На танке не прорваться

Павел Кобер
14 сентября 2020, 00:00

Преодолеть кризис уральским машиностроителям поможет не столько гособоронзаказ, сколько освоение перспективных видов гражданской продукции

Читайте Monocle.ru в

Если верить данным Росстата, уральское машиностроение пока успешно справляется с коронакризисом. Из десяти субъектов РФ Урала и Западной Сибири за январь — июль 2020 года в сравнении с тем же периодом прошлого года только в Оренбургской области отмечено снижение индекса производства машин и оборудования — минус 1,2%. В Удмуртии этот показатель вырос в 1,6 раза, в Тюменской области (с автономными округами) — на 32,1%, в Челябинской и Свердловской областях — на 24,9% и 17,8% соответственно.

Одно из объяснений феномена в том, что машиностроение, пожалуй, — самая консервативная отрасль промышленности. Сегодня на машзаводах выполняют контракты, заключенные в прошлые годы. Как правило, такие контракты предусматривают разработку и выпуск средств производства, предназначенных для реализации крупных инвестиционных проектов, намеченных задолго до пандемии и экономического спада. Поэтому о том, как коронакризис повлиял на машиностроителей, можно будет судить по объемам контрактов, заключенных в 2020 году.

Другая важная причина — высокая степень вовлеченности уральских машзаводов в выполнение гособоронзаказа, на объемы которого коронакризис не влияет. Впрочем, сегодняшняя экономическая ситуация не отменяет и обязательства машиностроителей, наложенные государством, по конверсии и диверсификации производственной деятельности. Отчасти пандемия даже способствует этому процессу. Здесь самый яркий пример — Уральский приборостроительный завод (УПЗ, Екатеринбург, входит в КРЭТ Госкорпорации Ростех), который Минпромторг России признал одним из лидеров диверсификации деятельности организаций ОПК.

По итогам 2019 года доля гражданской продукции УПЗ достигла 68,2% от общего объема и составила более 1,53 млрд рублей. К гражданским видам продукции относятся авиационные изделия из состава интегрального бортового оборудования для МС-21, гироскопическое оборудование для гражданских самолетов и вертолетов Ил-96-300, Ка-32, Ми-8, Ми-17. Ожидается, что по итогам 2020 года доля гражданской продукции еще более возрастет: в рамках диверсификации предприятие занимается разработкой и производством медицинской техники — аппаратов искусственной вентиляции легких и УЗИ. С начала этого года выпуск, например, аппаратов ИВЛ вырос в 50 раз, до более чем 3 тыс. единиц в месяц.

На объемы производства медтехники не повлияло даже решение Росздравнадзора о приостановке с 12 мая обращения аппаратов модели «Авента-М», произведенных УПЗ с 1 апреля. Они использовались для оказания медицинской помощи пациентам в городской клинической больнице им. Спасокукоцкого в Москве и больнице Святого Георгия в Санкт-Петербурге, где 9 и 12 мая произошли пожары, в результате которых погибли семь человек. «Производство и поставка медицинской техники осуществляются согласно договорным обязательствам. Все контракты действуют, речь об их расторжении не идет, — сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе КРЭТ. — После подтверждения всех параметров заводом выдается документ, позволяющий вернуть аппарат в обращение. Планируется завершить эти работы в начале осени».

В рамках государственного контракта с Минпромторгом РФ до конца этого года УПЗ поставит свыше 5 тыс. аппаратов ИВЛ, также есть прямые контракты с регионами и экспортные контракты — в совокупности порядка 14 тыс. аппаратов.

Одним из лидеров диверсификации деятельности организаций ОПК признано и другое екатеринбургское предприятие — Машиностроительный завод имени М.И. Калинина (МЗИК), который активно завоевывает позиции в сегменте производителей подъемно-транспортной и коммунальной техники. Введенный в прошлом году в эксплуатацию комплекс по разработке и изготовлению высокотехнологичной продукции гражданского назначения позволяет предприятию в десятки раз увеличить объемы ее выпуска, а собственное производство композитных материалов — сделать внешний облик машин ярким и привлекательным.

Как рассказали в пресс-службе предприятия, на сегодняшний день гражданская техника представлена линейкой электрических погрузчиков серии МР20, электрических тележек и коммунальной вакуумной машиной МК2000. В ближайшем будущем в ассортименте появится ричтрак РТ1700 с высотой подъема груза 10,8 м, штабелер грузоподъемностью от 1,2 до 1,6 тонны с высотой подъема до 6 м, транспортировщик паллет грузоподъемностью 2 тонны, новая электрическая тележка

ЭТ-2064 с асинхронным приводом и двигателем мощностью менее 4 кВт. Также завершается создание многофункциональной коммунальной машины МК1000: ее конструкция предполагает применение различного навесного оборудования — от щеточных узлов и вил до приспособлений для дорожно-ремонтных работ и многого другого.

