Гарантийный случай

Сергей Селянин
руководитель проектов Аналитического центра «Эксперт-Урал»
25 мая 2020, 00:00

Банковские гарантии позволяют бизнесу поддерживать деятельность за счет участия в госзакупках даже в условиях жестких ограничений

Читайте Monocle.ru в

В условиях жестких ограничений во время пандемии значимость прогрессивных финансовых технологий и инструментов только растет. Один из ярких примеров — банковская гарантия, необходимая при исполнении норм налогового и таможенного кодексов, а также в ходе реализации коммерческих сделок. Состояние рынка банковских гарантий и изменение практики обращения с этим инструментом «Эксперт-Урал» обсудил с участниками рынка и специалистами за круглым столом в онлайн-формате.

Продукт становится дешевле

Согласно списку Минфина, на начало марта 2020 года право предоставлять гарантии в рамках исполнения 44 или 223 ФЗ имели 185 финансовых организаций.

По расчетам АЦ «Эксперт», объем выданных банками гарантий (переоценка валюты исключена) увеличился за 2019 год на 4%: рублевых — вырос на 10%, валютных — сократился на 6%. (Самые существенные изменения произошли за счет ВЭБ: объем гарантий он сократил за год на 50%. Без него объем выданных гарантий вырос на 15%. Долю ВЭБ заместили ВТБ, Газпромбанк, Сбербанк, но в данном случае речь прежде всего идет о валютных гарантиях, а их доля в портфеле ВЭБ на начало 2019 года доходила до 90%.)

Темпы роста гарантий, выданных в рублях, не меняются (в 2018-м прирост составил 10%, в 2017-м — 12%). Доходы по гарантиям, напротив, последние два года сокращаются. Таким образом, продукт становится дешевле. На Сбербанк и госбанки приходится 62% рублевых гарантий, за год доля этих групп банков уменьшилась на 1%. (см. «Рейтинг банков на рынке гарантий по итогам 2019 года»)

Одна из основных сфер применения банковских гарантий — внешнеэкономические сделки: 

— В таких контрактах предоплата является распространенным условием договоров при поставках, особенно если поставляется сложное оборудование, — рассказывает директор сети офисов Райффайзенбанка в Екатеринбурге Ольга Маутер. — В текущих условиях волатильности валютного курса, возможных ограничений и задержки исполнения заказов из-за коронавируса гарантия является необходимым элементом исполнения сделки.

На внутреннем рынке банковские гарантии получили широкое распространение в рамках функционирования системы государственных контрактов. Основанием для их применения служат два федеральных закона: 44-й (регулирует госзакупки) и 223-й (регламентирует закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства).

Госконтракт как шанс

В последние годы субъекты МСП рассматривают поставку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд как один из способов роста. Государственный контракт — это хорошая возможность увеличить обороты компании и прибыль, соглашается директор по рыночной аналитике ресурса podelu.ru Лилия Федулина.

Об этом же говорят и отдельные замеры динамики госзакупок. По словам CEO онлайн-сервиса Zalogoff.com Сергея Земелькина, объем госзакупок в 2019 году вырос на 15%.

Однако работа в качестве поставщика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд требует от предпринимателей немалых затрат, а процедуры здесь жестко регламентированы, отмечает Лилия Федулина. По действующим правилам, победитель конкурсов и тендеров обязан предоставить обеспечение контракта в виде денежных средств или банковской гарантии. Поскольку компаниям невыгодно отвлекать средства из оборота, они отдают предпочтение гарантиям.

— Пользоваться банковскими гарантиями при участии в тендерах существенно выгоднее, чем вкладывать личный капитал в качестве обеспечения выполнения заказа. Однако прежде чем предоставить клиенту гарантии, кредитно-финансовые учреждения проводят оценку бизнеса, — добавляет вице-президент QBF Владимир Масленников. — Для банка важно, чтобы компания, которая хочет оформить гарантию по 44-му или 223-му ФЗ, работала исключительно в своем секторе, имела необходимые для выполнения заказа обороты. Одобрение заявок могут получить преимущественно те предприниматели, у которых не было периодов убытков и нет задолженности по оформленным прежде долговым обязательствам.

Пандемия и вынужденное ограничение деловой активности вносят свои коррективы в функционирование всех инструментов, и сегмент банковских гарантий не исключение.

