Похороните меня за барханом

Артем Коваленко
14 октября 2019, 00:00

Астраханские пески приняли третий этап Can-Am X Race и 4 этап Кубка России по ралли-рейдам в категории Т3

Сезон 2019 — юбилейный для квадросерии Can-Am, гонке исполнилось десять лет. За это время ее участниками стали порядка 600 поклонников ATV и SSV; именно здесь, на квадросерии Can-Am, делали первые шаги в ралли-рейдах победитель ралли Dakar 2017 Сергей Карякин, двукратный обладатель Кубка мира FIM по бахам Александр Максимов, пилот Федор Воробьев, возглавляющий итоговую таблицу Кубка мира FIA по ралли-рейдам
Читайте Monocle.ru в

Лежишь в степи на жесткой как наждачка траве, слушаешь завывающий ветер. Он приносит запах полыни и клубы пыли. На горизонте что-то движется. И довольно быстро приближается. Закрываешь глаза и кажется, что через пару минут мимо пронесутся кочевники — посланники хана Бату (на Руси был известен как Батый, в 130 км от современной Астрахани в XIII веке находилась столица Золотой Орды — Сарай-Бату). Открываешь, а мимо пролетают кибитки. Не проезжают, а именно пролетают, подпрыгивают по неровной поверхности. Кибиткой спортсмены называют двухместный мотовездеход, он же SSV — side-by-side vehicle. Симбиоз багги (рулевое управление, да и рама аналогичная) и квадроцикла (двигатели у них одинаковые и колея та же). Впрочем, SSV бывают разные, об этом расскажу позже. Внутри пилот и штурман, плечом к плечу. Даже большая скорость не мешает разглядеть в руках второго пилота цветной роадбук. Дорожная книга со схематичным изображением трассы, с ее помощью нужно пройти контрольные точки, трясется на кочках вместе с экипажем. Три кибитки подряд — синяя, красная, за ними черная. Не отстают. Несколько секунд и всё. Удаляющийся рев двигателей. Опять тишина. Стоишь как верблюжья колючка в пыли и пытаешься разобраться, что именно вызывает столько эмоций — быстрые машины, люди в шлемах, напоминающие космонавтов, кстати, некоторые из них даже воздух и воду получают через специальные трубки, или причастность ко всему этому действию.

У меня, к слову, тоже SSV с рулевым управлением автомобильного типа и посадкой «плечом к плечу» (UTV — Utility Task Vehicle). «Желтенький», как назвали его девочки-подростки, мимо которых я промчался на скорости аж в 20 км, когда осваивал вездеход. Пресс-кар — 800-кубовая версия, без заднего дифференциала и со шторками-сетками в дверных проемах. Кросс-платформа при габаритной ширине в 127 см позволяет двигаться по колее «квадра» и преодолевать всевозможные препятствия. Такой SSV прощает ошибки начинающему раллисту, но при этом дает призрачные ощущения участия в Can-Am X Race. Ты, конечно, медленнее спортсменов. Значительно медленнее (я видел, как бывалых штурманов укачивает, шутка ли — разгон до «сотни» у SSV занимает около четырех секунд), но проезжаешь по тем же трассам, а самое главное, с тем же настроением — взрывоопасной смесью отваги, безбашенности и страстным желанием обогнать впереди идущую кибитку.

Баха, классическая баха

Can-Am X Race — ралли-рейд (кросс-кантри ралли в мировой классификации, организатор серии и генеральный партнер — канадская компания BRP) для экипажей, выступающих на ATV (квадроциклах) и SSV. Крупнейшая в России серия соревнований на ATV и SSV проходит с 2009 года. По сути, классическая баха. Каждый год соревнования проходят в разных регионах. Как правило, в три этапа. В 2019 году первый этап принимал Татарстан, второй — Карелия, третий — Астраханская область. Астрахань определила не только победителей соревнования, но и всего сезона — финальному этапу был присвоен повышенный коэффициент K=1,2, чтобы те, кто не смог показать хороший результат на преды­дущих этапах серии, наверстали упущенные шансы. А почему бы и нет?

Гонка по пересеченной местности состояла из нескольких спецучастков, разбитых между несколькими днями. Это ключевое отличие между «классическими» ралли-рейдами и квадросерией. На мировых гонках действует правило «один день — один спецучасток (СУ, в народе — сушка)», в Can-Am же применяется несколько коротких СУ. В первый день после короткого суперспец­участка (ССУ1, так называемый пролог) был определен порядок старта на основную гонку. Во второй — состоялись четыре спортивных спецучастка. В третий — еще два СУ. На всех СУ, кроме третьего, экипажи преодолевали песчаные массивы по 1,5 — 2 километра. Суммарная протяженность дистанции — 562,8 км. Самый длинный СУ — 95 км. Коварная дистанция, которая заставила переживать команды о размерах бензобаков. Как правило, длина скоростного отрезка ограничивается 80 — 90 километрами. Стандартного 40-литрового бензобака SSV самого популярного семейства Can-Am Maverick даже при экономичной езде хватит километров на 120. Ошибся, заплутал (такие были даже среди опытных участников), топлива не хватит, чтобы добраться до конт­рольной точки. Суммарное время, потраченное экипажем на прохождение дистанции всех СУ, и является результатом на соревновании. Повлиять на него может пенализация — штраф за превышение скорости, заправку техники в неположенном месте, невзятие контрольных точек. Все отклонения экипажа от нужного графика, результаты сушек и нарушения правил фиксируются в специальной контрольной карте (карнете) и учитываются для расчета итогов.