Интересно, что в условиях коронакризиса подметально-уборочная машина МК2000 позиционируется заводом как техника, способная не только эффективно очищать город от снега, грязи и пыли, но и проводить дезинфекцию внутри­квартальных проездов, тротуаров, парковых зон, территорий промпредприятий и жилых комплексов, что особенно важно в период пандемии COVID-19.

«С помощью специального поливомоечного оборудования МК2000 при однократной заправке способна обработать дезинфицирующим раствором площадь около 20 тыс. кв. м, а выносная насадка-пистолет позволяет проводить дезинфекцию внешних поверхностей зданий и сооружений, включая остановочные комплексы общественного транспорта», — пояснили в заводской пресс-службе.

Чтобы не убило

Не у всех уральских предприятий ОПК дела в коронакризис складываются удовлетворительно. В настоящий момент госкорпорация «Ростех» в лице «РТ-Капитал» реализует комплексную антикризисную программу в отношении группы предприятий «Мотовилихинские заводы» (МЗ, Пермь). Ростех объявил о предоставлении МЗ 1 млрд рублей в виде беспроцентного целевого займа, он будет выделен двумя траншами до конца года на исполнение обязательств по выполнению гособоронзаказа-2020, объем которого в два раза больше прошлогоднего. Проблемы у МЗ — единственного в России артиллерийского завода полного цикла — начались задолго до пандемии и никак с ней не связаны.

— «Мотовилихинские заводы» — пример того, как неумелое руководство крупным предприятием почти убило завод, но вступление в крупнейшую госкорпорацию «Ростех» дало заводу новый импульс. Исполнение ГОЗ — безусловно, очень важная история. Но и диверсификация ОПК, о которой часто говорит президент, тоже является важной составляющей успешного развития и решения накопившихся проблем. А в случае с «Мотовилихой» — это еще и успешная пром­кооперация, — выдал оценку врио губернатора Пермского края Дмитрий Махонин.

«Непростой, но обнадеживающей» назвал обстановку на Уралвагонзаводе (УВЗ, Нижний Тагил) генеральный директор концерна Александр Потапов. Предприятие специализируется на выпуске танков и железнодорожных вагонов. Если по линии гособоронзаказа и военно-технического сотрудничества УВЗ обеспечен работой в полном объеме, то в части гражданского направления производство недозагружено. Еще в прошлом году на российском рынке начала складываться проблема перепроизводства вагонов, в 2020-м произошло резкое снижение спроса на подвижной состав. На предприятии введен режим жесткой экономии.

Производители других видов гражданской продукции, напротив, показывают в этом году рост. Автозавод «Урал» (Миасс) в первом полугодии выпустил грузовиков на 8,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. А реализовано машин на 17,3% больше прошлогоднего результата. Из-за кризисной ситуации, вызванной коронавирусом, зарубежные партнеры предприятия отказались от ряда экспортных контрактов. Тем не менее автозавод продолжил диверсификацию продуктовой линейки и обновление модельного ряда с учетом требований рынка грузовой техники и мнения потребителей. На эти цели в первом полугодии направлено чуть менее 1,5 млрд рублей, оформлен льготный кредит с государственным субсидированием процентной ставки.

В частности, выполняется проект по созданию семейства тяжелых дорожных машин бескапотной компоновки полной массой 26 и 33 тонн, собран опытный образец с новым дизайном кабины, старт производства намечен на конец текущего года.

Группа компаний «УЗТМ-КартЭкс», объединяющая крупнейших производителей горной техники — Уралмашзавод (Екатеринбург) и ИЗ-КартЭкс им. П.Г. Коробкова (Колпино, Санкт-Петербург), — по итогам первого полугодия зафиксировала положительную динамику по всем ключевым финансовым показателям относительно аналогичного периода прошлого года. Выручка составила 11,9 млрд рублей, что на 16% выше января — июня прошлого года. Чистая прибыль увеличилась в 2,1 раза, достигнув 1,4 млрд рублей. По итогам 2020 года группа планирует сохранить выручку на уровне не ниже предыдущего года, реализовав 45 экскаваторов, 33 единицы дробильно-размольных установок, 11 единиц подъемно-транспортного оборудования и шахтных машин.

Нефтянка не подводит

Предприятия нефтяного и химического машиностроения в коронакризис работают относительно стабильно.

