4 февраля в международном центре искусств «ГлавныйПроспект» в Екатеринбурге прошел вернисаж Розма-ри Трокель, одной из самых ярких фигур на современ-ной арт-сцене Германии и коммерчески успешных ху-дожниц в мире.
Трокель вышла на арт-сцену в 1980-х, когда главенствующее по-ложение на ней занимали мужчины, прославилась крупноформат-ными «картинами-комментариями» из шерсти (одна из них — нафото), изготовленными при помощи вязальной машины.
Поднимая «низкое» дамское рукоделие в разряд «высокого» ис-кусства, Розмари выводит пародии на штампы сознания совре-менников о гендерных влияниях на уровень критики большихстилистических образований — поп-арта и нео-гео. В 2012 годуее вязаная картина «Сделано в Западной Германии» была прода-на на ярмарке Art Basel за 1 млн долларов. Через два года вяза-ная работа «Без названия» достигла на аукционе Sotheby’s поч-ти 5 млн долларов.
Одна из программных работ, представленных на выставке, —«Рисовальная машина». Трокель доводит до абсурда стереотип освязи женского искусства с тихими ремесленными занятиями илимашинным трудом: конструкция, напоминающая ткацкий станок,приводит в движение 56 кисточек из прядей волос художников-мужчин. Рисунки этой машины также можно увидеть в экспозиции.
Критический запал и серьезный интеллектуальный посыл соче-таются у Розмари с иронией и самоиронией. Одну из ранних работона назвала «Я всегда хотела хоть как-то выделиться». Надо при-знать, ей это удалось.
Соорганизаторами выставки выступили Институт связейс зарубежными странами (IFA), Гёте-Институт в Москве иГенеральное консульство Германии в Екатеринбурге. Экспози-ция открыта до 22 марта 2020 года.