Январь
есятиэтажный дом в Магнитогорске, в подъезде которого 31 декабря 2018 года произошел взрыв, должен быть полностью расселен. Такое поручение дал президент Владимир Путин: «Несмотря на то, что экспертиза показывает, что жить там можно, но трагедия большая — 39 погибших, я людей понимаю. Ясно, что это будет стоить каких-то денег, думаю, что свыше миллиарда, 1,3 — по предварительным подсчетам. Нужно пойти навстречу людям и дом расселить целиком, всем предоставить жилье».
Позднее заключением государственной экспертизы дом признан пригодным для проживания, а вице-премьер Виталий Мутко заявил, что расселение жильцов будет проводиться исключительно добровольно. С 1 апреля собственники стали возвращаться в уцелевшие квартиры. Дом разделили на две части, на месте разрушенных взрывом подъездов разбили кленовую аллею: высадили 39 деревьев — по количеству погибших.
Причины взрыва официально до сих пор не названы, основная версия — взрыв бытового газа. По сделанному в январе заявлению Следственного комитета, следов взрывчатки на месте происшествия не обнаружено, при этом продолжают отрабатываться «все версии произошедшего взрыва». Ни виновных, ни источник утечки СК так и не назвал.
Февраль
оссийский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Siemens Mobility (подразделение немецкого концерна Siemens AG) и хозяйственное партнерство «Уральская скоростная магистраль» подписали соглашение о совместной реализации проекта строительства ВСМ Челябинск — Екатеринбург. Согласно документу, технологическим и иностранным финансовым партнером может стать группа немецких компаний, российским финансовым партнером — РФПИ. Инвестиции — более 400 млрд рублей. Средства будут направлены на строительство двухпутной высокоскоростной железной дороги и сопутствующей инфраструктуры. Планируется создание четырех железнодорожных вокзалов (в аэропортах Баландино и Кольцово, а также в Снежинске и Сысерти), десяти промежуточных станций и вокзальных комплексов, четырех тяговых подстанций, депо для подвижного состава. Также в феврале проект был включен в Стратегию пространственного развития РФ. В июле Росжелдор утвердил техзадание строительства магистрали, начаты подготовительные работы по планировке и межеванию земельных участков.
Следующий ожидаемый шаг — заключение в начале 2020 года концессионного соглашения между Российской Федерацией в лице Минтранса или Росжелдора и хозяйственного партнерства «УСМ». Предполагается несколько источников финансирования проекта: капитал хозяйственного партнерства «УСМ» — приблизительно 10% необходимых средств, грант РФ с земельными участками дает возможность получения 50% — 65% инвестиций, еще 30 — 40% — заемное финансирование (помимо немецких партнеров, ведутся переговоры со Сбербанком, Газпромбанком и Евразийским банком развития).
Март
менились сразу два уральских губернатора. Владимир Путин назначил временно исполняющими обязанности главы Челябинской области первого заместителя министра энергетики РФ Алексея Текслера (вместо подавшего в отставку Бориса Дубровского, возглавлявшего регион с 2014 года), главы Оренбургской области — председателя правления теплоэнергетической компании «Т Плюс» Дениса Паслера (взамен объявившего о добровольной отставке Юрия Берга, который губернаторствовал с 2010 года, потом стал советником генерального директора Уральской горно-металлургической компании). Ранее, в октябре 2018 года, врио губернатора Курганской области был назначен замглавы Тюменской области Вадим Шумков, а врио главы Башкирии — Радий Хабиров, который до этого руководил Красногорском Московской области.
Всенародные прямые выборы глав этих четырех уральских субъектов РФ прошли в Единый день голосования 8 сентября. Результаты не принесли сюрпризов: везде в первом же туре временно исполняющие обязанности победили с большим перевесом голосов. Главный успех губернаторских компаний в том, что кандидатам от власти даже в статусе врио удалось найти контакт с населением и запустить новый формат общения с упором на причастность к судьбе региона, утверждают эксперты.
Апрель
аспоряжением губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева создан региональный оргкомитет по реализации заявочной кампании на право проведения в Екатеринбурге XXXII Всемирной летней Универсиады 2023 года. В состав оргкомитета вошли 34 человека, в том числе первый замгубернатора Алексей Орлов, глава Екатеринбурга Александр Высокинский, областной министр физической культуры и спорта Леонид Рапопорт. Эффективность их работы оценить сложно, поскольку в июле на заседании исполкома Международной федерации студенческого спорта Екатеринбург был объявлен победителем на безальтернативной основе (на Западе Всемирные студенческие игры не вызывают интереса, так как на них практически невозможно заработать).
Позднее из нескольких вариантов местом строительства инфраструктуры для международных соревнований в Екатеринбурге выбран новый район Новокольцовский, рядом с МВЦ «Экспо» и аэропортом Кольцово. Застройщиком Деревни Универсиады, вероятно, выступит группа «Синара», она займется комплексным развитием территории. Общежития, спортивные сооружения и корпуса после проведения соревнований будут переданы Уральскому
федеральному университету. Большой вопрос вызывает намеченное в плане строительство к 2023 году второй линии Екатеринбургского метрополитена, которую федеральные власти обещали к Универсиаде. Стоит это удовольствие 73,7 млрд рублей, из которых 72,2 миллиарда должен выделить федеральный бюджет, но решения Москвы до сих пор нет.