— На данный момент мы не чувствуем снижения спроса на оборудование для предприятий нефтегазового комплекса, — сообщили «Э-У» в пресс-службе Уралхиммаша (Екатеринбург). — Критериями для выбора нашего предприятия как изготовителя являются наработанная годами репутация надежного партнера, высокое качество нашей продукции, предлагаемой по оптимальной стоимости, большие технологические и логистические возможности, квалифицированный персонал, наличие соответствующих сертификатов.

Уралхиммаш предлагает предприятиям нефтегазового комплекса блочное оборудование и оборудование для нефтепереработки. Впервые блочное оборудование на заводе изготовили в 2009 году для компрессорной станции «Грязовецкая» в Вологодской области. Но тогда это были только аппараты, без обвязки. Производство оборудования именно в блочно-модульном исполнении, в комплекте с арматурными блоками, лестницами и обвязкой, на предприятии освоили в 2016 году, когда был заключен первый контракт на поставку оборудования для Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения в Якутии. После были заключены еще четыре контракта на поставку оборудования для обустройства Чаянды, плюс еще два на поставку для Заполярного НГКМ (оба месторождения разрабатываются Газпромом).

В 2014 году предприятие успешно сертифицировалось на СТО Газпром 9001-2012. В 2019 году Уралхиммаш прошел сертификационный аудит, в марте 2020 года сертификат был зарегистрирован в газпромовской системе Ингазсерт. Все это позволило предприятию попасть в реестр одобренных поставщиков оборудования Газпрома.

В настоящее время Уралхиммаш завершил отгрузку крупной партии оборудования из 11 комплектов аппаратов в блочно-модульном исполнении для Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения на полуострове Ямал (разрабатывается «Газпром нефтью»).

Сейчас в цехах Уралхиммаша идет изготовление оборудования для Ен-Яхинского НГКМ (Новый Уренгой). До конца этого года уральские машиностроители должны изготовить и отправить в адрес заказчика 13 комплектов оборудования. Общая масса поставки составляет около 700 тонн.

Не так давно был подписан контракт на изготовление и поставку блочного оборудования для обустройства первой очереди Семаковского нефтегазоконденсатного месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе. Согласно контракту, необходимо изготовить сепарационное и теплообменное оборудование, работающее под давлением, арматурные блоки и блоки установки регенерации метанола. Общая масса поставляемого оборудования превышает 1100 тонн. Отгрузка готового оборудования на промплощадку заказчика должна быть выполнена до 10 апреля 2021 года.

Кроме того, на Уралхиммаше работают над крупной партией оборудования для Омского завода смазочных материалов (Газпромнефть-СМ). Оборудование предназначено для строящегося комплекса установки гидроизодепарафинизации масел.

В общей сложности завод должен изготовить и поставить семь аппаратов, реакторов и колонн, работающих под давлением. Аппараты практически все толстостенные и крупногабаритные.

В обособленном подразделении Уралхиммаша в Глазове (Удмуртия) производят четыре аппарата для установки замедленного коксования гудронов и карбоновой и девонской нефти комплекса «Танеко» по заказу Татнефти, отгрузка готового оборудования состоится этой осенью. Также делают колонные аппараты для объекта «Комплекс по перевалке и фракционированию стабильного газового конденсата и его продуктов вторичной переработки в морском порту Усть-Луга». Аппараты будут использованы в установке гидрокрекинга. Поставить завод должен в общей сложности девять единиц колонного оборудования, изготовление идет как на екатеринбургской площадке, так и в ОП Глазова. Аппараты имеют различное материальное исполнение и будут изготавливаться из корозионностойких, низкоуглеродистых и хромомолибденовых сталей и сталей, устойчивых к среде сероводорода. Отгрузку готового оборудования предприятие планирует начать в октябре этого года и завершить к концу первого квартала 2021 года.

— Объемы изготовления оборудования для нефтепереработки на заводе не снижаются, хотя и уступают по количеству заказам на оборудование в блочно-модульном исполнении. Зато оборудование для переработки более сложное в конструктивном и технологическом плане. Сейчас мы участвуем в тендерах на изготовление аппаратов для предприятий нефтепереработки и надеемся, что наш опыт сыграет в нашу пользу, — добавили в пресс-службе Уралхиммаша.  

Коронакризис обострил застарелые проблемы отдельных машзаводов, связанные с производством машин и оборудования, не пользующихся высоким спросом. Выход из тяжелой ситуации — поиск рыночных ниш и освоение новых видов продукции. Но в машиностроении инвестиционные проекты длятся годами и весьма затратны. В этих условиях важна адресная правительственная поддержка.