Пробьет ли коронакризис бетонную стену

Павел Кобер
24 августа 2020, 00:00

Уральские инвесторы идут на риск, но от проектов производства строительных материалов не отказываются

Читайте Monocle.ru в

В августе на площадке «Екате­рин­бург-Экспо» начались работы по устройству фундамента первого объекта Универсиады-2023. Им станет трехсекционное общежитие, рассчитанное на проживание около 1700 спортсменов. Всего планируется построить пять таких зданий, которые должны быть введены в эксплуатацию уже в 2022 году. В каждом предусмотрены, помимо комфортных жилых зон, офисы глав делегаций с рабочими кабинетами, медицинские кабинеты, а также и ледогенераторные (лед может пригодиться в случае травм у спорт­сменов). После проведения Универсиады общежития передадут УрФУ, в них будут жить студенты вуза. Генподрядчиком строительства объектов Универсиады в соответствии с распоряжением правительства РФ является «Синара-Девелопмент».

— Перед нами поставлена сложная задача: построить порядка 240 тыс. кв. мет­ров в достаточно сжатые сроки. Для этих целей потребуется произвести порядка 160 тыс. кубометров железобетонных изделий, — цитирует корпоративная пресс-служба генерального директора «ЛСР. Недвижимость — Урал» Владимира Крицкого. — Но мы уверены, что справимся с миссией. Универсиада должна стать знаковым событием в истории Екатеринбурга, и мы приложим все усилия, чтобы обеспечить комфортное проживание всех участников студенческих игр.

Производители стройматериалов рассчитывают, что строительство объектов Универсиады-2023, на подготовку к которой планируется потратить 58,5 млрд рублей, станет одним из драйверов развития отрасли

Со своей стороны, производители стройматериалов рассчитывают, что строительство в столице Урала масштабных объектов Универсиады-2023, на подготовку к которой планируется потратить 58,5 млрд рублей, не только загрузит мощности собственного производственного актива «ЛСР. Строительство — Урал» (завод по выпуску комплектов железобетонных изделий в Екатеринбурге), но и станет одним из драйверов развития отрасли в регионе.

Еще более важный драйвер для производителей стройматериалов — жилищное строительство, которое в период коронакризиса демонстрирует разнонаправленную динамику. Так, в Свердловской и Тюменской (с автономными округами) областях объем сданного жилья в первом полугодии 2020 года сократился по сравнению с тем же периодом прошлого года соответственно на 5% и 24,9%. Другие соседи по региону, напротив, показали рост: Челябинская область прибавила 12,6%, Пермский край — 12,3%, Башкирия — 3,8%.

В Екатеринбурге сегодня реализуется несколько проектов комплексного освоения территорий: в микрорайонах Академический и Солнечный, Новокольцовский и Изумрудный бор. Для софинансирования строительства детских садов, школ и улиц в Солнечном и Академическом Минстрой Свердловской области ежегодно привлекает около 2 млрд рублей федеральных средств. В июле этого года советом по улучшению инвестклимата при губернаторе одобрен новый проект комплексного освоения территории «Исток» в Октябрьском районе Екатеринбурга. Проект, рассчитанный на застройку более 4 тыс. гектаров, будет реализовываться совместно компанией «Принцип» и Корпорацией развития Среднего Урала. Всего до 2040 года здесь планируется построить 4 млн кв. метров жилья (в многоэтажных и коттеджных кварталах будет проживать около 150 тыс. человек) и более 2 млн кв. мет­ров индустриальной и логистической недвижимости. Новый микрорайон предполагает также развитие дорожной и транспортной инфраструктуры. Уже сегодня ведется проектирование улиц, дорог, которые будут сопряжены с основными транспортными магистралями, такими как Тюменский тракт и Екатеринбургская кольцевая автодорога. Общий объем инвестиций в проект оценивается более чем в 250 млрд рублей.

В рамках нацпроекта строителям Свердловской области необходимо к концу 2024 года ежегодно вводить более 3 млн кв. метров жилья (для сравнения, по итогам 2019 года сдано менее 2,4 млн квадратов). Но будущее проектов жилищного строительства на перспективу 2021 — 2022 годов остается туманным. На это пока не может повлиять даже правительственная программа льготной ипотеки до 6,5%: она введена как антикризисная мера и действует только до 1 ноября 2020 года, вопрос о ее продлении не решен.