Май
13 по 17 мая в Екатеринбурге в активную фазу вошло противостояние сторонников и противников строительства храма святой Екатерины в сквере на набережной у Драмтеатра. Вспыхнули крупнейшие за последние несколько лет волнения. Информация о них дошла до Кремля. Владимир Путин предложил провести опрос жителей для решения вопроса о строительстве храма: «Все имеют право на собственное мнение, и […] безусловно, нужно это мнение учесть».
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл обратился с просьбой убрать забор вокруг строительной площадки. Забор снесли, протесты стихли, а губернатор Евгений Куйвашев попросил власти Екатеринбурга не включать в опрос вариант строительства храма в сквере у Драмтеатра.
Общегородской опрос по выбору места строительства храма святой Екатерины состоялся 13 октября, в голосовании приняли участие 97 143 жителя (намного больше 1% от общего числа жителей Екатеринбурга, имеющих право голоса, поэтому опрос признали действительным). На выбор было предложено всего два места — бывший приборостроительный завод на ул. Горького, 17 и площадка за Макаровским мостом. Большинство высказалось за первый вариант. События в сквере у Драмтеатра повлияли на наш выбор Человека года (см. «Я/Мы горожанин», с. 12).
Июнь
ышел президентский указ о приостановлении пассажирского авиасообщения с Грузией. На тот момент в этой закавказской республике находилось около полутора тысяч
жителей Уральского федерального округа, путешествующих самолетами. Всех россиян, включая уральцев, изъявивших желание, срочно вывезли на родину шесть
отечественных авиакомпаний — Аэрофлот, «Победа», S7, «Уральские авиалинии», Red Wings и Нордавиа.
В последние два года Грузия была для Урала быстрорастущим туристическим направлением. В этом году мы вышли на очень весомые показатели — вылеты из екатеринбургского Кольцово дважды в день в Батуми и еженедельно в Тбилиси. После запрета полетов операторы, занимавшиеся Грузией (их было не так много), безболезненно для себя смогли переориентировать туристов на более крупные по объемам летние маршруты, например, в Грецию или на Кипр. Но основная масса россиян ездила в Грузию без приобретения пакетных туров, причем не только самолетами, но и автобусами и на личном автотранспорте.
Сильнее всех из-за запрета полетов, помимо грузинской стороны (по оценкам, на начало октября она потеряла 113 млн долларов), пострадали российские авиакомпании: ущерб, по данным газеты «Ведомости», оценивается в 3,2 млрд рублей. Треть этих потерь понесли «Уральские авиалинии». Перевозчики да сих пор надеются на компенсацию со стороны государства.
Июль
катеринбург одновременно стал площадкой двух масштабных мероприятий — второго Глобального саммита по производству и индустриализации (GMIS, первый прошел в ОАЭ в 2017 году) и десятой международной промышленной выставки Иннопром. На GMIS-2019 прибыли представители более 40 стран, всего около 2 тыс. человек. Российские и иностранные официальные лица, руководители крупных компаний, ведущие эксперты обсудили подходы к формированию будущего глобального производства. Президент Владимир Путин, открывший пленарное заседание GMIS, акцентировал внимание участников на том, что бурное технологическое развитие может не сгладить, а, напротив, обострить весь комплекс экологических вызовов, включая изменения климата и истощение ресурсов.
Основной площадкой GMIS-2019 стал конгресс-центр МВЦ «Екатеринбург-Экспо», который успели ввести в эксплуатацию за месяц до события. Особенность комплекса общей площадью около 42 тыс. кв. метров — многофункциональный зал вместимостью до 5 тыс. человек. Здесь можно проводить крупные международные конгрессы, форумы, концерты мировых звезд, спортивные поединки, цирковые и театрализованные шоу. Организация мероприятий в различных форматах возможна благодаря трансформации сцены и партера. В сентябре здесь прошло еще одно масштабное событие — встреча выпускников КВН.
Август
реческий и российский дирижер, музыкант, актер Теодор Курентзис покинул пост художественного руководителя Пермского государственного академического театра оперы и балета (занимал с января 2011 года). В последующие месяцы министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский вел переговоры с Курентзисом о том, чтобы маэстро возглавил Дягилевский фестиваль в следующем году. В итоге переговоры увенчались успехом.
Дягилевский фестиваль-2020 под художественным руководством Теодора Курентзиса пройдет в Перми с 12 по 21 июня. Соответствующий договор Курентзис и Пермский театр оперы и балета в лице генерального директора Андрея Борисова подписали в ноябре. Согласно договору, худрук формирует основную и образовательную программы фестиваля, а театр и Минкульт края обеспечивают финансовую и техническую возможность их реализации. Программа фестиваля будет объявлена в марте.