Открытие 3 этапа Can-Am X Race 2019 прошло на территории паркового ансамбля Астраханского театра оперы и балета 030_expert_ural_41-1.jpg
Открытие 3 этапа Can-Am X Race 2019 прошло на территории паркового ансамбля Астраханского театра оперы и балета

Состязание прошло в шести классах. Участники на квадроциклах были объединены в категорию ATV, группа SSV разбита техническими требованиями на три зачета: SSV Standard (допускаются нетурбированные мотовездеходы на стандартной подвеске и стандартных колесах), SSV Sport (как атмосферные, так и турбированные, стандартная подвеска, габаритной шириной по колесам до 1,7 тыс. мм), SSV Super Sport (как атмосферные, так и турбированные, на любой подвеске, габаритной шириной по колесам до 2 тыс. мм). Последняя категория — самая многочисленная — 27 экипажей. На втором месте по массовости ATV — 11 квадроциклистов, затем SSV Sport (6) и SSV Standard (5). В зачете 4 этапа Кубка России принял участие 21 экипаж. Для новичков ралли-рейдов создана категория Adventure, где дебютанты учатся читать дорожную книгу, работать с навигационным оборудованием, знакомятся с правилами. Через несколько сезонов и они смогут поднять над головой кубок победителя, примеры есть. В категории Абсолют соревнуются участники всех зачетных категорий (кроме Adventure), плюс — это единственный шанс для победителей и призеров прошлого года в группах SSV Super Sport и Абсолют получить кубок сезона-2019 (в других группах они выступали вне зачета).

На трассу вышли 56 экипажей из России, Казахстана, Украины, Беларуси и Латвии. Всего около ста человек из Свердловской, Омской, Тюменской и Челябинской областей, Татарстана, Коми, Москвы и т.д. Свердловскую, например, представлял победитель ралли Dakar 2017 Сергей Карякин.

Самое позитивное место на соревнованиях — бивуак. Лагерь разбит на несколько секторов. Штаб гонки, пункт досмотра техники, командные зоны. Машины, палатки, снова машины. И везде тебе рады. Ищешь подвоха. Потом понимаешь, эти люди на своем месте. Знают, чего хотят. Показывают, рассказывают. Двигатели, крылья, колеса. И вот ты уже часть дискуссии о том, можно ли увеличить объем бензобака, а значит, часть истории этой гонки. Этакое степное братство. Недавно свое внимание на Can-Am X Race обратила легендарная команда КАМАЗ-мастер. Оказывается, для них внедорожная квадросерия — отличная практика между марафонами, плюс уникальные навыки и опыт. Технички — произведения искусства. Из многочисленных ящиков извлекаются любые детали. Можно собрать новую кибитку. Ну и дома на колесах. Номер 1 — за омской командой. Грузовик оснащен кухней, несколькими спальными местами, душевой кабиной, туалетом и даже … баней. А еще там небольшой кран, про который ходят легенды. Из него гостеприимно льется традиционный русский спиртной напиток.

Календарь вестибулярного аппарата

День первый. Экипажи прошли административные проверки, получили навигационное оборудование и стартовали на фоне безмятежной Волги. ССУ1 — хоть и короткий, всего четыре с лишим километра, но насыщенный участок. Позволил проверить кибитку или квадрик в боевых условиях, скорректировать стратегию команды. Ну и самое главное — отвоевать стартовое место на сушке второго дня. Было все, что положено: проколотые колеса, потеря маршрута, проклятья в адрес трассы и в ее же честь восхищенные реплики, и тонны песка, взлетающего из-под колес. Лучшее время показали два экипажа: Эдуард Николаев / Дмитрий Никитин и Ирек Миннахметов / Евгений Павлов — 0:03:53. Третий результат с отставанием в четыре секунды был зафиксирован у Сергея Карякина / Антона Власюка.

Вечером — торжественное открытие гонки у стен Астраханского театра оперы и балета. Любителям автомобильного спорта были представлены все экипажи и организаторы Can-Am X Race. Зрителей не тысячи, а пара, может быть, тройка сотен. Авто- и мотоспорт в России пока не очень популярны (за исключением городов, которые вписали себя в историю как точки проведения состязаний и подготовки команд, например, в моем Златоусте Челябинской области мотогонки в выходные дни были нормальным явлением, их все ждали и смотрели). Но и эти «триста астраханцев» на равных беседовали с экипажами, вникая в устройство техники. Самое главное — стайки мальчишек из соседних дворов впитывали автомобильную культуру. Благодаря их любопытству участников подобных соревнований и просто интересантов будет значительно больше. Вот увидите. Англичане тоже не стразу бросились на раллийные гонки смотреть. Это сейчас они с отмерзшими носами стоят у финишной линии до последнего экипажа. Понадобилось несколько лет.

