Город «сверху» и «снизу»

Артем Коваленко
23 декабря 2019, 00:00

Как мэр Тобольска меняет городскую среду с помощью крупных проектов и обычных людей

Максим Афанасьев: «Развитие города — это создание комфортных условий и конкурентных преимуществ»
Читайте Monocle.ru в

Тобольск — один из немногих «малых» российских городов с постоянной «пропиской» в информационной повестке. Причин несколько. Во-первых, здесь реализуется крупнейший проект Сибура — Запсибнефтехим. Предприятие будет производить 1,5 млн тонн полиэтилена и 500 тыс. тонн полипропилена в год. Обсуждается вопрос о создании особой экономической зоны на базе Сибура. Во-вторых, строится аэропорт. Он сможет принимать среднемагистральные самолеты Boeing 737-800, Ту-204/214 и Airbus A321. Готова к эксплуатации взлетно-посадочная полоса, в 2020 году начнется строительство аэровокзала. В-третьих, в городе, где расположен единственный каменный кремль в Сибири, активно развивается туристическая отрасль. Увеличению турпотока кроме аэропорта будут способствовать строящаяся четырехполосная дорога Тобольск — Тюмень, восстановление памятников архитектуры и возведение 40 новых объектов спорта, культуры, образования и здравоохранения в рамках программы «Тобольск-2020». Город сегодня — участник 18 региональных программ и восьми нацпроектов.

В ноябре Тобольск стал обладателем премии «На пике формы» (учреждена журналом «Э-У» в партнерстве с аудиторско-консалтинговой сетью фирм PwC в 2010 году) в номинации «Импульс. Территория» как «второй» город региона, наиболее эффективно развивающийся в сложных экономических условиях. Глава Тобольска

Максим Афанасьев рассказал «Э-У», как конкурировать с большими городами за инвестиции и население.

— Максим Викторович, какие глобальные вызовы стоят перед российскими муниципалитетами?

— Главный — создание условий для сохранения человеческого капитала. Решение этой задачи тесно увязано с решением остальных — развитием экономики, созданием комфортных условий проживания и т.д. Для развития территории нужны инвестиционные проекты, малый и средний бизнес (МСБ), а они в свою очередь должны быть обеспечены трудовыми ресурсами.

— У «вторых» городов те же задачи?

— Что такое «второй» город? Это определение привязано к численности населения. Я не использую такие клише — первый, второй, третий. Ответственность муниципальной власти не зависит от количества жителей. У нас те же приоритеты, что и у остальных. А обязательств, вероятно, даже больше. Тобольск — один из локомотивов региональной экономики: здесь расположена площадка крупного налогоплательщика Тюменской области компании Сибур, здесь успешно формируется нефтехимический кластер. 

Законы рынка…

— Действительно, Тобольск — один из динамично развивающихся малых городов. Как вам удается стимулировать экономический рост, привлекать инвесторов?

— Точки инвестиционной привлекательности любой территории всем известны: логистика, климатические условия, ресурсные условия и т.д. В нашем случае ключевым фактором, который стимулирует экономический рост, стала возможность использования попутного газа для нефтехимической промышленности. Это наше опорное преимущество, и нужно способствовать появлению МСБ, который будет заточен на нефтехим, создание продуктов с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, уверен, что с развитием логистики (я имею в виду расширение автодороги Тюмень — Тобольск и запуск аэропорта) нам удастся реализовать новые инвестпроекты.

— Вы говорите о туризме?

— Да, у Тобольска очень серьезный туристический потенциал. Для нас как для исторического города именно создание транспортной инфраструктуры будет влиять на приток туристов. Это — вторая жизнь для малого бизнеса: новые предприятия и рабочие места. И, конечно, новый вызов для предпринимательства. 2020 год, когда инфраструктура будет введена в эксплуатацию, очень ответственный в этом смысле.

— Как сейчас развиваются рынки, ориентированные на туриста, — отельный бизнес, кафе и рестораны, производство сувениров?

— Мы как раз находимся в той фазе, когда запросы выросли, но малый бизнес пока не уверен в гарантированном сбыте своих услуг и продукции. После запуска нового аэропорта тобольским отелям, общепиту нужно будет очень быстро сориентироваться. Если они не займут свободные рыночные ниши (например, у нас нет формата сетевых отелей), их займет другой бизнес, те же сетевики. Это законы рынка.

— Может быть, им нужны новые инструменты поддержки?

— Бизнесу нужно помогать, но только в той части, где есть запрос. Создание искусственных инструментов ничего не даст. Ситуацию изменит конкуренция: сейчас ее практически нет. Сложившийся круг предпринимателей, оказывающий гостиничные услуги и услуги общепита, вполне удовлетворен маржой.

…жизни…

— Что вы понимаете под развитием местного самоуправления? По каким критериям нужно определять эффективность муниципальной власти? Есть у муниципалитетов возможность проводить свою политику?