«Моя мечта в том, чтобы я смог прилететь в Пермь и пойти послушать какой-нибудь музыкальный спектакль в театре», — рассказал в декабре Теодор Курентзис. По его словам, для этого нужен другой, более насыщенный ритм театральных событий, и Дягилевский фестиваль вместе с Пермской оперой будет способствовать повышению этого ритма.
Сентябрь
олдинговая компания «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед», созданная в мае 2019 года на Кипре, сообщила о завершении процедуры по объединению торговых сетей группы компаний «Дикси» («Виктория, «Дикси», «Мегамарт»), «Бристоль» и «Красное & Белое». В результате объединения «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед» стала владеть и управлять всем розничным бизнесом этих торговых сетей в интересах своих акционеров (основные — миллиардеры Игорь Кесаев и Сергей Кациев, а также Сергей Студенников, которому принадлежала группа «Красное & Белое»).
Создание нового розничного игрока еще в апреле было одобрено Федеральной антимонопольной службой. Совокупный оборот объединенной компании по итогам 2019 года ожидается на уровне 800 млрд рублей. Новая компания становится третьей по обороту розничной группой в России после X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»; оборот по итогам 2018 года — 1,525 трлн рублей) и «Магнита» (1,2 трлн рублей). Ей принадлежит более 13 тыс. магазинов, в том числе у «Красного & Белого» — 8141. Бренды всех сетей планируется сохранить.
Октябрь
АО «Энел Россия» (входит в итальянский энергоконцерн Enel) завершило, согласно ранее подписанному договору купли-продажи, передачу имущества Рефтинской ГРЭС (Свердловская область) новому владельцу — Кузбассэнерго, структуре Сибирской генерирующей компании (СГК, входит в Сибирскую угольную энергетическую компанию — СУЭК). Сделка будет закрыта до конца 2019 года, после этого Рефтинская ГРЭС уйдет с баланса «Энел Россия», но еще в течение 6 — 12 месяцев, пока новый владелец будет получать необходимые лицензии и разрешения, генкомпания будет эксплуатировать станцию по договору аренды, а персонал — находиться в ее штате. Общая сумма сделки по итогам переходного периода должна составить 20,7 млрд рублей без НДС. По окончании переходного периода последуют дополнительные платежи в результате покупки Кузбассэнерго некоторых запасов Рефтинской ГРЭС: угля, мазута, химических реагентов и запчастей. Сделка также предусматривает дополнительные платежи до 3 млрд рублей в течение пяти лет после ее закрытия при выполнении определенных условий. Рефтинская ГРЭС вырабатывает 40% общего объема электроэнергии, потребляемой Свердловской областью, кроме того, снабжает промышленные районы Пермского края, Тюменской и Челябинской областей.
В портфеле российского дивизиона Enel остались три газовые ГРЭС — Конаковская, Невинномысская и Среднеуральская. Компания не намерена от них избавляться и сохраняет планы по их модернизации, заявил глава Enel Франческо Стараче.
Ноябрь
редитор Utair Сбербанк согласовал план реструктуризации задолженности авиакомпании. Долг перевозчика перед банком составляет 17,4 млрд рублей. «У нас нет никаких намерений банкротства», — отмечал в отношении Utair президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф. После этого заявления акции Utair выросли в цене более чем на 12%.
Казалось, авиакомпания смогла избежать банкротства и сохранит свои активы. Но позже МТС-Банк подал иск в Арбитражный суд ХМАО-Югры о признании банкротом крупнейшего актива перевозчика — «Ютэйр — Вертолетные услуги» (ЮтВУ). 100% акций ЮтВУ заложено по двум синдицированным кредитам на 39,1 млрд рублей, которые авиакомпания получила еще в 2015 году от 11 банков (Сбербанка, «России», «Траста», «Руси», Уралсиба, Юникредита, МТС-Банка, Сургутнефтегазбанка, Московского кредитного, НИКО- и Связь-банков).
Декабрь
а Свердловской железной дороге на направлениях Пермь — Екатеринбург и Тюмень — Екатеринбург начали курсировать скорые пассажирские электропоезда ЭС1 «Ласточка» (с местами для сидения) в стандартном пятивагонном исполнении (перевозчик — Уральский филиал Федеральной пассажирской компании). До недавнего времени такие инновационные составы курсировали на СвЖД только в пригородном сообщении. Рейсы «Ласточек» между Пермью, Тюменью и Екатеринбургом будут выполняться каждый день, а уже в следующем году их станет больше: и утром, и вечером. «С учетом географической близости столиц регионов, ведется работа по объединению межрегиональными маршрутами семи городов: Екатеринбурга, Перми, Тюмени, Челябинска, Кургана, Омска, Ижевска. Рассматривается возможность организации курсирования межрегиональных пассажирских поездов Екатеринбург — Казань», — сообщил в интервью «Э-У» начальник СвЖД Иван Колесников.
Добавим, что СвЖД совместно со Свердловской областью готовит программу строительства высоких платформ на направлениях курсирования «Ласточек». А на станции Екатеринбург-Пассажирский предполагается разместить комплекс депо, где будет выполняться весь цикл технического обслуживания инновационных электропоездов.