Лежишь в степи на жесткой как наждачка траве, слушаешь завывающий ветер. Он приносит запах полыни и клубы пыли. На горизонте что-то движется. И довольно быстро приближается. Закрываешь глаза и кажется, что через пару минут мимо пронесутся кочевники — посланники хана Бату (на Руси был известен как Батый, в 130 км от современной Астрахани в XIII веке находилась столица Золотой Орды — Сарай-Бату). Открываешь, а мимо пролетают кибитки. Не проезжают, а именно пролетают, подпрыгивают по неровной поверхности. Кибиткой спортсмены называют двухместный мотовездеход, он же SSV — side-by-side vehicle. Симбиоз багги (рулевое управление, да и рама аналогичная) и квадроцикла (двигатели у них одинаковые и колея та же). Впрочем, SSV бывают разные, об этом расскажу позже. Внутри пилот и штурман, плечом к плечу. Даже большая скорость не мешает разглядеть в руках второго пилота цветной роадбук. Дорожная книга со схематичным изображением трассы, с ее помощью нужно пройти контрольные точки, трясется на кочках вместе с экипажем. Три кибитки подряд — синяя, красная, за ними черная. Не отстают. Несколько секунд и всё. Удаляющийся рев двигателей. Опять тишина. Стоишь как верблюжья колючка в пыли и пытаешься разобраться, что именно вызывает столько эмоций — быстрые машины, люди в шлемах, напоминающие космонавтов, кстати, некоторые из них даже воздух и воду получают через специальные трубки, или причастность ко всему этому действию.
У меня, к слову, тоже SSV с рулевым управлением автомобильного типа и посадкой «плечом к плечу» (UTV — Utility Task Vehicle). «Желтенький», как назвали его девочки-подростки, мимо которых я промчался на скорости аж в 20 км, когда осваивал вездеход. Пресс-кар — 800-кубовая версия, без заднего дифференциала и со шторками-сетками в дверных проемах. Кросс-платформа при габаритной ширине в 127 см позволяет двигаться по колее «квадра» и преодолевать всевозможные препятствия. Такой SSV прощает ошибки начинающему раллисту, но при этом дает призрачные ощущения участия в Can-Am X Race. Ты, конечно, медленнее спортсменов. Значительно медленнее (я видел, как бывалых штурманов укачивает, шутка ли — разгон до «сотни» у SSV занимает около четырех секунд), но проезжаешь по тем же трассам, а самое главное, с тем же настроением — взрывоопасной смесью отваги, безбашенности и страстным желанием обогнать впереди идущую кибитку.
Баха, классическая баха
Can-Am X Race — ралли-рейд (кросс-кантри ралли в мировой классификации, организатор серии и генеральный партнер — канадская компания BRP) для экипажей, выступающих на ATV (квадроциклах) и SSV. Крупнейшая в России серия соревнований на ATV и SSV проходит с 2009 года. По сути, классическая баха. Каждый год соревнования проходят в разных регионах. Как правило, в три этапа. В 2019 году первый этап принимал Татарстан, второй — Карелия, третий — Астраханская область. Астрахань определила не только победителей соревнования, но и всего сезона — финальному этапу был присвоен повышенный коэффициент K=1,2, чтобы те, кто не смог показать хороший результат на предыдущих этапах серии, наверстали упущенные шансы. А почему бы и нет?
Гонка по пересеченной местности состояла из нескольких спецучастков, разбитых между несколькими днями. Это ключевое отличие между «классическими» ралли-рейдами и квадросерией. На мировых гонках действует правило «один день — один спецучасток (СУ, в народе — сушка)», в Can-Am же применяется несколько коротких СУ. В первый день после короткого суперспецучастка (ССУ1, так называемый пролог) был определен порядок старта на основную гонку. Во второй — состоялись четыре спортивных спецучастка. В третий — еще два СУ. На всех СУ, кроме третьего, экипажи преодолевали песчаные массивы по 1,5 — 2 километра. Суммарная протяженность дистанции — 562,8 км. Самый длинный СУ — 95 км. Коварная дистанция, которая заставила переживать команды о размерах бензобаков. Как правило, длина скоростного отрезка ограничивается 80 — 90 километрами. Стандартного 40-литрового бензобака SSV самого популярного семейства Can-Am Maverick даже при экономичной езде хватит километров на 120. Ошибся, заплутал (такие были даже среди опытных участников), топлива не хватит, чтобы добраться до контрольной точки. Суммарное время, потраченное экипажем на прохождение дистанции всех СУ, и является результатом на соревновании. Повлиять на него может пенализация — штраф за превышение скорости, заправку техники в неположенном месте, невзятие контрольных точек. Все отклонения экипажа от нужного графика, результаты сушек и нарушения правил фиксируются в специальной контрольной карте (карнете) и учитываются для расчета итогов.
