Дискуссия между архитекторами, застройщиками и чиновниками развернулась в Екатеринбурге на Всемирном дне городов ООН-Хабитат и конференции 100+ Forum Russia. Ключевой вопрос — каким должен быть город будущего. Критериев много. Во-первых, это не новый город: речь идет о переустройстве городов существующих, успешных, с большим потенциалом. Во-вторых, город с качественно новым жилым и общественным пространством, комфортными условиями жизни, без дефицита квадратных метров и парковых зон. В-третьих, жители его должны получить свободу перемещения. В-четвертых, это умный город. Основные группы интересантов — городской социум, бизнес и власть, которая должна отвечать запросам на новое качество жизнедеятельности первых двух.
Конкурируют не застройщики, а города
Половина населения мира живет в городах. По прогнозам ООН-Хабитат, через 30 лет это будет 70%. Главный призыв — к действию. «Ничего не произойдет, если мы будем сидеть сложа руки. Мы хотим совместными усилиями превратить проблемы в возможности. Мы обмениваемся опытом не только в сфере умных разработок, но и обсуждаем, как решать ряд других проблем, потому что наряду с урбанизацией и цифровизацией меняется окружающий мир», — задала тон дискуссии заместитель генерального секретаря ООН Маймуна Шариф. Один из важнейших факторов, обусловливающих улучшение качества жизни людей в городах, по мнению эксперта, — городская политика и инструменты, используемые в процессе принятия решений: «Наличие целостного подхода к организации управления городским хозяйством, предполагающего в том числе привлечение финансирования, необходимо для реализации проектов, которые могут способствовать улучшению качества городской жизни».
— Обеспечение будущих поколений качественным и доступным жильем, комфортной городской средой — все эти направления имеют огромное значение, как для России, так и для всех стран мира. И от того, насколько прогрессивными и настойчивыми мы будем в этом вопросе, как мы сможем объединить ресурсы и усилия, зависит успешное будущее городов и качество жизни в них. Город будущего — тот, где люди могут свободно перемещаться, где решены проблемы личного транспорта и есть социальная инфраструктура. Приоритетная задача — сделать это городом настоящего. Например, сейчас мы занимаемся расчетом индекса качества городской среды, который включает в себя 36 показателей: в их числе и международные показатели, такие как минимизация временных затрат на дорогу до работы, разнообразие сервисов в различных сферах и другое, — рассказал глава Минстроя РФ Владимир Якушев.
По мнению директора по дизайну Habidatum Эдуарда Хаймана, город должен иметь свойство гиперлокальности, когда каждый центр находится в определенной иерархии с другими: «Когда мы говорим о местах, мы должны понимать, как они друг с другом взаимодействуют и как люди между ними передвигаются. Мы понимаем, что должны давать людям ходить пешком».
«В городах будущего люди должны реализовываться. Мы хотим принести миру что-то новое, хотим делать это комфортно. Наши гаджеты позволяют работать удаленно, и по подсчетам, 41% людей хотят работу с гибким графиком или работать дома», — добавил генеральный директор UNK project Юлий Борисов.
Президент Национальной ассоциации строителей Антон Глушков напомнил, что десять лет назад под комфортным проживанием подразумевались локация жилого дома и площадь квартиры:
— Сегодня комфорт вышел за пределы квартиры, двора, объекта строительства. Набор дополнительных функций, которые его характеризуют, прямо пропорционален объему города. Конкуренция теперь не между застройщиками, а между городами. Поэтому город будущего — конкурентный город, который может предложить сервисные функции всему населению. Современный город еще борется и за население. Поэтому главный вызов в развитии городов — это разрешение конфликта между экономическим состоянием региона и обеспечением комфорта его жителям.
IQ городов
Владимир Якушев сообщил, что до конца года Минстрой намерен представить индекс цифровизации городов (IQ). Для анализа внедрения цифровых сервисов будут использоваться лучшие мировые практики: 13 рейтингов, которые охватывают 700 различных показателей по 14 направлениям трансформации городского хозяйства. Напомним, проект «Умный город» стартовал в России в 2018 году, он нацелен на внедрение в российские города умных систем ЖКХ, комфортной и безопасной городской среды, создание инновационной инфраструктуры и цифровизации.
— Чтобы эффективно развивать и масштабировать проекты в сфере «Умного города», требуется единый стандарт требований к оборудованию и программному обеспечению создаваемых систем, — считает индустриальный директор радиоэлектронного кластера Госкорпорации Ростех Сергей Сахненко. — Это необходимо, чтобы формировать условия для последующей конвертации данных и свободного информационного обмена между системами поддержки принятия решений различного уровня: от регионального до федерального. Разрозненные продукты в сфере «Умного города», которые создаются игроками рынка, сложно объединить в единые системы, так как сейчас каждая из этих систем использует собственный формат передаваемых данных.
По мнению участников сессии «Цифровизация городов» (в рамках 100+ Forum Russia), добиться статуса «умного города» можно, лишь ориентируясь на потребности жителей, качество управления городскими ресурсами и эффективное городское планирование.
— Современные технологии меняют городскую среду, помогают налаживать связи с жителями, создают возможность управлять муниципальным хозяйством на качественно новом уровне, — подтверждает глава Тюмени Руслан Кухарук. — Например, приложение «Тюмень. Транспорт» используют 85 тыс. пользователей. К автоматизированной системе диспетчеризации подключены все автобусы. Кроме того, на пассажирском транспорте функционирует автоматизированная система оплаты проезда. В системе фиксируются как поездки льготных категорий граждан с использованием электронных транспортных карт, так и поездки пассажиров, пользующихся безналичным расчетом. В качестве элемента умной транспортной системы можно рассматривать и реализуемый проект единого городского парковочного пространства. Для обеспечения работоспособности систем на светофорных объектах установлено 126 видеодетекторов, предназначенных для мониторинга параметров движения транспортных потоков (интенсивность, скорость, плотность, состав потока) и обеспечения работы адаптивных алгоритмов управления.
