Успех отдельных компаний, отраслей и экономики в целом во многом определен позицией менеджеров, осуществляющих стратегическое и оперативное управление бизнесом. Сеть аудиторско-консалтинговых фирм PwC совместно с аналитическим центром НАФИ провела по итогам 2018 года первый масштабный опрос руководителей российских компаний, отражающий ожидания бизнес-сообщества в отношении перспектив развития экономики до 2024 года. Результаты мы обсуждаем с руководителем регионального развития PwC в России, управляющим партнером офиса PwC в Екатеринбурге Максимом Мациборко.
— Максим, в чем особенность этого исследования, какая методика использовалась при его проведении?
— Мы провели 1001 интервью с руководителями российских компаний. Они охватывали все сферы производства, географически — всю Россию. Выборка структурирована таким образом, чтобы обеспечить полноту мнений различных по величине компаний, а также возможность сравнения этих мнений между собой
Внутренняя жизнь бизнеса
— Как менеджеры оценивают характер бизнес-среды в России?
— Наш опрос показал, что довольно пессимистично. Подавляющее большинство российских топ-менеджеров (88%) отметили, что заниматься бизнесом сложно, а почти каждый третий (30%), что «очень сложно». Оптимистов, придерживающихся противоположной точки зрения, всего 10%. Самые проблемные для ведения бизнеса сферы — строительство, розничная торговля, изыскательная, научно-производственная деятельность и ИТ: 94% опрошенных руководителей в этих сегментах ответили, что вести бизнес им «скорее сложно» или «очень сложно».
Главные проблемы не меняются годами. Предприниматели жалуются на чрезмерное налогообложение, административные барьеры и бюрократию, постоянные изменения в законодательстве, коррупцию, нехватку квалифицированных кадров и отсутствие поддержки со стороны государства.
— Проблема коррупции для российского инвестиционного климата традиционна. Видят ли участники исследования изменения?
— Действительно, коррупцию предприниматели считают одной из основных российских проблем (70% опрошенных оценивают степень коррумпированности как «скорее высокую» или «очень высокую»). Радует, что число тех, кто полагает, что за минувшие шесть лет коррумпированность сократилась, заметно превышает количество думающих иначе (33% против 23%). Оптимистично предприниматели оценивают и положение дел с экономической преступностью: респондентов, сообщивших, что она «скорее» или даже «существенно сократилась», вдвое больше придерживающихся противоположных взглядов (36% против 17%).
— Один из показателей качества среды — уровень развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Как бизнес-сообщество оценивает его вклад в экономический рост?
— 30% опрошенных считает его очень существенным, 37% — важным, но не определяющим, 29% — относятся к нему скептически. Возможно, одним из определяющих факторов в этой оценке является сегмент, в котором работают сами предприниматели.
— Государство в качестве долгосрочной цели формулирует ускорение экономического роста. Как руководители компаний оценивают перспективы динамики ВВП и насколько их прогнозы совпадают с ведомственными оценками?
— Почти половина опрошенных предпринимателей считают задачу увеличения российского ВВП в 1,5 раза к 2024 году вполне реалистичной при соблюдении ряда условий. Это изменение государственной политики в отношении бизнеса и налоговой системы, господдержка производителей и борьба с коррупцией, льготное кредитование, внедрение новых технологий, повышение квалификации кадров и производительность труда, развитие экспорта. При этом большинство руководителей компаний (70%) убеждены, что темпы роста ВВП России в перспективе до 2024 года будут ниже среднемировых.
— Какие проблемы социального характера руководители компаний считают важными?
— Одной из основных проблем предприниматели считают социальное неравенство: 80% опрошенных отмечают, что проблема стоит остро, причем большинство — что «очень остро». В частности, по мнению основателя и президента группы «Интеррос», президента ГМК «Норильский никель» Владимира Потанина, уровень социального расслоения и острота его восприятия порождают недоверие к бизнесу. 67% опрошенных считают, что уровень доверия к бизнесу в обществе низок.
Внешние отношения
— Россия уже несколько лет находится под санкционным давлением. Как оценивают компании его влияние на бизнес и экономику в целом?
— Санкции, введенные против России и отдельных российских компаний, на первый взгляд, — предмет озабоченности предпринимателей: 59% опрошенных заявили, что они негативно сказываются на российском бизнесе. Однако убежденных в «крайне негативном» воздействии санкций меньше (15%), чем тех, кто отметил их «скорее позитивное» влияние (18%). Каждый пятый руководитель полагает, что введение санкций оказало позитивное влияние на российский бизнес. Больше всего руководителей, отметивших положительное влияние санкционных мер, оказалось среди тех, кто занят в сфере сельского хозяйства (40% при среднем значении 19%).
В оценках степени влияния санкций на собственный бизнес руководители более оптимистичны. Каждый второй отметил, что санкционный режим никак не отразился на работе его компании, а каждый десятый даже отметил положительное влияние. 47% бизнесменов считают, что введение санкций никак не скажется на их компании в кратко- и среднесрочной перспективе.
— В глобальном пространстве сегодня происходят кардинальные изменения, трансформируются позиции отдельных стран и регионов. Что, по мнению руководителей компаний, необходимо учесть на уровне государственной внешней политики?
— Мы попросили наших респондентов ответить на вопрос, какие страны или группы стран окажутся главными экономическими партнерами России через три года. Две трети опрошенных (66%) назвали Китай. Страны-члены ЕС и СНГ поделили в этом списке второе место (их назвали по 12% респондентов). Эти ожидания бизнеса могут показаться ошибочными, так как сегодня российский внешнеторговый оборот со странами ЕС более чем вдвое превышает внешнеторговый оборот с Китаем. Тем не менее торговый оборот с Китаем с 2013 года стабильно растет, а со странами ЕС стабильно сокращается. Правительству следует учитывать ожидания бизнеса и текущий тренд в государственной внешнеторговой политике.
— Каковы главные проблемы и ограничения развития компаний и экономики вы бы выделили, опираясь на общие итоги опроса?
— По мнению опрошенных нами предпринимателей, к основным институциональным проблемам и ограничениям развития их собственного бизнеса и экономики в целом относятся непривлекательный бизнес-климат и избыточное госрегулирование, бюрократия во всех ее проявлениях, а также несовершенство законодательства и «перемена правил во время игры». Фундаментальными проблемами России лидеры бизнеса считают неуважение к частной собственности и кардинально изменившийся рынок труда, развитие их компаний сдерживают непопулярность рабочих профессий в обществе и низкая производительность труда. Многое, по мнению бизнесменов, в России упирается также в качество управления бизнесом, неэффективную реализацию компаниями и менеджерами имеющихся у них возможностей.
— Похоже, в целом превалирует скептицизм. Есть ли, по вашему впечатлению, позитивные тренды?
— Радует, что бизнес-сообщество видит позитивные сдвиги в сфере борьбы с экономической преступностью и коррупцией, а санкции перестают быть сдерживающим фактором, ограничивающим развитие компаний. Несмотря на небольшую долю оптимистичных мнений и оценок в опросе, прослеживается растущая уверенность бизнеса в своих силах, вера в стабильный умеренный рост российской экономики.
— Видите ли вы необходимость продолжать исследование?
— Да. Это масштабная и уникальная работа с точки зрения охвата и репрезентативности. Вторую волну исследования мы планируем провести через два года, тогда у нас будет основание для отслеживания динамики мнений российских бизнес-лидеров.