Состязание прошло в шести классах. Участники на квадроциклах были объединены в категорию ATV, группа SSV разбита техническими требованиями на три зачета: SSV Standard (допускаются нетурбированные мотовездеходы на стандартной подвеске и стандартных колесах), SSV Sport (как атмосферные, так и турбированные, стандартная подвеска, габаритной шириной по колесам до 1,7 тыс. мм), SSV Super Sport (как атмосферные, так и турбированные, на любой подвеске, габаритной шириной по колесам до 2 тыс. мм). Последняя категория — самая многочисленная — 27 экипажей. На втором месте по массовости ATV — 11 квадроциклистов, затем SSV Sport (6) и SSV Standard (5). В зачете 4 этапа Кубка России принял участие 21 экипаж. Для новичков ралли-рейдов создана категория Adventure, где дебютанты учатся читать дорожную книгу, работать с навигационным оборудованием, знакомятся с правилами. Через несколько сезонов и они смогут поднять над головой кубок победителя, примеры есть. В категории Абсолют соревнуются участники всех зачетных категорий (кроме Adventure), плюс — это единственный шанс для победителей и призеров прошлого года в группах SSV Super Sport и Абсолют получить кубок сезона-2019 (в других группах они выступали вне зачета).
На трассу вышли 56 экипажей из России, Казахстана, Украины, Беларуси и Латвии. Всего около ста человек из Свердловской, Омской, Тюменской и Челябинской областей, Татарстана, Коми, Москвы и т.д. Свердловскую, например, представлял победитель ралли Dakar 2017 Сергей Карякин.
Самое позитивное место на соревнованиях — бивуак. Лагерь разбит на несколько секторов. Штаб гонки, пункт досмотра техники, командные зоны. Машины, палатки, снова машины. И везде тебе рады. Ищешь подвоха. Потом понимаешь, эти люди на своем месте. Знают, чего хотят. Показывают, рассказывают. Двигатели, крылья, колеса. И вот ты уже часть дискуссии о том, можно ли увеличить объем бензобака, а значит, часть истории этой гонки. Этакое степное братство. Недавно свое внимание на Can-Am X Race обратила легендарная команда КАМАЗ-мастер. Оказывается, для них внедорожная квадросерия — отличная практика между марафонами, плюс уникальные навыки и опыт. Технички — произведения искусства. Из многочисленных ящиков извлекаются любые детали. Можно собрать новую кибитку. Ну и дома на колесах. Номер 1 — за омской командой. Грузовик оснащен кухней, несколькими спальными местами, душевой кабиной, туалетом и даже … баней. А еще там небольшой кран, про который ходят легенды. Из него гостеприимно льется традиционный русский спиртной напиток.
Календарь вестибулярного аппарата
День первый. Экипажи прошли административные проверки, получили навигационное оборудование и стартовали на фоне безмятежной Волги. ССУ1 — хоть и короткий, всего четыре с лишим километра, но насыщенный участок. Позволил проверить кибитку или квадрик в боевых условиях, скорректировать стратегию команды. Ну и самое главное — отвоевать стартовое место на сушке второго дня. Было все, что положено: проколотые колеса, потеря маршрута, проклятья в адрес трассы и в ее же честь восхищенные реплики, и тонны песка, взлетающего из-под колес. Лучшее время показали два экипажа: Эдуард Николаев / Дмитрий Никитин и Ирек Миннахметов / Евгений Павлов — 0:03:53. Третий результат с отставанием в четыре секунды был зафиксирован у Сергея Карякина / Антона Власюка.
Вечером — торжественное открытие гонки у стен Астраханского театра оперы и балета. Любителям автомобильного спорта были представлены все экипажи и организаторы Can-Am X Race. Зрителей не тысячи, а пара, может быть, тройка сотен. Авто- и мотоспорт в России пока не очень популярны (за исключением городов, которые вписали себя в историю как точки проведения состязаний и подготовки команд, например, в моем Златоусте Челябинской области мотогонки в выходные дни были нормальным явлением, их все ждали и смотрели). Но и эти «триста астраханцев» на равных беседовали с экипажами, вникая в устройство техники. Самое главное — стайки мальчишек из соседних дворов впитывали автомобильную культуру. Благодаря их любопытству участников подобных соревнований и просто интересантов будет значительно больше. Вот увидите. Англичане тоже не стразу бросились на раллийные гонки смотреть. Это сейчас они с отмерзшими носами стоят у финишной линии до последнего экипажа. Понадобилось несколько лет.