— Есть показатели эффективности деятельности — как губернаторов, так и глав муниципальных образований, но за большинство показателей, которые мониторятся, ответственны именно муниципалитеты. Качественное значение этих показателей — главный критерий эффективности работы муниципальной власти. При этом никто не запрещает проводить свою политику. Она должна строиться на открытости власти перед населением, в стороне отсидеться не получится. Нужно понимать запросы населения и гибко на них реагировать.

— Не может быть противоречий между критериями «сверху» и запросом «снизу»?

— Если гнаться только за показателями «сверху» и не понимать реакцию «снизу», ничего хорошего не выйдет. Это двойная работа — реализация задач, которые определены федеральным центром, регионом, и мониторинг запросов населения. Нужно четко считывать реакцию жителей на политику муниципалитета, отслеживать характер обращений. Высокая степень удовлетворенности населения условиями жизни — важный показатель вне зависимости от задач «сверху».

— Вам удалось включить горожан в процесс формирования комфортной среды?

— Есть инициативы, которые я отлавливаю из большого потока информации «снизу», вношу их для обсуждения. Это, наверное, самые простые вещи. Делаешь срез по обращениям и выявляешь ключевые проб­лемы. Например, самыми болезненными вопросами для населения являются недостаточность уличного освещения, неэффективная система водоотведения дождевых вод через ливневую канализацию, низкий уровень благоустройства дворовых территорий и общественных пространств. Эти три направления — ключевые для формирования муниципальных программ и обсуждения их с жителями.

— Вовлечение населения в решение таких вопросов способствует сохранению человеческого капитала?

— Взаимосвязь есть. В последнее время государство активно способствует тому, чтобы жители участвовали в изменении городской среды, пусть даже речь идет только о их рекомендациях или советах. Это возможность выйти за пределы квартиры, дома и показать себя творцом окружающей среды. Задача местной власти — раскрыть этот потенциал, дать людям почувствовать себя причастными к позитивным изменениям. Синергия власти и жителей в решении городских вопросов — залог уверенности в завтрашнем дне, взаимного доверия. Кто же захочет уехать из города, где к тебе прислушиваются, тебя понимают, где ты можешь построить комфортную среду.

… и эволюции

— Уровень комфорта — величина трудноизмеримая. Мало того, что это индивидуально, так есть еще определенная градация.

 — Эволюционный путь развития любого общества предполагает и эволюцию «комфортности», это нормальное явление. Сегодня должно быть чисто и светло, и этого достаточно, а завтра — не только светло, но и модно, удобно и т.п. Можно потратить много денег и перепрыгнуть через несколько этапов, но этого не оценит сегодняшний потребитель. Поэтому рецепты развития территорий, успешно применяемые в одних городах, не могут в чистом виде использоваться в других. Нужно ориентироваться на запросы горожан.

— Запрос на цифровизацию Тобольска сформировался? Реальная ли это для вас перспектива?

— Это безальтернативное направление развития любого муниципального образования. Без «цифры» бессмысленно говорить о комфортной и безопасной среде. Первый этап — установка систем видео­наблюдения, он оценивается через раскрываемость правонарушений. Второй — контроль за использованием личного и общественного транспорта на автомобильных дорогах, где уже не человеческий фактор, а именно «цифра», система видеоаналитики позволяет фиксировать все административные правонарушения, дисциплинировать участников движения, снижать показатели аварийности. Третий — внедрение новых сервисов, которые помогают населению получать актуальную информацию и принимать решения.

Для себя мы ставим следующие приоритеты в цифровизации городской среды — установку уличного освещения с опорами двойного назначения и умных светофоров. Опоры двойного назначения будут оборудованы не только светильниками, но и системами видеонаблюдения, аудиоинформирования, кнопками информирования полиции. В качестве эксперимента такие опоры мы планируем установить в Тобольске в 2020 году с местным производителем — компанией «Югор». Образец она представила в Екатеринбурге на 100+ Forum Russia. Второе направление — модернизация светофорных объектов — и оборудования, и системы управления. В XXI веке, с учетом роста уровня автомобилизации, светофоры должны адаптироваться под транспортный поток. За счет датчиков они сами будут определять, в какой момент нужно перейти из красного в фазу зеленый режим.

— Вы говорите про локальные решения для человека. А как «цифра» влияет на управленческие решения?

— Например, внедрение автоматизированной системы учета всех перевезенных пассажиров позволит грамотно планировать работу общественного транспорта — формировать тарифы, начальную цену контракта для перевозчиков. В глобальном смысле неоценимым помощником являются уже отработанные системы с использованием данных сотовых операторов по перемещению пользователей сотовой связи. Это создает некую матрицу поведения людей, которая позволяет прогнозировать пути их следования на всех видах транспорта — утром, днем, вечером. Это особенно актуально для городов, имеющих высокий уровень автомобилизации. Кстати, в Тобольске очень большое количество транспортных средств — 80 тысяч почти на 100 тыс. населения. Это серьезная перегрузка. И цифра поможет нам принять грамотные решения, чтобы этот вопрос решить.