Российско-германская внешнеторговая палата (ВТП) организовала в Екатеринбурге дискуссионную площадку на тему «Успешные проекты немецкого бизнеса на Урале: перспективы развития».
В структуре внешнеторгового оборота с Россией Германия занимает второе место после Китая. По итогам 2018 года товарооборот вырос на 19,3% до 59,6 млрд долларов. Безусловно, геополитические факторы оказывают влияние на масштабы и динамику торговых отношений. Но прагматика предпринимателей превалируют над политикой. Согласно статистике Бундесбанка, прямые германские инвестиции в Россию (разница между притоком и оттоком капитала компаний) в 2018 году достигли почти 3,2 млрд евро, это рекорд последнего десятилетия.
— Немецкий бизнес — это в первую очередь семейные, а также малые и средние компании. Их не так просто вывести из равновесия: они смотрят на долгосрочные возможности развития рынка и его перспективы, — объяснил президент ВТП Райнер Зеле, подводя итоги традиционного опроса немецкого бизнеса в России в июне этого года.
Ментальная близость и правильная организация
На Урале позиции бизнеса Германии исторически сильны. По словам первого заместителя губернатора Свердловской области Алексея Орлова, страна сохраняет статус одного из основных внешнеторговых партнеров региона: по итогам 2018 года торговый оборот составил 475 млн долларов, «это четвертое место среди всех наших внешнеторговых партнеров. На предприятиях Свердловской области работает более 400 человек, которые прошли стажировку в Германии в рамках государственной программы подготовки управленческих кадров. Активизация контактов неизбежна. Тем более что в Свердловской области регулярно проводится много событий мирового уровня, сейчас мы готовимся к организации в 2023 году Всемирной летней универсиады».
Инвестиционные проекты германских компаний на Урале отличаются высоким уровнем локализации и близостью к рынкам сбыта. Например, концерн Bentec выбрал для производства буровых установок тюменскую площадку, поскольку здесь находятся ключевые заказчики. В проект вложено 20 млн евро, объемы производства — около 5 тыс. конструкций в год. Генеральный директор ООО «Бентек» Олег Федоровских видит три ключевых составляющих развития бизнеса: «Во-первых, мы активно поддерживаем сервисное обслуживание, хотя вначале об этом даже не задумывались. Сейчас на сервисную службу приходится треть численности персонала. Во-вторых, диверсификация: ориентируемся на заказчиков не только в нефтяной и газовой промышленности, но и в смежных отраслях. В-третьих, нам помогает относительно благоприятная конъюнктура в нефтегазовой промышленности, спрос на продукцию компаний с высокотехнологичным оборудованием стабилен».
Один из активов немецкого концерна Dyckerhoff — завод «Сухоложскцемент» в Свердловской области — приобретен также с расчетом на рынки сбыта. По словам генерального директора Андрея Иммореева, «для всех месторождений Западной Сибири завод в Сухом Логу — ближайший поставщик цемента. Это позволяет нам поддерживать объемы, мы производим 800 тыс. тонн цемента в год».
Спрос на продукцию завода обеспечивает и высокий уровень реализации инфраструктурных программ на территории Большого Урала. Так, в этом году продолжились поставки дорожного цемента для ремонта федеральной автомобильной дороги М5 «Урал» в Челябинской области. Во второй половине сентября завод начал поставки на стройплощадку аэропорта Тобольска в Тюменской области.
Производитель меламиновой пленки для деревообработки и мебельной промышленности Schattdecor открыл вторую в России площадку в Тюмени в 2015 году. До этого у компании был завод в Чехове Московской области. Динамика развития мебельной промышленности сейчас не самая лучшая, однако, по словам генерального директора филиала ООО «Шаттдекор» в Тюмени Артура Кнауба, компания с успехом замещает продажи на российском рынке наращиванием экспортных поставок в Казахстан и Узбекистан, есть идеи выхода в Киргизию.
Образцово-показательный пример технологической интеграции концерна Siemens и машиностроительных активов группы «Синара» — «Уральские локомотивы».
Совместное предприятие начало работу 1 июля 2010 года. Компания занимается проектированием, производством, продажей и техническим обслуживанием тягового и моторвагонного подвижного состава нового поколения. Завод воплощает лучшие практики немецкого качества, говорит финансовый директор компании «Уральские локомотивы» Тим Кристиан Брэгер. Из последних событий — поставка первой партии скоростных электропоездов «Ласточка» на Московское центральное кольцо. Всего по контракту с 2015-го по 2020 год «Уральские локомотивы» должны отправить РЖД 1,2 тыс. вагонов «Ласточка» на сумму 2,1 млрд евро.
