Бессмысленно и беспощадно

Ирина Перечнева
14 октября 2019, 00:00

Отмена ЕНВД приведет к сокращению количества субъектов малого и среднего предпринимательства, росту цен и сжатию бюджетов муниципалитетов. Региональные власти могут снизить риски, но захотят ли?

Читайте Monocle.ru в

На год раньше всей страны отказаться от применения единого налога на вмененный доход (ЕНВД) решила Пермская городская дума: налогоплательщики этого муниципального образования не смогут пользоваться спецрежимом уже с 2020 года. Это инициатива губернатора Пермского края Максима Решетникова. Муниципалитетам, поддержавшим ее, губернатор пообещал дополнительные субсидии. Пермь получит из краевого бюджета компенсацию в размере 936,1 млн рублей.

В целом по стране специальный налоговый режим ЕНВД перестает действовать с 1 января 2021 года, его отмена предусмотрена ФЗ от 2 июня 2016 года № 178-ФЗ.

Кому мешает

ЕНВД введен в 1998 году вместе с упрощенной системой налогообложения (УСН) с целью стимулирования вывода малого бизнеса из тени. Суть спецрежима в том, что государство на основе расчетов вменяет определенным категориям налогоплательщиков потенциальную доходность, с которой платится фиксированный налог, кроме того, налогоплательщик освобожден от ведения бухгалтерского и налогового учета, что позволяет предприятиям сегмента МСП снижать издержки. По мнению руководителя бухгалтерской компании «Авирта» (Казань) Марата Самитова, главное преимущество для бизнеса в том, что ЕНВД это фиксированный налог: «Он довольно легко рассчитывается и позволяет предпринимателю прогнозировать налоговые расходы поквартально. Это выгодно тем, чей бизнес приносит стабильную прибыль. Для таких бизнесменов налоговая нагрузка составляет меньше 1%». По наблюдениям Марата Самитова, чаще всего ЕНВД выбирают компании и индивидуальные предприниматели сферы торгового ритейла: законом разрешено использовать такой режим предприятиям площадью до 150 кв. метров. Также он популярен у грузоперевозчиков и бытовых сервисов.

В целом режиму ЕНВД отдают предпочтение треть субъектов МСП. По итогам 2018 года его использовали 262 тыс. юридических лиц и 1,8 млн ИП. Правда, у Минфина и ФНС все время возникали претензии к бизнесу, который может использовать этот режим для оптимизации налогообложения. На этом основании в 2012 году был принят закон об отмене ЕНВД с 2018 года, но после бурной дискуссии его действие продлили. Сейчас институт уполномоченного по правам человека тоже доказывает нецелесообразность отказа от ЕНВД. Но Минфин стоит жестко.

До сих пор посчитать налогооблагаемую базу предприятий и ИП, использующих ЕНВД, было весьма проблематично. После завершения второй волны установки онлайн-касс эта задача существенно упростилась. «ФНС получила доступ к информации о наличных платежах, а о безналичных и так уже знала от банков. Чиновники изучили новые данные и узнали реальные доходы и расходы компаний точнее, чем раньше. Стало известно, сколько компании экономят за счет ЕНВД и насколько больше они заплатят на других режимах. Видимо, сумма оказалась впечатляющей и перекрыла риски по уходу бизнеса в тень», — полагает эксперт сервиса «Контур.Эльба» Михаил Носков.

Что делать бизнесу

По мнению заместителя директора департамента аудита ООО «Инвест-аудит» (Пермь) Натальи Шиловой, после отмены ЕНВД компаниям придется выбирать: переходить на общую систему налогообложения или пользоваться УСН. Индивидуальные предприниматели могут выбрать еще и патентную систему (ПСН).

— Общий режим для субъектов МСП априори невыгоден ни с точки зрения налогового бремени, ни с точки зрения учетной нагрузки на бухгалтера. В этом случае организациям придется платить налог на прибыль, НДС и налог на имущество организаций, индивидуальным предпринимателям — НДФЛ и НДС, — отмечает Наталья Шилова.

