Фискальная атака на карман

Ирина Перечнева
10 февраля 2020, 00:00

Налоговые органы начинают тотальный контроль за «серыми» доходами граждан. Как это будет и к чему приведет, рассказывает старший партнер аудиторско-консалтинговой группы «Авуар» Алексей Овакимян

Аудитор с 18-летним стажем Алексей Овакимян: «В 2020 году станет понятно, как эффективность налоговой системы повлияет не только на бизнес и карман граждан, но и на политическую стабильность в стране»
Читайте Monocle.ru в

Потери бюджетной системы из-за неформальной занятости составляют около 3 трлн рублей ежегодно, подсчитали в конце прошлого года экономисты рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР) на основе сравнения данных ФНС и Росстата. В медиапространстве бурно обсуждаются возможные методы борьбы государства за вывод «серых» доходов из тени. Что стоит за этой дискуссией, к чему надо готовиться и чего опасаться, мы обсуждаем со старшим партнером аудиторско-консалтинговой группы «Авуар», основателем сервиса управления финансами бизнеса Genplace Алексеем Овакимяном.

Автоматическое вскрытие

— Алексей Дмитриевич, активизация выведения из тени доходов граждан связана с назначением председателем правительства экс-главы ФНС Михаила Мишустина?

— Для нас эта тема не является новостью. Руководство ФНС еще в прошлом году поднимало вопрос о расхождении данных по доходам и расходам россиян и необходимости переломить ситуацию, при которой существенная часть доходов граждан находится в «серой» зоне. На 2020 год эта задача налоговых органов в любом случае стала бы приоритетной.

— Налоговые органы не первый раз пытаются выстроить контроль за расходами граждан. Насколько это возможно и эффективно технически?

— В последние годы российские налоговые органы существенно подняли уровень автоматизации. В 2015 году была внедрена автоматизированная система контроля (АСК) за возмещением НДС из бюджета. Благодаря этому удалось увеличить объемы выявления скрытых от налогообложения доходов организаций. По данным ведомственной статистики, 99,4% налоговой базы по НДС контролируется налоговыми органами. Доля сомнительных операций по налогу на добавленную стоимость с 8% в 2016 году снизилась до 0,6% в первом полугодии 2019 года, а количество организаций с признаками фиктивности за это время сократилось с 1,6 миллиона до 120,6 тысячи. Благодаря внедрению АСК НДС и других ИТ-решений, таких как АИС «Налог», ЕГАИС, онлайн-кассы, собираемость налогов резко выросла: доходы от НДС в консолидированном бюджете поднялись с 724, 3 млрд рублей в первом квартале 2011 года до 5192,2 млрд рублей в четвертом квартале 2019 года. Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ в целом удвоились за девять лет: с 9,1 трлн рублей за 10 месяцев 2011 года до 18,6 трлн рублей за 10 месяцев 2019 года.

Правда, мы видим и негативный эффект: количество юридических лиц за пять последних лет работы этих сервисов в России сократилось на 23%, а количество ликвидаций юрлиц выросло в два раза. 

По всем фронтам

— На чем базируется модель контроля доходов и расходов граждан?

— У ФНС выстроена ИТ-инфраструк­тура, позволяющая собирать и обрабатывать информацию о доходах граждан из нескольких источников: от банков и финансовых организаций, в том числе иностранных, от органов по регистрации сделок с недвижимостью и транспортом, в том числе иностранных, от таможенных органов, организаций торговли, транспорта, услуг и общепита через операторов фискальных данных.

Атака на скрытые от налогообложения доходы граждан будет производиться по двум фронтам. ФНС будут выявлять применение налоговых льгот работодателем для уменьшения налогов и страховых взносов с фонда оплаты труда. В ходе проверок налоговые органы будут искать факты замены трудовых отношений в организациях на гражданско-правовые (договор подряда) с применением налоговых льгот (спецрежимы налогообложения, производственные кооперативы и прочее). После выявления таких случаев будут доначислять налоги работодателю.

Параллельно начнется отслеживание «теневых» доходов граждан, с которых не были уплачены налоги. В рамках этой части атаки возникает новый массовый субъект ответственности — физическое лицо. Острота проблемы в том, что в соответствии с ГК РФ деятельность физлица, направленная на систематическое получение доходов, считается предпринимательской. Для этого достаточно два раза и более получить доход от аренды квартиры, оказания любых услуг или продажи любого имущества.

Особенно я бы обратил внимание на рекламу в социальных сетях. В глазах налоговиков она подтверждает предпринимательский характер получения дохода.

— Чем грозит новая политика ФНС для граждан?

— Судебная практика сложилась таким образом, что физлицо, признанное налоговым органом предпринимателем (независимо от наличия регистрации в качестве ИП), обязано платить в бюджет не только 13% НДФЛ, но и 20% НДС. Кроме того, в УК РФ есть статья 171 «Незаконная предпринимательская деятельность», предусматривающая лишение свободы на срок до пяти лет.

Собираемость НДС с 2010 года выросла в 2,4 раза  025_expert_ural_07.jpg
Собираемость НДС с 2010 года выросла в 2,4 раза

По нашим наблюдениям, такой масштабной фискальной атаки на доходы населения государство не совершало с начала 1990-х. Проверка доходов проводится за три предшествующих года. То есть предъявленная сумма налога будет в три раза выше годового налога, с пенями и штрафом до 40% от налога. При этом к НДФЛ добавляется еще и совершенно несправедливая в бытовом понимании сумма НДС. А вишенка на торте — уголовная ответственность.

И быстро решить проблему текущим периодом, например, сейчас зарегистрироваться в качестве ИП, не получится, так как это не освобождает от ответственности за предыдущие периоды, то есть 2017 — 2019 годы.

— По вашему мнению, какова будет реакция общества на эти новации?

— Привлечение к ответственности работодателя, даже при условии ликвидации рабочих мест, воспринимается населением вполне благосклонно: работодатель — капиталист, и должен отвечать за свои грехи. А вот посягательство государства на доходы конкретного гражданина — это уже личное. Я думаю, эти новации подорвут доверие к власти и ее экономическому курсу. Нелогично и начало атаки с точки зрения экономической целесообразности: Россия имеет рекордный размер профицита федерального бюджета — 2 трлн рублей, а реальные доходы граждан не растут с 2014 года. Так что в 2020 году станет понятно, как эффективность налоговой системы повлияет не только на бизнес и карман граждан, но и на политическую стабильность в стране.