Отставить связи

Илья Бахарев
30 марта 2020, 00:00

Страна относительно хорошо обеспечена инфраструктурой связи. Теперь телекоммуникационные компании концентрируются на разработке полноценных ИТ-решений для корпоративного бизнеса

Ростелеком создал геоинформационную систему на базе собственной картографической платформы РусГИС для администрации Сарапульского района Удмуртии. Теперь муниципальные службы могут выявлять объекты недвижимости, не поставленные на кадастровый учет, и включать их в налоговый оборот. Пилотный проект запустили в конце прошлого года. При помощи космических снимков геоинформационная система за два месяца выявила в районе более 30 тыс. земельных участков и около 4 тыс. объектов капитального строительства, не учтенных в налоговых органах. За время работы сервис также обнаружил заброшенные сельхозугодья, места вырубки лесов, незаконные карьеры и свалки. Платформа РусГИС — программный комплекс, состоящий из картографической базы данных с возможностью интеллектуальной аналитики. Система интегрирована с системами Росреестра, ФИАС, ФНС, БТИ, Яндекс-картами, способна обеспечить пользователю криптографическое шифрование данных и защиту от несанкционированного доступа.

— Мы разработали систему, которая анализирует выбранную территорию по заданным параметрам, показывает результат на карте, выводит статистику и сохраняет информацию для дальнейшей работы. Пользоваться ею удобно и просто. Управлять сервисом можно не только на персональном компьютере, но и с мобильного приложения, которое поддерживается операционными системами iOS и Android, — комментирует директор филиала Ростелекома в Удмуртии Сергей Тульчинский.

Новая волна

Сегодня телекоммуникационные компании перестаёт кормить основной бизнес. Страна в принципе обеспечена инфраструктурой связи, поэтому даже по программе устранения цифрового неравенства не будет привлечено достаточное количество новых абонентов, чтобы гарантировать рост. В связи с этим телеком-операторы ищут новые бизнес-модели, вкладывают средства и человеческий капитал в развитие высокомаржинальных технологичных продуктов. Необходимой точкой роста становится переход к полноценным ИТ-решениям: развитию облачных сервисов, построению нейросетей, системной интеграции.

Например, в наборе современных ИТ-решений для бизнеса того же Ростелекома есть услуга «Wi-Fi-радар»: роутер собирает метки (МАС-адреса) со всех устройств с включенным Wi-Fi в радиусе до 50 метров.

Используя эту базу, клиент настраивает рекламу в сети, уведомления об акциях и спецпредложениях, подбирает аудиторию для мероприятий. Стационарная версия радара устойчива к перепадам температур и может работать как в помещении, так и на улице. Устройство позволяет собирать информацию в любом месте, где есть мобильная связь.

Продуктом «Ростелеком Ключ» могут воспользоваться как управляющие компании, так и жильцы многоквартирных домов. Решение позволяет удаленно, через смартфон, управлять домофоном или шлагбаумом, автоматически отправлять в управляющую компанию показания счетчиков, просматривать онлайн-трансляции с камер видеонаблюдения.

Последние пять-семь лет активно развивается рынок облаков, но сейчас операторы связи наблюдают новую волну спроса — к ним начинают приходить клиенты, использующие фиксированную связь, которым проще работать с единым провайдером телеком- и ИТ-услуг, чтобы обеспечить непрерывность своего бизнеса.

— На сегодняшний день самые популярные сценарии — перенос инфраструктуры для части сервисов: бэкапов, критичных disaster recovery. При аварии на текущей площадке клиент может за пять-семь минут быстро восстановиться у нас в облаке и продолжить работу, — пояснили в пресс-службе «Билайна». — В перспективе 5 — 10 лет на российском рынке облачных технологий можно ждать увеличения конкуренции и развития прикладных сервисов. У рынка есть спрос на альтернативные решения, развивается OpenSource для некритичных задач, например, для тестирования и разработки ПО — это ощутимо уменьшает их стоимость. Тренд на ближайшие несколько лет со стороны заказчиков — гибридный принцип, когда используются облака от двух разных поставщиков для страхования рисков. Кроме того, будут набирать популярность готовые сервисы под ключ и законченные решения с возможностью интеграции разных архитектур.

МТС обеспечил системами учета потребления основных энергоресурсов комбинат «Электрохимприбор» (ведущее предприятие ядерно-оружейного комплекса госкорпорации Росатом) в Лесном Свердловской области. На 13 объектах административного, бытового и коммунального назначения предприятия размещено оборудование, позволяющее в режиме реального времени контролировать расход основных ресурсов, дистанционно собирать и систематизировать эти данные и сигнализировать о возникновении нештатных ситуаций. Показания датчиков передаются с помощью мобильной сети и аккумулируются в облачном хранилище. Как сообщает пресс-служба МТС, сервис «Телеучет данных» создан для решения различных административных и технических задач. Он позволяет исключить человеческий фактор во время сбора данных, поскольку приборы учета ресурсов порой устанавливаются в местах, куда доступ людей затруднен — в подвалах, на чердаках, в коммунальных колодцах.

