Сатка: сделано по уму
Город Сатка Челябинской области — один из первых населенных пунктов в России, начавший реализацию у себя на территории проекта «Умный город». В 2017 году муниципалитет заключил трехстороннее соглашение о пилотном проекте в Сатке по созданию площадки для внедрения новейших информационных технологий с правительством Челябинской области и ключевым оператором программы — Ростелекомом.
Начали в Сатке с «умного» уличного освещения, установив в городе несколько тысяч новых светодиодных фонарей, которые включаются и выключаются автоматически в зависимости от уровня естественного освещения. Их конструкция исключает образование наледи и сосулек, возможность покрытия грязью, а драйверы имеют трехступенчатую защиту от скачков напряжения и перегрева. При этом потребление электроэнергии снизилось в восемь раз. По концессионному соглашению оператор обязался полностью оплатить модернизацию уличного освещения и затем, еще в течение шести лет, будет самостоятельно обслуживать установленное оборудование.
Далее Ростелекомом были реализованы новые сегменты проекта «Умный город». В мае 2019 года в Сатке запущена технология цифрового контроля вывоза твердых бытовых отходов. Датчики, установленные на уже существующий контейнер, передают сигнал об уровне заполненности баков в аналитическую систему, а установленные GPS-модули на мусоровозах передают информацию о пути их следования. Также в Сатке установлена система аналитического видеонаблюдения в сквере Славы, развернута зона публичного Wi-Fi, создана «умная» школа с технологиями градиентного освещения, «умной» кухни и аналитического видеонаблюдения. Кроме того, в городе появились «умные» дома, оснащенные интеллектуальными домофонами, позволяющими вести видеонаблюдение и учет количества находящихся в доме жителей для МЧС, открываться через смартфон, устанавливать связь с системой «112». В домах установлены системы контроля потребления ресурсов ЖКХ, данные с которых передаются онлайн жителям и в управляющую компанию.
— Сатка является моногородом, и ключевой вопрос для нас — как удержать население и привлечь новое, — комментирует глава Саткинского муниципального района Александр Глазков. — При равных экономических возможностях с соседними территориями нами было принято решение развивать благоустройство города, повышать комфорт проживания за счет умных технологий, увеличивать туристическую привлекательность. Поэтому Сатка вошла в проект «Умный город». За четыре года реализации проекта мы видим не только демографический эффект, который заключается в снижении темпов оттока населения, но и экономический. Так, например, внедрение технологий контроля домовых ресурсов ЖКХ позволило жителям экономить на коммунальных платежах до 15%.
Дорога сигнализирует
Еще одна новация, реализованная в Сатке, — «умная» опора. Это интеллектуальный программно-аппаратный комплекс смарт-устройств, позволяющий в рамках единой информационной платформы осуществлять мониторинг и управление дорожной обстановкой, объединять полученные данные и создавать алгоритмы адаптивного управления транспортной инфраструктурой. Датчики обеспечивают оперативную информацию о состоянии дорожного полотна: запыленности, обледенении, разрушении и других отклонениях. Для жителей Сатки проблема оперативного контроля состояния дороги позволяет принять экстренные меры по обеспечению проезда в горной зоне во время непогоды. Установленная на опоре метеостанция передает точные данные о погодных условиях в гидрометеоцентр.
Для безопасности пешеходов и водителей в Сатке реализована технология аттентивного пешеходного перехода. Нерегулируемый пешеходный переход оборудован датчиками, которые при помощи ярких визуальных сигналов оповещают водителей о нахождении на проезжей части или возле нее пешехода. Водитель предупрежден об этом, даже если пешехода не видно из-за автомобиля на соседней полосе или недостаточного освещения.
Управление остановочным ремонтом с мобильника
В нефтехимической компании «Сибур» создан прототип приложения для остановочных ремонтов, во время которых завод или его часть полностью останавливается для проверки работы и планового ремонта оборудования. Такой масштабный ремонт практически всего оборудования на заводе можно представить как большой проект. У него есть подготовительные операции, когда завод постепенно снижает мощность и останавливается. Есть активная фаза, когда идут замена и обслуживание агрегатов, и фаза возобновления производства.
