Стать глобальнее

Артем Коваленко
28 октября 2019, 00:00

Как Уральский федеральный университет развивается в рамках проекта 5 — 100

Читайте Monocle.ru в

25 и 26 октября Международный совет Проекта 5 — 100 (с 2018 года его возглавляет вице-премьер Татьяна Голикова) рассмотрел отчеты 21 российского университета — участника проекта повышения глобальной конкурентоспособности. Представители научно-академического сообщества, международные эксперты, чиновники, ответственные за реформы в образовании, обсудили основные векторы развития высшей школы в 2020 — 2024 годах, динамику трансформации университетов, продление их господдержки (по итогам заседания подготовлены рекомендации).

Ключевой вопрос повестки — отбор ведущих вузов (стартует в следующем году), претендующих на получение с 2021 года субсидий на повышение конкурентоспособности. Конкурс будет проводиться в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы». Ожидается, что по его итогам господдержку получат не менее 30 университетов (по одному или более в каждом федеральном округе и не менее чем в десяти субъектах РФ). «Важно, чтобы университеты развивали не только области, где они уже имеют репутацию, но и новые научные направления», — подчеркнул министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков.

В течение 2020 года будет обновлена нормативная база, регламентирующая предоставление университетам поддержки (включая условия и критерии отбора), а также состав Совета. Напомним, в 2019 году участникам проекта из федерального бюджета выделено 10 млрд рублей.

Уральский федеральный университет — один из ключевых участников проекта 5 — 100. Над программой повышения международной конкурентоспособности начал работу в 2012 году, в 2019-м в рамках программы вузу выделено 430,48 млн рублей.

Достижения и вызовы

— В ходе реализации 5 — 100 мы дополнили стратегию двумя амбициозными целями: это развитие в качестве центра компетенций цифровой экономики и цифровой трансформации университетов, а также создание межрегиональной платформы для научно-производственной кооперации университетов, исследовательских организаций и корпораций, — рассказывает ректор УрФУ Виктор Кокшаров. — Третий этап проекта в 2017 году завершился становлением университета в роли системного участника международных коллабораций. УрФУ инициировал проекты создания Центра материаловедения БРИКС, научно-образовательного центра «Передовые промышленные технологии и материалы», инновационного научно-технологического центра, центра ядерной медицины. Об успешной работе механизмов внутренней трансформации свидетельствует динамика продвижения УрФУ в QS World University Ranking — 286 пунктов за последние три года.

УрФУ достиг высокой динамики в привлечении иностранных студентов: их численность выросла с 600 на старте проекта до 3500 на конец 2018 года. Набор российских студентов количественно больше (с 24 до 28 тысяч) и качественно лучше (средний балл ЕГЭ по итогам приемной кампании 2019 года — 77,4).

— Также активно развивается сотрудничество с ведущими российскими университетами в области обмена онлайн-модулями в рамках реализации модели смешанного обучения. УрФУ традиционно выступает пионером и инициатором многих нововведений в этой сфере, — подчеркивает председатель наблюдательного совета УрФУ Дмитрий Пумпянский. Так, в 2018 году УрФУ первым в России прошел аккредитацию вузов со смешанной моделью обучения. Онлайн-курсами, размещенными на национальной платформе открытого образования, воспользовались более 370 тыс. человек, это пятый результат в стране

Одним из наиболее критичных разрывов для достижения целей 5 — 100 стало замедление темпов роста научной производительности качества публикаций НПР. Для его преодоления в 2018 году в системе стимулирования НПР усилен акцент на публикациях в первом и втором квартилях Web of Science. В исследовательскую и проектную деятельность вовлечено почти 15 тыс. обучающихся. Вторым разрывом стал недостаток объемов привлекаемых внебюджетных средств на реализацию мероприятий проекта 5 — 100. «Планируем преодолеть его за счет выхода на самоокупаемость масштабных инновационных проектов в 2019 — 2020 годах. Для сглаживания финансовых разрывов университет сформировал специальные фонды из внебюджетных источников и привлекает целевое финансирование от индустриальных партнеров», — объясняет ректор УрФУ.

Перспективы

— Благодаря участию в проекте 5 — 100 динамично развиваются отношения нашего университета с индустриальными партнерами в рамках реализации проектно-ориентированного подхода. Проектная форма обучения уже внедрена в Институте радиоэлектроники и информационных технологий, внедряется в Уральском энергетическом институте, планируется — в Гуманитарном институте. В 2018 году в эту деятельность были вовлечены эксперты от 44 наших индустриальных партнеров, — говорит  Дмитрий Пумпянский.

— Основной фокус инновационной политики — формирование полного цикла инноваций, от исследований и разработок до внедрения на предприятии. Инновационная инфраструктура, в создание которой инвестировано 2,1 млрд рублей, обеспечивает комплексное внедрение технологий для предприятий и должна стать одним из значимых источников внебюджетных доходов университета, — планирует Виктор Кокшаров. — Среди потребителей нашего научно-технологического продукта крупнейшие компании — Росатом, Газпром, ТМК и другие. У университета огромный интеллектуальный потенциал. И он находит применение в развитии страны.

— Примечательно, что к уже сложившимся форматам участия университета в социально-экономическом развитии региона на текущем этапе университет взял на вооружение такие механизмы, как экспертно-аналитическую поддержку органов законодательной и исполнительной власти, запуск крупных кооперационных и инфраструктурных проектов, волонтерское движение и систему работы с талантами. Дальнейшее социально-экономическое развитие Уральского макрорегиона мы связываем в том числе с инициированными руководством Свердловской, Челябинской и Курганской областей при поддержке полпреда президента России мерами, направленными на создание регионального научно-образовательного кластера, в котором УрФУ отводится роль координатора, — итожит Дмитрий Пумпянский.