День второй (участки общей протяженностью 400 км) испытал команды на прочность. Во-первых, уже на первой сушке стало понятно, кто гонял по пескам и знает, как ведет себя машина, а кто только в теории представлял непредсказуемость песчаных участков. Правда, трясло перед стартом всех одинаково — и дебютантов, и старожилов. Во-вторых, несмотря на то, что этап третий, интрига в итоговой таблице сохранялась до последнего момента во всех зачетных классах. Пожалуй, только в SSV Standard преимущество лидера зачета экипажа Алмаза Магфурова / Александра Кузнецова было чуть более категоричным. Но пойдите и объясните это барханам — Большому брату и Африке. Уже на первых километрах дистанции из-за технических проблем остановился экипаж Эдуарда Николаева. В-третьих, именно этот день, на мой взгляд, показал прямую зависимость проведенного на участке времени от мастерства пилотов и опыта штурманов. Даже контрольные точки экипажи проезжали по-разному: кто-то срезал и был вынужден вернуться (спутниковое оборудование не обманешь), кто-то явно перестраховался и сделал лишний крюк, кто-то вообще на отдельных отрезках полагался не на роадбук, а на следы впередиидущих вездеходов. Есть пример. В этом году, согласно легенде, экипажи не должны были штурмовать Большого брата, пройти по касательной. Так все и происходило. Пока в ситуацию не вмешались блогеры, прочертив пресс-карами следы на бархане. Сработало. Кибитки полетели на дюну, засыпая прессу и зевак песком.
На гонке две сервисные зоны — одна недалеко от бивуака, вторая в районе поселка Соленый, до которого по асфальту придется «пилить» километров 110. Сервисные зоны и зоны заправки предусмотрены после каждого скоростного участка. Механики спокойны и расслаблены. С появлением кибитки настроения меняются. Машину окружают несколько человек: решения о замене той или иной детали принимаются мгновенно. Работают как часы. Короткие реплики: «Подняли», «Опустили», «Миша, ставь быстрее, время идет», «Крутите», «Чертовы пески». Количество механиков в команде варьируется в зависимости от бюджета (от 5 — 6 млн рублей и до бесконечности) и поставленных задач. Между «сушками» пилоты приходят в себя. Вестибулярный аппарат под постоянным напряжением, особенно, у штурманов, которым постоянно приходится смотреть в роадбук. Отсюда и знаменитая на Can-Am шутка: «Меня укачало, конечно, но шлем я все равно не снимал».
День третий. Всего-то два СУ. И колючки уже не такие жесткие, и солнце не такое палящее. Но экипажи по-прежнему быстрые. И они бьются даже за секунды. Надувная дуга финиша. Стоим на холме, на заросших травой проржавевших рельсах и ждем первых. Летят. Особые эмоции, когда сотни километров за плечами, а сложная навигация внесла коррективы в таблицу. Самый запоминающийся комментарий: «Мы шли достаточно ровно все время, машину растрясли, конечно. Одно время думал, пусть меня за барханом лучше похоронят. Потом привык. Неужели прошли до финальной!».
Наблюдал за экипажем Ирека Миннахметова / Евгения Павлова, лидировавшего по итогам второго дня, но навигационная ловушка, в которую они попали на шестом спецучастке, не позволила им подняться выше третьего места в категории Абсолют. Победу в самом престижном зачете празднует экипаж Федора Воробьева и Кирилла Шубина (кстати, по итогам второго дня они занимали третье место). Шубин взрастил уже нескольких победителей и признан «Почетным учителем Can-Am X Race». А для Воробьева, стартовавшего на квадросерии Can-Am в 2015 году, это первая победа. Второе место в Абсолюте завоевал экипаж Сергея Карякина и Антона Власюка, эти спортсмены не пропустили ни одного сезона Can-Am и выиграли практически во всех зачетных категориях.
Труднее всего трасса 3 этапа далась квадроциклистам — участникам зачета ATV. Победитель этапа Владимир Макеев справился с поставленной задачей за десять часов. Для сравнения: Воробьев / Шубин прошли эту же дистанцию за 7,5 часа. В SSV Standard только два экипажа из пяти стартовавших смогли пересечь финишную черту (все итоги смотри «Результаты соревнований»).
Кибитка рвется в бивуак. Привычно «топишь» по песку, подвеска «глотает» шероховатости, руль не рвется из рук, а покладисто отрабатывает повороты. Веду расчеты, я же из делового издания. Серийный турбированный Can-Am Maverick X3 стоит меньше 3 млн рублей. Конечно, для Кубка России его надо «дотягивать», есть требования по установке спортивных сидений, усилению каркаса. Дополнительные расходы. Но ведь есть еще категории SSV Standart и SSV Sport. Там и литрового двигателя достаточно. Кто знает. Мимо, в сторону степи бежит механик.
— Ты куда? Твои финишировали.
— Трубу потеряли. А нам машину готовить на следующий год.
Гонка продолжается, даже после финиша.