Забудьте все, что вы знали об андроидах

Павел Кобер
18 ноября 2019, 00:00

В Перми ломают ложные стереотипы, сформированные фантастическими книгами и фильмами о человекоподобных роботах

ФОТО КОМПАНИИ PROMOBOT
Читайте Monocle.ru в

Хочу жить как промобот: ничего не делать, но чтобы обо мне все говорили — шутят интеллектуалы в Перми. Promobot — пермская компания, как указано на ее официальном сайте, — «крупнейший производитель автономных человекоподобных роботов на территории Северной и Восточной Европы». По словам ее основателя и председателя совета директоров Алексея Южакова, сервисных роботов для бизнеса (роботов-помощников) они создают с 2013 года. Первый, как водится у инноваторов, был собран в гараже. Он продавал цветы, завлекая покупателей бесхитростной фразой «кто розы покупает, тот всегда благоухает». Об этапе становления и технологической эволюции компании мы подробно писали два с половиной года назад (см. «Он нас не задушит», «Э-У» № 16 от 17.04.2017). С того времени поток публикаций только растет: «Promobot откроет представительство в США», «В Перми начал работать робот-экскурсовод», «Пермская ИT-компания создала двойника Шварценеггера», «Федеральный Фонд содействия инновациям поддержит Promobot» — вот лишь несколько новостийных заголовков о пермских инноваторах.

Полноценных полметра

Представители Promobot не упускают возможности выступить на крупных бизнес-форумах, где в числе прочих вопросов обсуждается развитие робототехники: тема хайповая, рассказы с картинками об андроидах проглатываются аудиторией и журналистами на «ура». Так, в рамках прошедшего в июле в Екатеринбурге Иннопрома-2019 состоялась деловая встреча, где обсуждались возможности сотрудничества России и стран Азии в области робототехники. Руководитель направления человеко-машинного взаимодействия Promobot Елена Середкина сообщила там о намерении компании начать работу в зоне высоких технологий китайского города Циндао, где многими компаниями (китайскими и иностранными) уже реализована примерно сотня проектов в сфере робототехники с общим объемом инвестиций около 13 млрд юаней.

— В нашем международном сотрудничестве мы ориентируемся на Китай, поскольку у наших партнеров — российских технических университетов — уже имеется некоторый опыт взаимодействия с вузами этой страны в рамках Ассоциации технических университетов России и Китая. Предложений о сотрудничестве из Китая нам поступает очень много. Мы сделали ставку на Циндао, — поведала Елена Середкина.

Когда же вздрогнет Циндао? Сроки и объемы инвестиций не раскрываются.

Лично мое знакомство с промоботом произошло в октябре этого года в Перми, куда я приехал на инженерно-промышленный форум. Робот на две головы ниже меня ростом стоял в гостинице «Урал» на площадке первого этажа у лифтов.

— Привет, Громозека! — попробовал я начать диалог.

Робот молчал. Я робко похлопал его по пластиковому плечу. Робот молчал и не двигался.

Я потыкал пальцами дисплей, заменяющий роботу грудь. Робот молчал, не двигался и не мигал.

Я плюнул и ушел к себе в номер.

Отгадайте, кто на следующий день выступал на Пермском инженерно-строительном форуме? Нет, не робот (его реальные, а не заявляемые способности для меня до сих пор остаются загадкой). Выступал его создатель Алексей Южаков.

— Мне бы очень хотелось, чтобы роботы перехватили у человека какую-то монотонную работу, а у людей были бы совсем другие задачи, например осваивать Марс, — говорил создатель в стиле речи Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта».

По словам Южакова, с 2013 года его компания реализовала почти 500 роботов четырех версий, сегодня они эксплуатируются в 36 странах. Много это или мало? Отрасль новая, сравнивать не с чем. По данным Sberbank Robotics Laboratory, который ежегодно готовит аналитический обзор мирового рынка робототехники, всего в мире насчитывается свыше 700 ключевых компаний — производителей сервисных роботов. Рынок роботов для сферы услуг пока вдвое меньше рынка промышленной робототехники: около 8,1 млрд долларов в 2018 году. Число же сервисных роботов по оценкам на 2018 год втрое меньше, чем промышленных — 165 тыс. штук.

— Если свести задачу до выполнения тривиальной монотонной работы, то наши роботы с ней уже вполне справляются, — считает Алексей Южаков. — Четвертая версия нашего робота — это полноценных полметра автономного перемещения и предоставление какой-то очень узкой услуги, замена или дополнение работы живых сотрудников — гидов, консьержей, консультантов, промоутеров. Сегодня продукцию Promobot можно встретить в аэропортах, отделениях сотовой связи и банках, торговых и бизнес-центрах, ресторанах, музеях, жилых комплексах.

Создатель Promobot сетует, что люди чрезмерно впечатлительны и, начитавшись фантастики и насмотревшись кино про андроидов, сформировали некие завышенные ожидания в отношении реальной продукции, производимой робототехниками.

— Это во многом вредит делу. Когда мы подходим к роботу, у нас есть уже какой-то сложившийся стереотип. Не к каждому изобретению у нас есть такое, например, к смартфону нет, — рассуждает Южаков.

В подтверждение своих слов глава Promobot рассказал о проведенных в компании экспериментах. Сотрудники попросили ничего не подозревающих людей прий­ти пообщаться с роботом, который должен был их проконсультировать по определенному товару. Робот с большой лингвистической базой работал автономно. Во втором случае ситуацию повторили, люди общались с тем же роботом, но теперь вместо искусственного интеллекта общение втайне поддерживал живой человек, сидевший в соседней комнате (робот лишь озвучивал его фразы). Важно, что после этих экспериментов люди не поменяли отношение к роботам: те, кто изначально восторгался искусственным интеллектом, остались при своем мнении; относившиеся к роботу скептически тоже восприятие не поменяли. Это подтверждает гипотезу об устойчивом стереотипе по отношению к андроидам.