Вариант УСН более предпочтителен. Но и в его использовании есть нюансы. Как известно, в упрощенке предусмотрено две модели выбора объекта налогообложения: «доходы» и «доходы минус расходы». В первом случае ставка составляет 6%, во втором — 15%. Наталья Шилова считает, что при выборе объекта налогообложения «доходы» учет будет немногим сложнее учета при ЕНВД. По второму варианту, бухгалтеру придется применять особенности учета расходов при упрощенной системе налогообложения (УСНО). Тогда как ЕНВД и привлекателен тем, что показатели вмененного дохода относительно стабильны и рассчитать сумму налога к уплате предприниматель может сам.

Патентная система налогообложения схожа с ЕНВД, она распространяется на оговоренные в законодательстве виды деятельности с определенными ограничениями, в частности максимальный объем выручки 60 млн рублей в год и не более 15 человек штатных сотрудников. Но этим вариантом могут воспользоваться только ИП.

Мы попросили Наталью Шилову рассчитать нагрузку для бизнеса при выборе режима УСН или ПСН после отмены ЕНВД. Поскольку «невыгодность» общей системы налогообложения по сравнению с УСН и ЕНВД давно доказана, ее рассматривать смысла нет. Мы взяли за основу бизнес «предпринимателя Иванова», который оказывает услуги автомойки в Перми. Базовая доходность для этого вида деятельности составляет 12 тыс. рублей ежемесячно на каждого работника, допустим, количество работников вместе с предпринимателем здесь шесть человек. Сейчас, находясь на ЕНВД, Иванов платит налогов государству на сумму 676,1 тыс. рублей в год. При переводе на УСН при применении варианта «доходы» он будет платить 889,2 тыс. рублей, в варианте «доходы минус расходы» — 739,2 тыс. рублей, при выборе ПСН — 679,2 тыс. рублей. Но последняя опция, напомним, доступна, только если Иванов зарегистрирован как ИП.

— Наши расчеты показали, что при применении ЕНВД налоговая нагрузка минимальна даже по сравнению с патентной системой налогообложения. Для юридических лиц налоговая нагрузка может вырасти от 6% до 20% в зависимости от вида деятельности и выбранной системы налогообложения. Конечно, в каждой конкретной ситуации нужно учитывать индивидуальные особенности и показатели, но то, что ведение бизнеса для «вмененщиков» осложнится, очевидно, — резюмирует Наталья Шилова.

Что делать властям

Основная претензия бизнеса в развернувшейся дискуссии связана с тем, что государство, отменяя режим, не предлагает альтернативу. Очевидно, что большей части налогоплательщиков придется выбирать УСН. И в этой связи генеральный директор группы компаний «Налоги и финансовое право» Аркадий Брызгалин видит целесообразность пересмотра подходов к регулированию налоговой нагрузки бизнеса со стороны региональных властей. У регионов есть право на предоставление пониженной налоговой ставки по УСН в варианте «доходы» с 6% до 1% в зависимости от категорий налогоплательщиков, а также на применение понижающих коэффициентов в варианте «доходы минус расходы». На практике большинство территорий реализуют только второе.

— Я считаю, что региональным властям необходимо в срочном порядке установить для организаций, ранее применявших ЕНВД, пониженные ставки УСН не только по системе «доходы минус расходы», но и применить дифференцированные пониженные налоговые ставки для УСН по системе «доход». Данную меру можно ввести в качестве временной, с достаточно длинным переходным периодом, — говорит Аркадий Брызгалин и приводит в защиту своей позиции следующие аргументы. — В общественном обыденном сознании сложилось впечатление, что 6% от дохода это маленький налог. Однако ставка 6% к доходу приемлема только для того бизнеса, рентабельность которого свыше 6%. Иначе ставка 6% становится для бизнеса убийственной. Между тем рентабельность легального бизнеса в размере свыше 6% в настоящее время не такое уж частое явление, особенно для тех видов деятельности, которые подпадают под ЕНВД. Так, исходя из информации, размещенной на сайте ФНС России от 23 мая этого года, средняя рентабельность продаж в сфере производства продуктов питания в 2017 году составляла 8,4%, а в 2018-м — 9,2%. В сфере транспортировки и хранения данный показатель снизился с 9,7% в 2017 году до 8,8% 2018-м. И только в сфере оптовой торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) средняя рентабельность продаж выросла с 6,1% до 10%.