Зацементированные намерения

Уже в марте этого года эксперты прогнозировали в ближайшей перспективе спад спроса на кирпич, бетонные и железобетонные блоки, но сохранение спроса на отделочные материалы (см. «На финише — отделка», «Э-У» № 14 от 30.03.2020). Так оно и происходит. К примеру, погрузка цемента на Свердловской железной дороге за январь — июль 2020 года в сравнении с тем же периодом прошлого года упала на 15,3% до 1,66 млн тонн, в то время как погрузка других строительных грузов, напротив, выросла на 8,7% до 14,2 млн тонн. Аналогичная ситуация за семь месяцев складывается и на Южно-Уральской железной дороге: здесь погрузка цемента сократилась на 8,1%, других строительных грузов — прибавила 7,8%.

В целом на российском рынке цемента производство в июне 2020 года уменьшилось к июню прошлого года на 8,7%, отгрузки — на 8,4%. За семь месяцев 2020 года в сравнении с тем же периодом прошлого года по стране отмечено снижение железнодорожной отгрузки цемента на 9,2%, железобетонных изделий и конструкций — на 10,7%, гипсового камня — на 8,1%, стекла — на 2,3%, гипса — на 4%, извести — на 2,5%.

Между тем эти обстоятельства не останавливают Атомстройкомплекс от инвестиций (порядка 4 млрд рублей) в строительство в Сысертском районе Свердловской области цементного завода «АСК Цемент», где будет организован полный цикл производства серого и белого цемента — от помола сырья до отгрузки готовой продукции. Здесь уже завершены общестроительные работы, смонтированы узлы и агрегаты, проведена пусконаладка оборудования. В июле на промплощадке состоялось подключение собственной электроподстанции 110/10 кВ, которая обеспечит электроснабжение нового завода. Минстрой России выдал Атомстройкомплексу разрешение на врезку в магистральный газопровод «Бухара — Урал» со строительством отвода для газоснабжения завода. Начало выпуска продукции «АСК Цемент» ожидается осенью этого года.

Коронакризис не остановил и других уральских инвесторов. Так, в августе этого года на территории опережающего социально-экономического развития «Новотроицк» в Оренбургской области осуществлен пуск Новотроицкого содового завода. Предприятие рассчитано на выпуск свыше 150 тыс. тонн сухих строительных смесей, 100 тыс. тонн строительной извести и 100 тыс. тонн кальцинированной соды в год. Общий объем инвестиций в проект составляет свыше 3 млрд руб­лей, целевой заем в миллиард рублей на строительство завода выделил Фонд развития моногородов. На все организационные, проектные и полевые работы ушло чуть больше двух лет.

В июле Минпромэнерго Башкортостана сообщило о планах компании «Изостер» открыть в Стерлитамаке производство безопасного закаленного стекла. «Для этого на площадке действующего производства стеклопакетов планируют открыть дополнительные цеха с современным зарубежным оборудованием. Благодаря новому комплексу в Башкортостане появится продукция собственного производства», — отмечается в сообщении. Общий объем вложений в проект оценивается в 108 млн рублей. Ожидается, что правительство республики окажет проекту господдержку в виде компенсации курсовой разницы при закупке оборудования.

В Озерске Челябинской области на ПО «Маяк» (предприятие госкорпорации «Рос­атом») в июле 2020 года начали строить бетонный завод — провели заливку основных фундаментов. На предприятии рассчитывают, что ввод завода в эксплуатацию позволит не только стабильно выполнять все производственные программы «Маяка», но и не зависеть от качества, сроков и объемов производителей и поставщиков бетона. В качестве оптимального варианта выбран стационарный бетонный завод ELKOMIX 60 турецкого производства, который может работать круглосуточно и выдавать до 50 кубометров бетона в час различных марок. Все производственные процессы комплекса будут автоматизированы со штатом персонала всего из трех человек. Первую партию товарной продукции завод должен выдать уже в конце 2020 года. Причем бизнес-план «Маяка» по производству бетона не ограничивается выпуском основного продукта. На площадке завода планируется создать участок по производству железобетонных изделий — колец, бордюров и другой необходимой продукции для предприятия, а также и для внешних заказчиков.

Для производителей стройматериалов наступили нелегкие времена, но инвесторы, похоже, рассчитывают на скорое возвращение к докризисному уровню спроса.