— Мы пошли дальше. Посадили перед человеком человека, которому дали невидимое ухо. Человек-консультант озвучивал то, что в действительности отвечал Promobot. И никто не догадался, что общается с роботом, а не с человеком! Проведенный эксперимент позволяет нам говорить, что если мы создали вокруг себя определенный контекст, то не можем перестроиться и будем действовать по этой же ситуации, — считает Алексей Южаков.

Вот тут я задумался. Возможно, я подходил к роботу в гостинице со своими стереотипами, поэтому он просто не захотел со мной общаться.

Заказчики в курсе

В Promobot решили, что уровень доверия к роботу растет тем больше, чем сильнее он похож на человека, и пошли по этому пути.

— Сегодня очень популярное направление — создание гиперреалистичных роботов. Андроид Robo-C — это первый в мире человекоподобный робот, который не только имитирует внешность человека, но и способен интегрироваться в бизнес-процессы, — рассказывает Алексей. — Это робот с запатентованным нами каркасом головы с тридцатью подвижными суставами для имитации эмоций. Ни у кого в мире такого нет. Для быстрой реакции на отработку той или иной эмоции мы используем новые высокотехнологичные сервоприводы. Уникальная мехатроника позволила вместить большое количество сервоприводов, чтобы приблизиться к реальному строению лица человека. Собственное ПО позволяет настраивать и проигрывать эмоции на роботе. Кроме того, мы сами разрабатываем искусственную кожу, она трехслойная, чтобы имитировать все морщины, прослойки жира и так далее. Полная имитация кожного покрова дает возможность воссоздания любой внешности человека за короткий промежуток времени. Наша задача — сделать гиперреалистичную голову, а затем и все тело.

Robo-C представляет собой полностью антропоморфную машину. Он копирует эмоции человека: может двигать глазами, бровями, губами, работать другими «мышцами», а также поддерживать разговор и отвечать на вопросы. Технология, разработанная в Promobot, а также собственная запатентованная конструкция позволяют воспроизводить свыше 600 вариантов микромимики человека, максимально реалистично имитируя его эмоции. Но это, скорее, перспектива.

А результат компании на сегодня, как уже сказано, — около 500 проданных по всему миру (включая США, Бразилию, Чили) сервисных роботов второй и четвертой версий. Южаков верит, что благодаря этому создана уникальная полноценная инфраструктура и поступает обратная связь, ведь пермские роботы произносят 3,3 млн фраз в день, общаясь с людьми в разных уголках планеты.

— Сегодня мир определяет Big Data, и мы собираем эти большие данные. Мы уверены, что роботы генерируют ничуть не меньше информации, чем смартфоны с их фотографиями, геолокациями, текстами в мессенд­жерах и так далее, — утверждает создатель.

Я решил поинтересоваться, в курсе ли сбора этого уникального контента заказчики Promobot и ждать ли от CNN разоблачений в стиле «путинские роботы шпионят за американцами».

— Связь с заказчиками мы поддерживаем не только при внедрении робота, но и в процессе его эксплуатации, — ответил Алексей Южаков. — Наши project-менеджеры ведут всех своих клиентов, собирают для них аналитику: как много разговоров с роботами, какая глубина этих разговоров, кто чаще всего к ним подходит (пол, возраст), какие ключевые слова чаще всего говорят, каким сервисом пользуются. Эти данные нам дают сами роботы. Заказчики об этом в курсе. В каждом контракте мы описываем все то, что является историей, хранящейся на серверах у клиентов, а что уходит в облако, на что мы можем рассчитывать.

Promobot разработал и запатентовал собственную систему распознавания речи в шумных помещениях, поскольку аналогичные сторонние сервисы (например, Яндекс или Google) способны распознавать голос только на близком микрофоне, исключающем сильные шумы.

— Нам говорят: «Какое распознавание речи? Уже все давно решено». На бумаге, в идеальных условиях — может быть. Мы же обучили робота работать в шумных помещениях, на среднем микрофоне. Мы не идеальны, но лучше, чем имеющиеся в мире аналоги, — считает Южаков. — Я наблюдал, как на одной выставке электроники в Вегасе вице-президент LG показывал своего помощника — маленького робота. «Включи лампу». Не включает. «Фотографы, не шумите. Включи лампу». Не включает. И только тогда, когда все стихло, робот услышал задание и выполнил его.

Разумеется, не все пока получается и у Promobot. Например, уже несколько лет не удается найти причину периодических «побегов» отдельных роботов. Так, в июне 2016 года промо вызвал переполох в Перми: он «сбежал» из испытательного павильона на улицу и оказался посреди проезжей части, парализовав движение. Через неделю он предпринял новую попытку к «бегству». Поскольку инженеры так и не смогли выявить неисправность, робота утилизировали. Но в январе 2019 года ситуация повторилась с промоботом другой серии: на выставке электроники в Лас-Вегасе (США) один из привезенных пермяками роботов съехал со стенда на проезжую часть автостоянки, где был сбит беспилотной Tesla.

Несмотря на отдельные промахи, следует признать, что компания Promobot за сравнительно короткий срок смогла реализовать серьезные проекты, по крайне мере, в масштабах России. Ее специалисты разработали и запатентовали ряд ключевых технологий, освоили производство важных компонентов (пластик, механика, сервоприводы, платы), активно взаимодействуют с пермскими техническими вузами. В Пермском крае поставлена цель создания и развития центра робототехники, где Promobot отведена одна из главных ролей.