Теряют все

Подавляющее большинство опрошенных нами экспертов прогнозируют негативное влияние новации на бизнес: «Отмена ЕНВД крайне отрицательно отразится на экономике. Большая часть предпринимателей, использовавших ЕНВД, не смогут работать на других режим налого­обложения, поскольку размер налоговых платежей увеличится в несколько раз, что станет непосильным бременем для бизнеса», — считает управляющий партнер юридической компании ЭНСО Алексей Головченко.

По мнению Натальи Шиловой, после отмены спецрежима количество предпринимателей и микропредприятий резко сократится, кто-то просто уйдет «в тень», чтобы не платить налоги.

По оценкам Аркадия Брызгалина, часть малого бизнеса прекратит существование путем добровольного закрытия по причинам нецелесообразности или банкротства, часть компаний перейдет к применению схем агрессивной налоговой оптимизации, например, к методам искусственного «дробления бизнеса» с использованием номинальных структур и лиц, формального документооборота. Очевидно, некоторые уже устоявшиеся легальные предприятия будут вынуждены перейти в теневой сектор — чтобы выжить.

Сравнительный анализ режимов налогообложения для малого и среднего бизнеса 021_expert_ural_41.jpg
Сравнительный анализ режимов налогообложения для малого и среднего бизнеса

Марат Самитов уверен, что налоговые нагрузки увеличатся у всех: у кого на 50%, а у кого и до десяти раз. И восполнять дополнительные расходы предприниматели будут, скорее всего, через повышение цен на свои товары и услуги.

Кроме бизнеса, ощутимые потери понесут и муниципальные бюджеты, куда зачисляется ЕНВД. Доходы от УСН, на которую перейдет часть бизнеса, идут в региональные бюджеты, а масштабы потоков от ПНС несопоставимы.

— Налоговые доходы в муниципалитеты от ЕНВД за 2018 год составили более

2 млрд рублей, для сравнения: от патентной системы — около 300 млн рублей. Переход на патентную систему не будет полноценным замещением выпадающих доходов, — рассчитала уполномоченный по защите прав предпринимателей Свердловской области Елена Артюх. — Из-за отмены единого налога на вмененный доход налоговые поступления в муниципальные бюджеты Свердловской области могут сократиться на 2 млрд рублей в год.

Против экономической логики

В профессиональной среде есть и мнение, что время ЕНВД прошло.

— Спецрежим ввели в 1998 году, когда небольшой бизнес почти целиком находился в тени, чиновники хотели получить хоть какие-то поступления в бюджет. В качестве компромисса предложили налог, который не зависит от доходов, — это лучше, чем ничего, — считает в частности Михаил Носков. — ЕНВД выполнил свою роль, люди привыкли регистрировать бизнес — и компромисс стал не нужен. Если уж человек зарегистрировался и встал на учет УСН, скрывать доходы будет сложно из-за онлайн-касс и новых технологий контроля. Налоговая научилась автоматически находить нарушения при помощи программ вроде АСК НДС. Поэтому эффективность УСН растет, а сборы по ЕНВД падают.

Согласимся, налоговая система любого государства должна развиваться и корректироваться. Но желательно, чтобы этот процесс шел в одну сторону с экономическим курсом, а не в противоположную. Государство взяло курс на ускорение экономического роста за счет раскачки инвестиционного процесса. В этом случае обычно для стимулирования частных инвестиций налоги снижают. А у нас подняли НДС.

Результат — снижение потребительского спроса и стагнация в обрабатывающих отраслях. При этом изъятые у бизнеса ресурсы в экономику так и не вернулись вопреки обещаниям экономического блока правительства. Годовой план расходов средств на реализацию национальных проектов в первом полугодии этого года выполнен на 32%, а экономика по-прежнему балансирует на грани 1% роста.

Другой национальный проект «МСП и поддержка национальной предпринимательской инициативы» предполагает увеличение к 2024 году количества занятых в МСП в полтора раза и двукратное увеличение вклада малого бизнеса в ВВП. Как реализуется этот план при сокращении количества субъектов МСП, которое неизменно произойдет при отмене самого простого налогового режима?

Не совсем понята и экономическая целесообразность новации в конкретном отрезке времени. По подсчетам правительства, бюджет в следующем году от перевода компаний на другие налоговые режимы получит дополнительно 51 млрд рублей. Но федеральный бюджет на 2020 год и так сверстан с профицитом 867 миллиардов.