— Все это до текущего времени делалось так: люди в SAP создают в течение года заказы, которые помечаются как требующие остановочного ремонта. Когда приходит время, все заказы из SAP выгружаются в так называемую «дефектную ведомость», исходя из которой механики разрабатывают график остановочного ремонта. Это сотни строк в Excel, из которых нужно потом понять перечень необходимых работ, сколько на них понадобится времени и людей, выстроить логику во времени: что за чем будет ремонтироваться, — сообщил продакт-менеджер в Сибуре Андрей Грачев. — Первоначально наш продукт представлял собой систему визуализации тех графиков, которые они делают. Мы разработали приложение на iOS, Android и браузерную web-версию.
В сервис загружается график вместе с ответственными, исполнителями и контролерами — три основные роли во время остановочного ремонта. У ответственных и исполнителей есть доступ как в приложение, так и в веб-версию. Исполнитель видит те задачи, которые на него назначены на сегодня, а также на весь остановочный ремонт. Руководству важно знать, соответствует ли количество людей, работающих над этой задачей, количеству, которое запланировали.
После доработки приложения получился сервис, который позволяет постоянно иметь актуальную информацию по предприятию: что сейчас ремонтируется, на каком этапе процесс и когда срок сдачи. По сути, получилась система управления проектом остановочного ремонта — продвинутый таск-менеджер.
Оценка эффективности
Изначально разработчики приложения для остановочных ремонтов в Сибуре ставили главную цель — сокращение времени ремонта. Понятно, как оценить это в деньгах: ведь известно, сколько стоит час или день простоя производства. Но теперь ставится задача анализировать сам процесс остановочного ремонта: как действовали ответственные и исполнители, какие оставляли комментарии, какие происходили сбои и как шли различные согласования. Для проведения такой оценки приложение имеет «функцию эффективности производства». Разработчики отмечают, что данное приложение может использоваться не только для производств, но и, например, в управлении капитальным строительством и любых других областях, где применяется аналогичный подход к планированию работ.
Видеоаналитика приходит в российский ритейл
X5 Retail Group запустила пилот по видеоаналитике полок и зоны фруктов и овощей в своих торговых сетях. Решение позволяет в режиме реального времени 24/7 отслеживать наличие товара и своевременно информировать персонал о необходимости пополнения полок. Как сообщает Iot.ru, пилот проводится в 38 магазинах «Пятерочка» и шести супермаркетах «Перекресток» Москвы и Московской области. После его проведения и достижения показателей экономической эффективности будет принято решение о разворачивании проекта на другие магазины сетей.
Система видеоаналитики полностью разработана в дирекции больших данных X5. Решение кастомизировано под каждую сеть, ее ассортиментную матрицу и существующие особенности работы персонала. Технология работает в зоне фруктов и овощей, а также в наиболее оборачиваемых категориях (например, молочной). Компьютерное зрение в режиме реального времени распознает объекты различных классов, а также фиксирует их отсутствие. В случае отклонения от целевых параметров происходит автоматическое оповещение персонала магазина. Руководство сети получает агрегированную информацию о работе магазинов в виде отчетов. Все данные сохраняются для целей последующей аналитики.
В отделе фруктов и овощей искусственный интеллект способен не только анализировать пустоты в целом, но и определять наличие или отсутствие отдельных товаров на полках и в ящиках, а также фиксировать нарушения внешнего вида зоны. За счет использования современных аналитических алгоритмов и выбора оптимальных мест расположения камер система позволяет минимизировать влияние факторов, мешающих обзору камер. Решение в автоматическом режиме фиксирует подходы сотрудников к полке, в том числе сводит информацию для определения оптимальных временных затрат, необходимых для поддержания доступности товара, близкой к 100%. Это способствует эффективному планированию нагрузки на персонал.
«Разумный человек приспосабливается к миру, неразумный приспосабливает мир к себе. Поэтому весь прогресс зависит только от людей неразумных»
Джордж Бернард Шоу (1856 — 1950), ирландский драматург и романист