По мнению уполномоченного ВТП в Уральском регионе Марины Чеботаевой, кроме экономических факторов на устойчивость проектов влияет схожесть деловой культуры: «Я на многолетнем опыте убедилась в близости русского и немецкого менталитетов, когда совместные проекты правильно организованы, эффект получается сногсшибательный».
Осторожный, но уверенный оптимизм
Безусловно, низкие темпы роста российской экономики отражаются на динамике немецкого бизнеса в России не в лучшую сторону. В ходе дискуссии председатель правления ВТП Маттиас Шепп попросил менеджеров по десятибалльной шкале оценить уровень развития среднего бизнеса на Урале.
— Моя оценка — в районе шести-семи, — говорит Андрей Иммореев. — Не больше, потому что хотелось бы, чтобы развитие шло быстрее. Не меньше, так как среднему бизнесу на Урале есть чем заняться, есть платежеспособный спрос.
Шесть-семь баллов ставит и Артур Кнауб: «Бывало лучше, бывало хуже. Видно, что появляются новые компании. Они развиваются. Есть определенная поддержка со стороны государственных органов. У активных и старательных все получается».
Олег Федоровский более критичен: «Сужу по своей отрасли, машиностроению. Мы работаем с разными подрядчиками, в том числе и небольшими компаниями. К сожалению, за два-три прошедших года множество таких компаний ушли с рынка сами. Поэтому только пять баллов».
Такая же оценка у Тима Кристиана Брэгера: «Финансовые проекты неплохие, но в конкуренции чаще выигрывают не средние, а крупные компании».
Введение санкций безусловно отразилось на функционировании бизнеса. В целом, по данным июньского опроса, члены ВТП оценили ущерб немецким компаниям от введения ограничений на торговлю и бизнес в 1,1 млрд евро. Кто-то потерял партнера из-за наложения персональных ограничений. Довольно много случаев вынужденной смены поставщиков из-за невозможности вести бизнес с Украиной: у некоторых компаний там были важные партнеры, завязанные на хозяйственной цепочке, на поиск новых уходят время и деньги. Бывает, что приходится разворачивать груз, который шел из другой страны транзитом через Украину. Много и юридических моментов, которые нужно учитывать при заключении и сопровождении контрактов. Как известно, российские агенты не имеют права привлекать долгосрочное финансирование на срок более 90 дней от американских и европейских партнеров, а предоставление отсрочки также рассматривается как вариант финансирования. На минимизацию потерь членов ВТП направлены значительные усилия палаты, говорит Матиас Шепп: «Наша основная задача — правильно проинформировать об ограничениях. Поэтому у нас в палате выделен специальный сотрудник, который занимается консультированием по вопросам, связанным с санкциями. Когда я пришел в палату, отдела правительственных связей не было вообще. Сейчас там работает десять человек».
Немецкий бизнес не строит иллюзий, подтверждает Маттиас Шепп: «Руководители компаний хорошо понимают, что санкции, скорее всего, будут действовать долго, и нужно просто учиться работать в этих условиях».
Несмотря на геополитические и конъюнктурные проблемы, немецкие компании, работающие в России, закладывают в бизнес-планы новые проекты: по данным опроса, 39% компаний в ближайшее время планируют инвестиции в России, 29% — расширение деятельности вопреки санкциям США, 63% — не собираются пересматривать стратегию, и только 8% намерены снизить деловую активность. Кроме того, 87% компаний-членов ВТП высказываются за присутствие федерального канцлера Ангелы Меркель на крупных российских деловых форумах, таких как Петербургский экономический, 92% хотели бы видеть Германию страной-партнером выставки-форума Иннопром в Екатеринбурге.
— Мы — единственное иностранное объединение в России, которое увеличивает численность на 10% последние два года. У нас сейчас более 300 членов палаты, — говорит Матиас Шепп. — Есть все основания с осторожным, но уверенным оптимизмом смотреть на 2020 год, который объявлен годом Германии в России. Я уверен, что не только в Москве, но и на Урале появится много новых тем для сотрудничества.