— Одним из существенных направлений деятельности сейчас стало исполнение конт­рактов, связанных с предотвращением разрастания эпидемии, — отмечает управляющий партнер юридической компании «Энсо» Алексей Головченко. — Поэтому вырос объем закупок индивидуальных защитных и дезинфицирующих средств, оборудования, оснащения лечебных учреждений. При исполнении контрактов главным фактором выступает скорость.

— В условиях изменившейся экономической обстановки в стране большинство компаний стали пользоваться обеспечительными средствами в виде банковских гарантий для участия в государственных торгах, — говорит эксперт компании ServiceHub Алексей Мишуков. — Анализ данных нашей финансовой платформы Goodfin показал, что рынок госзаказа в 2020 году сильно нарастил объемы как по количеству проводимых процедур, так и по сумме заявок на получение обеспечения. Например, показатели марта всегда были выше январских примерно на 10%, в этом же году они увеличились на 60% к марту прошлого года, банковских гарантий было выдано на платформе на общую сумму 5,3 млрд рублей.

Партнеры по гарантии

Банковская индустрия смогла ответить на запрос благодаря тому, что гарантии давно вошли в разряд высокотехнологичных продуктов. Сначала банки построили онлайн-системы для обработки заявок и скоринг-модели оценки клиента, затем — модели дистанционного оформления гарантии. Таким образом они смогли избавить предпринимателя от необходимости собирать большое количество бумажных документов и ездить в офис, что оказалось особенно актуально в условиях пандемии. По словам Сергея Земелькина, сегодня срок оформления и рассмотрения онлайн-заявок варьируется от часа до одного банковского дня. Внедрение технологий позволяет банку снизить операционные расходы, а сокращение себестоимости приводит к удешевлению продукта для клиентов.

Взаимовыгодное сотрудничество во многом зависит от правильного выбора партнера. Ведущий преподаватель Московской школы бизнеса МИРБИС Владимир Григорьев рассказывает, как банк и предприниматель оценивают друг друга:

 — Для банка ключевыми показателями являются финансовое положение, соответствие размера контракта возможностям компании и наличие опыта в исполнении аналогичных контрактов, то есть контрактная база. При хорошем или хотя бы удовлетворительном состоянии этих показателей шансы на получение гарантии весьма велики. Поэтому предпринимателям важно заранее планировать финансовое обеспечение всего контрактного цикла. Если для исполнения контракта понадобится не только гарантия, но и кредит, нужно с самого начала иметь дело с банком, который может предоставить и то, и другое. В ситуации пандемии особенно важно работать с надежным партнером. Конечно, у более крупных банков более жесткие критерии отбора клиентов, но и надежность у них выше. Неприятно оказаться в ситуации, когда гарантия банка, с которым вы работаете, перестала иметь ценность. Уже очевидно, что экономические проблемы, вызванные пандемией коронавируса, приведут к росту просрочки по части кредитов и ухудшению положения отдельных банков. Разумеется, крупные и крупнейшие банки переживут это легче. В то же время у банков средних, как правило, и критерии мягче, и процесс выдачи быстрее и менее формализован. Выбор банка — это всегда риск, который каждый предприниматель оценивает сам. Но нужно делать это осознанно, взвесив все «за» и «против».

Рейтинг банков по сумме выданных гарантий на 01.01.2020 026_expert_ural_22-1.jpg
Рейтинг банков по сумме выданных гарантий на 01.01.2020

Рынок гарантий, безусловно, изменится. С одной стороны — для банков. Пробиться в пул банков, обслуживающих гарантии по гос­контрактам и госзакупкам, непросто. К ним предъявляются определенные требования, и они постоянно ужесточаются. Так, со 2 августа 2019 года такие участники рынка должны иметь собственный капитал, рассчитанный по методике Банка России, не ниже 300 млн рублей, а также кредитный рейтинг не ниже уровня B(RU) по классификации АКРА или не ниже уровня RuB по рейтинговой шкале «Эксперт-РА». С 2021 года минимально допустимое значение должно быть соответственно минимум «В+(RU)» и «RuB+».

С клиентской стороны — перемены внесет пандемия. По мнению Владимира Григорьева, условия ужесточатся. У бизнеса появились проблемы, значит, получить гарантию станет сложнее. Но если компания сохранит устойчивость, то уже банки будут за нее конкурировать: надежный клиент всегда ценится, особенно в кризис.