— Оптимизация процесса контроля параметров потребления энергоресурсов на «Электрохимприборе» направлена на цели промышленной безопасности, сокращения издержек, охраны труда и экологии, — пояснил директор филиала МТС в Свердловской области Андрей Елизаров. — Специалисты комбината теперь получают онлайн показания счетчиков воды и тепла, которые ранее собирались и анализировались вручную. Установленные коннекторы имеют промышленное исполнение и способны работать практически при любой температуре и годами не требуют вмешательства человека. А облачные технологии могут производить точный расчет потребления ресурсов за любой выбранный период.

В марте объявлено о запуске в коммерческую эксплуатацию платформы «МегаФон Облако», рассчитанной на использование крупными коммерческими компаниями и государственными заказчиками. Собственная облачная платформа Мега­Фона реализована на базе двух дата-центров в Москве, сертифицированных по стандарту Tier III Operational Sustainability, который гарантирует надежность, технологичность и безопасность. В зависимости от потребностей клиентов облачная платформа обеспечивает размещение высоконагруженных систем, доступность, бесперебойную работу приложений и сервисов, хранение, защищенность и сохранность данных, предоставляет размещение в отказоустойчивом кластере. Георезервирование между двумя ЦОД гарантирует высокую отказоустойчивость платформы «МегаФон Облако», а также позволяет реализовывать различные сценарии обеспечения бесперебойной работы ИТ-систем заказчиков.

— Многофункциональная облачная платформа МегаФона создана на базе решений ведущих мировых вендоров и позволяет реализовать задачи не только крупного бизнеса, но и заказчиков из госсектора, благодаря использованию импортозамещенного оборудования и ПО, — сообщили в пресс-службе МегаФона. — Платформа аттестована по требованиям информационной безопасности в соответствии с ФЗ-152 о персональных данных по наиболее высокому уровню УЗ-1 и требованиям по информационной безопасности, предъявляемых к государственным информационным системам, по наиболее высокому уровню К1. Это дает возможность размещать на платформе информационные системы как государственных структур федерального масштаба, так и коммерческих компаний, обрабатывающих персональные данные, включая медицинскую информацию и банковские сведения.

Снижаем рекламный шум

Что касается использования больших данных, то «Билайн» уже применяет Big Data во всех ключевых проектах, используя, в частности, геоаналитику при планировании строительства новых базовых станции по всей стране. Анализ агрегированных обезличенных данных помогает выбирать правильное расположение магазинов «Билайн» при трансформации розницы. Также на основе Big Data формируется более детальный портрет покупателя, что значительно повышает эффективность маркетинговой кампании. Информация используется и для собственных рекламных кампаний «Билайна».

В настоящее время применение искусственного интеллекта быстрее всего окупается в построении маркетинговых кампаний. По экспертной оценке, благодаря интеграции нейросетей можно увеличить эффективность инвестиций в рекламу вплоть до 25%.

— Как один из крупнейших операторов России, мы располагаем большим объемом агрегированных данных. Они помогают строить эффективные модели продвижения на всех возможных платформах коммуникации в сети, — сообщили в пресс-службе «Билайна». — При этом массив данных позволяет настроить очень точную кастомизацию под каждого конкретного пользователя. Например, наша нейросеть умеет находить и сегментировать аудитории, соотносить поисковые запросы с геоданными, создавать креативные сообщения и применять сквозную аналитику. Таким образом, мы предлагаем продукт с высоким уровнем эффективности в плане таргетинга и релевантности сообщений для конечного пользователя. Правильное сообщение под аудиторию не просто повышает конверсию инвестиций в рекламу. Так сокращаются объем рекламного шума, неактуальные сообщения. С применением ИИ можно использовать точечные сообщения и избавиться от раздражающих всплывающих сообщений.

Эксперты рынка отмечают существенный рост спроса именно в сфере корпоративного бизнеса. Телеком-операторы помогают другим компаниям вести бизнес «по-умному», используя технологические решения, опираясь на большие данные и прогнозы, выстроенные искусственным интеллектом, с использованием новейших CRM-систем, с бэкапом всех критически важных систем в облаке. Операторы становятся провайдерами технологических решений по принципу «одного окна», с общим биллингом, но разнообразными продуктами. Прогнозируется, что в ближайшее десятилетие операторы также будут зарабатывать на развитии в стране интернета вещей, рост рынка которого ожидается 15% в год.