежинск, Трехгорный). Проведенные исследования показали, что традиционные модели в условиях острой конкурентной борьбы за финансовые ресурсы и человеческий капитал не работают.

Бюджетная обеспеченность в ЗАТО всегда была выше среднероссийской. Но этот разрыв начал постепенно сокращаться в связи со снижением объема трансфертов со стороны федерального бюджета. Начался отток молодежи, что безусловно скажется на качестве человеческого капитала.

Прежнее преимущество — закрытый режим — стал тормозом. Он ограничивает возможности привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест за счет развития малого и среднего бизнеса. Изменились приоритеты базовых предприятий. Более высокий уровень социальной нагрузки в ЗАТО исторически считался нормой. Но принятие условий глобального рынка вынуждает сопоставлять такие затраты с затратами конкурентов.

Как показала дискуссия, выработать универсальные решения непросто. Очевидный выход — развитие перспективных производств и создание новых проектов, использующих интеллектуальный и промышленный потенциал атомных предприятий. Сложнее найти драйверы роста бюджетов. Условия для создания собственной налоговой базы в городах со статусом ЗАТО не самые благоприятные. НДФЛ практически полностью зависит от базового предприятия, возможности роста земельного налога минимальны, земли квалифицируются как изъятые из оборота. Поэтому значимым элементом остаются договоренности с региональной властью. В большинстве регионов присутствия Росатома действует соглашение, по которому часть средств из дополнительных налоговых поступлений от реализации инвестпроектов и программ предприятий направляется в бюджеты городов. Эти деньги, как правило, инвестируют в социальные проекты.

Решение задачи привлечения частных инвесторов видится с помощью создания территорий опережающего развития (ТОСЭР). Резиденты таких площадок получают готовую для строительства производственных объектов инфраструктуру, подключение к коммуникациям и налоговые льготы. Кроме того, управляющая компания ТОСЭР берет на себя функционал обеспечения упрощенного получения государственных услуг в режиме «одного окна».

На территории макрорегиона Урал статус ТОСЭР получили площадки в Озерске, Снежинке, Новоуральске. Инвестиционный проект первого резидента ТОСЭР Новоуральска, Уральского завода капитального ремонта, предполагает создание современного предприятия по ремонту станков и промышленного оборудования. Общий объем инвестиций — 24,3 млн рублей.

В ТОСЭР Снежинска пришла компания «СТК Развитие» для организации там выпуска автоматизированной продукции для газовой и нефтяной промышленности. Объем инвестиций 50 млн рублей. Еще один резидент этой площадки, «МеталлоКорд Снежинск», организует первое в России производство свивочных канатных машин (для изготовления металлотроса, бортовой проволоки и металлокорда для шин грузовых и легковых автомобилей). Объем инвестиций в проект составит 527 млн рублей.