День второй (участки общей протяженностью 400 км) испытал команды на прочность. Во-первых, уже на первой сушке стало понятно, кто гонял по пескам и знает, как ведет себя машина, а кто только в теории представлял непредсказуемость песчаных участков. Правда, трясло перед стартом всех одинаково — и дебютантов, и старожилов. Во-вторых, несмотря на то, что этап третий, интрига в итоговой таблице сохранялась до последнего момента во всех зачетных классах. Пожалуй, только в SSV Standard преимущество лидера зачета экипажа Алмаза Магфурова / Александра Кузнецова было чуть более категоричным. Но пойдите и объясните это барханам — Большому брату и Африке. Уже на первых километрах дистанции из-за технических проблем остановился экипаж Эдуарда Николаева. В-третьих, именно этот день, на мой взгляд, показал прямую зависимость проведенного на участке времени от мастерства пилотов и опыта штурманов. Даже контрольные точки экипажи проезжали по-разному: кто-то срезал и был вынужден вернуться (спутниковое оборудование не обманешь), кто-то явно перестраховался и сделал лишний крюк, кто-то вообще на отдельных отрезках полагался не на роадбук, а на следы впередиидущих вездеходов. Есть пример. В этом году, согласно легенде, экипажи не должны были штурмовать Большого брата, пройти по касательной. Так все и происходило. Пока в ситуацию не вмешались блогеры, прочертив пресс-карами следы на бархане. Сработало. Кибитки полетели на дюну, засыпая прессу и зевак песком. 

На гонке две сервисные зоны — одна недалеко от бивуака, вторая в районе поселка Соленый, до которого по асфальту придется «пилить» километров 110. Сервисные зоны и зоны заправки предусмотрены после каждого скоростного участка. Механики спокойны и расслаблены. С появлением кибитки настроения меняются. Машину окружают несколько человек: решения о замене той или иной детали принимаются мгновенно. Работают как часы. Короткие реплики: «Подняли», «Опустили», «Миша, ставь быстрее, время идет», «Крутите», «Чертовы пески». Количество механиков в команде варьируется в зависимости от бюджета (от 5 — 6 млн рублей и до бесконечности) и поставленных задач. Между «сушками» пилоты приходят в себя. Вестибулярный аппарат под постоянным напряжением, особенно, у штурманов, которым постоянно приходится смотреть в роадбук. Отсюда и знаменитая на Can-Am шутка: «Меня укачало, конечно, но шлем я все равно не снимал».

День третий. Всего-то два СУ. И колючки уже не такие жесткие, и солнце не такое палящее. Но экипажи по-прежнему быстрые. И они бьются даже за секунды. Надувная дуга финиша. Стоим на холме, на заросших травой проржавевших рельсах и ждем первых. Летят. Особые эмоции, когда сотни километров за плечами, а сложная навигация внесла коррективы в таблицу. Самый запоминающийся комментарий: «Мы шли достаточно ровно все время, машину растрясли, конечно. Одно время думал, пусть меня за барханом лучше похоронят. Потом привык. Неужели прошли до финальной!».

Наблюдал за экипажем Ирека Миннахметова / Евгения Павлова, лидировавшего по итогам второго дня, но навигационная ловушка, в которую они попали на шестом спецучастке, не позволила им подняться выше третьего места в категории Абсолют. Победу в самом престижном зачете празднует экипаж Федора Воробьева и Кирилла Шубина (кстати, по итогам второго дня они занимали третье место). Шубин взрастил уже нескольких победителей и признан «Почетным учителем Can-Am X Race». А для Воробьева, стартовавшего на квадросерии Can-Am в 2015 году, это первая победа. Второе место в Абсолюте завоевал экипаж Сергея Карякина и Антона Власюка, эти спортсмены не пропустили ни одного сезона Can-Am и выиграли практически во всех зачетных категориях.

Труднее всего трасса 3 этапа далась квадроциклистам — участникам зачета ATV. Победитель этапа Владимир Макеев справился с поставленной задачей за десять часов. Для сравнения: Воробьев / Шубин прошли эту же дистанцию за 7,5 часа. В SSV Standard только два экипажа из пяти стартовавших смогли пересечь финишную черту (все итоги смотри «Результаты соревнований»).

Кибитка рвется в бивуак. Привычно «топишь» по песку, подвеска «глотает» шероховатости, руль не рвется из рук, а покладисто отрабатывает повороты. Веду расчеты, я же из делового издания. Серийный турбированный Can-Am Maverick X3 стоит меньше 3 млн рублей. Конечно, для Кубка России его надо «дотягивать», есть требования по установке спортивных сидений, усилению каркаса. Дополнительные расходы. Но ведь есть еще категории SSV Standart и SSV Sport. Там и литрового двигателя достаточно. Кто знает. Мимо, в сторону степи бежит механик.

— Ты куда? Твои финишировали.

— Трубу потеряли. А нам машину готовить на следующий год.

Гонка продолжается, даже после финиша.