— Умный город — тот, который знает, что с ним будет завтра, и может просчитать ресурсы, потенциально востребованные в ближайшей и долгосрочной перспективе, — итожит руководитель региональных продаж Управления «Интеллектуальная инфраструктура» Siemens Ренат Габдуллин.
Потенциал редевелопмента
Важный инструмент развития городов — редевелопмент застроенных территорий. Практика показывает, что сохранение исторической застройки делает бывшие промзоны более привлекательными для пользователей и посетителей. Самый известный зарубежный пример — Канэри-Уорф (Canary Wharf) в Лондоне. На протяжении почти всей истории Лондона этот район считался одним из самых неблагополучных, до 1980-х годов здесь работали доки и обитали лондонские низы. Но потом несколько инвестиционных фондов выкупили огромные участки и превратили район в крупнейший деловой квартал Лондона. Только в Санкт-Петербурге на месте промзон можно построить около 12 — 14 млн кв. метров недвижимости. У Екатеринбурга, Челябинска, Перми — огромный потенциал. Однако без четкого механизма выкупа объектов под реновацию схема не привлекательна для девелоперов.
— На проблему реновации территорий можно смотреть с разных точек зрения, и одна из них — инвестпривлекательность таких проектов для девелоперов и застройщиков. И здесь баланс интересов бизнеса и властей соблюдается не всегда. Ограниченность земельных ресурсов в современных мегаполисах стимулирует застройщиков к тому, чтобы изучать этот механизм получения земельных участков, — говорит Антон Глушков. — К тому же, многие города достигли предельных границ застройки: дальнейший рост вширь приведет к резкому росту затрат как на инженерную подготовку территорий, так и на их эксплуатацию. Без реновации развитие многих городов сегодня крайне затруднено или практически невозможно. Но это — основной плюс схемы реновации для девелоперов, сопровождающийся множеством минусов.
— Во-первых, сегодня нет чистой схемы реализации подобных проектов — проекты развития застроенных территорий и комплексного развития территорий переплетаются, помимо жилья в большинство проектов реновации вовлекаются и прочие объекты недвижимости, — отмечает Глушков. — В рамках Нацобъединения мы подготовили ряд поправок в нормативные документы, которые помогли бы создать комплексную модель, позволяющую включать в проекты и аварийное жилье, и промышленные территории. Во-вторых, после изменения механизма финансирования строительства одним из главных критериев для девелопера стал срок освоения банковских средств. Сейчас, после завершения перехода на новую схему финансирования, мы видим, что количество выдаваемых новых разрешений на строительство в регионах исчисляется единицами. Это говорит о том, что привлекательность бизнеса сильно падает. Об этом свидетельствует и отток с рынка компаний и снижение объективной нормы дохода. Дополнительные затраты по проектам реновации могут только усугубить ситуацию для застройщиков.
— Таким образом, любой застройщик, входящий в проект, в первую очередь просчитывает срок освоения привлеченных средств. Но когда речь заходит о таких долгих и сложных проектах, как реновация, это в принципе бывает непросто. Особенно с учетом того, что не существует прозрачного и прописанного законодательно механизма выкупа объектов под проекты реновации. А без этого застройщик не может просчитать затраты, создать проект и получить под него банковское финансирование, — резюмирует Антон Глушков.
Новые форматы жилья и транспорта
Жилые здания должны создаваться по новым принципам: меньше железобетона и больше нержавеющей стали, новейшие энергоэффективные технологии, считает вице-президент компании BROAD Group Жюльет Цзян. Кроме того, здания должны развиваться вверх, чтобы сокращать заполняемые площади.
— Мы сделали собственные предположения, которые легли в основу концепции квартир. База — это функциональное зонирование, которое формирует квартиру. Когда мы выстроили эту логику, у нас появилась возможность систематизировать квартиры и проводить опросы потребительских предпочтений. И мы выделили для себя показательный фактор — образ жизни с каждым годом становится более кочевым, люди чаще меняют место жительства. По нашим данным, в среднем раз в четыре года семье приходится менять жилье. Факторы — создание или распад семьи, локация работы, устаревание жилья. Для современного образа жизни квартира — это чемодан, где помещается много вещей. Современное жилье — башня из чемоданов, — приводит ТАСС-Урал мнение участника секции «Современные жилые и общественные пространства» (100+ Forum Russia), сооснователя компании Archimatika Александра Попова.
Координатор адресных проектов SkyWay Аркадий Бирюков представил на форуме транспортную систему эстакадного типа: «Она способна справиться с главными проблемами, созданными транспортом в крупных городах: пробками, экологией и безопасностью на дорогах. Это отличная альтернатива метро по капитальным затратам и срокам сдачи. Маршруты разнообразны: городской, пригородный, междугородние. Система полностью автоматизирована, энергоэффективна. Скорость состава для города и пригорода — до 150 км/ч, для межгорода — до 500 км/ч».
— В будущем основной силой движения к развитию мы видим комфортный пассажирский транспорт. Как угодно можно расширять дороги, но проблему с загруженностью этим не решить. Первоочередное — создание транспорта, который будет комфортен без необходимости использования личного автомобиля. Это и метро, и новые трамваи на выделенных путях. Этим мы будем заниматься в ближайшие годы, — итожит глава Екатеринбурга Александр Высокинский.