Бес пробега

Павел Кобер
12 октября 2020, 00:00

Новые легковушки подорожали, а наиболее востребованные комплектации оказались в дефиците, поэтому покупатель ушел на вторичный рынок

Свердловская область оказалась единственным субъектом РФ из первой десятки, где объемы продаж легковых автомобилей с пробегом фактически сохранились на уровне прошлого года. Этот показатель, по данным аналитического агентства «Автостат», за январь — август 2020 года в годовом исчислении показал снижение лишь на 0,2%, а в целом по России — на 5,8%. Сегодня в нашей стране подержанных легковушек продается в 3,7 раза больше, чем новых.

— Причины сохраняющейся популярности автомобилей с пробегом две, — объясняет феномен редактор интернет-сервиса «Автокод Профи» Надежда Анучина. — Первая — значительный рост в этом году цен на новые автомобили, в основном из-за того, что в очередной раз обвалился рубль. Вторая — из-за коронавируса были приостановлены производства, автомобилей выпустили меньше, чем обычно. В салонах образовался дефицит новых машин наиболее востребованных комплектаций. Поэтому многие покупатели ушли на вторичный рынок.

На отечественном рынке новых легковушек снова складывается аховая ситуация. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), объемы продаж в нашей стране новых легковых и легких коммерческих автомобилей за десять месяцев 2020 года в сравнении с тем же периодом прошлого года упали на 13,9%, всего продано 1 млн 95 тыс. машин. Падение показали почти все ведущие бренды, в том числе российские Lada, ГАЗ и УАЗ. Выросли продажи только чешской Skoda, китайских Haval и Geely.

Впрочем, сентябрь дал определенные надежды на возрождение рынка: за этот месяц продажи новых авто в России увеличились на 3,4% в годовом исчислении.

Топ-10 субъектов РФ по объему рынка подержанных автомобилей 014_expert_ural_42-1.jpg
Топ-10 субъектов РФ по объему рынка подержанных автомобилей

— Сентябрь традиционно удачный месяц для автомобильного рынка. Помимо отложенного спроса и слабеющего рубля, снижение туристической активности и меры государственной поддержки привели к тому, что уже третий месяц в этом году рынок демонстрировал рост. Впервые в этом году крупнейшие игроки сумели даже показать результаты выше средних по рынку, — говорит председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель. — Мы надеемся на относительно стабильную ситуацию в четвертом квартале и отсутствие серьезных ограничений деловой активности, несмотря на ухудшение эпидемиологической ситуации. Поэтому новый прогноз Комитета автопроизводителей АЕБ более позитивен: продажа по итогам года 1,552 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, что означает снижение на 13,5% по сравнению с прошлым годом.

Другие эксперты рисуют более мрачную картину. Так, в маркетинговом отчете «Автостата» отмечается, что с учетом ажиотажного спроса в летние месяцы и последующего спада спроса осенью базовый годовой прогноз может составить 1,3 млн новых легковых автомобилей, что на 18% ниже прошлогоднего результата. По оптимистичному сценарию падение рынка может составить не более 13 — 15%, а общий объем продаж около 1,35 — 1,38 млн автомобилей. Пессимистичный вариант прогноза предполагает падение рынка на 25% и снижение объема продаж примерно до 1,2 млн машин.

Лидеры продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России 014_expert_ural_42-2.jpg
Лидеры продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России

— По моим ощущениям, в первом полугодии наш рынок легковых автомобилей в разных сегментах просел неодинаково, но каждый примерно на 20 — 25%. Во втором полугодии мы потеряем около 50% год к году, — сказал в интервью журналу BRICS основатель калининградского автопроизводителя «Автотор» Владимир Щербаков. — По году для себя мы прогнозируем падение примерно на 40%. Думаю, рынок в целом может просесть более глубоко, но очень многое зависит от действий по стимулированию продаж.

Крайне негативные прогнозы развития российского авторынка влияют на действия производителей. Так, в пресс-службе АвтоВАЗа сообщили о планах предприятия ввести неполную рабочую неделю с 1 января будущего года на срок до шести месяцев в качестве «превентивной меры для сохранения коллектива и рабочих мест в условиях негативного развития ситуации на автомобильном рынке в 2021 году». По информации «Автостата», ранее АвтоВАЗ планировал ввести неполную 4-часовую рабочую неделю с 31 августа текущего года, но отказался от этой идеи. Причины: обеспеченность предприятия заказами на новые автомобили в рамках программ опережающих госзакупок, принятых по инициативе Минпромторга и по решению президента России, рост корпоративных продаж, а также начало восстановления спроса на автомобильном рынке.