Факторинг как фактор

Ирина Перечнева
12 октября 2020, 00:00

Факторинг вышел из острой фазы кризиса с умеренным сокращением. Благодаря специфике и технологичности продукта участники рынка смогли заместить банковское финансирование в ряде отраслей и найти новые драйверы

В доковидные времена рынок факторинга прирастал в России ежегодно на треть. Бизнес на практике оценивал преимущества сервиса: для некоторых отраслей и категорий хозяйствующих субъектов финансирование под уступку дебиторской задолженности оказалось предпочтительнее кредита.

— Основной плюс факторинга — меньшее количество предоставляемых документов, но главная привлекательность — в отсутствии требования залога. Клиент предоставляет право денежного требования, а не какой-либо материальный актив, — рассказывает преподаватель кафедры «Банковское дело» Университета «Синергия» Антон Рогачевский. И эта характеристика перевешивала более высокую стоимость услуги по сравнению с кредитом: разница в цене, как правило, составляла 1 — 3%.

Пандемия как тормоз…

Во втором квартале этого года факто?ры, по расчетам агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР), выплатили клиентам 714 млрд рублей, что всего на 2% выше значений аналогичного периода прошлого года. При этом в сравнении с благополучным первым кварталом объем финансирования сократился на 9%. Совокупный факторинговый портфель на 1 июля 2020 года вырос с 557 млрд рублей до 674 млрд рублей, то есть на 21% год к году, но в сравнении с данными на 1 апреля — сжался на 6%. «Сокращение портфеля именно во втором квартале зафиксировано впервые за всю историю наблюдений российского рынка факторинга, то есть с третьего квартала 2009 года, — отмечается в исследовании НКР. — Сокращение портфеля связано с сезонным спадом, последствиями карантинных мер и снижением экономической активности. В итоге с начала 2020 года совокупный портфель российских факто?ров уменьшился на 17%».

Генеральный директор компании «Открытие Факторинг» Артем Дуров объясняет торможение сектора новыми проблемами у клиентов, вызванными нарушениями цепочек поставок и снижением деловой активности:

— В прошедшем полугодии мы фиксировали как удлинение срока отсрочек в ряде отраслей, так и спад продаж, изменение каналов дистрибуции, выход на новые рынки. Все это говорит о том, что отрасли подстраиваются под новую реальность.

— Наблюдалась некоторая просадка пот­ребления, но сильно обороты не упали, — оптимистичен генеральный директор компании «Факторинг Плюс» Виктор Вернов. — Спад компенсировался резкими скачками спроса на специфические товары, такие как средства индивидуальной защиты. Для компаний-поставщиков, которые хотели удовлетворить незапланированный спрос, факторинг был удачным решением: банковские структуры этой весной заморозили выдачи финансирования, опасаясь дефолтов. Во время карантина цикл согласования сделок на финансирование факторинга тоже удлинился, тем не менее договоры заключались, и спрос на услугу факторинга у МСБ был достаточно активным.

Исследование НКР также указывает на изменение во время карантина отраслевой структуры факторингового портфеля. В первом полугодии-2020 только в двух из десяти ведущих отраслей он увеличился, в остальных наблюдались стагнация или сокращение. Год назад по темпам роста портфеля лидировали химическая промышленность, торговля электроникой и продуктами питания. Все они показали существенный спад по итогам первого полугодия к началу года: первые две просели на 37% каждая, третья — на 73%. Значительное сокращение портфелей наблюдалось также в металлургии (на 31%), сфере услуг (на 46%) и торговле алкогольными напитками (на 34%).

По мнению авторов исследования, снижение объемов факторингового финансирования в ряде отраслей обусловлено резким спадом деловой активности и внешнего спроса, а также введением карантинных ограничений и последовавшими закрытиями торговых точек и производств.

Не сдается только добыча полезных ископаемых. Этот сектор традиционно является лидером по объему факторинга. И во втором квартале портфель здесь вырос на 30%, а по сравнению с серединой прошлого года — на 51%. В совокупном факторинговом портфеле доля добывающих отраслей увеличилась за январь — июнь с 13% до 17%. «Но рост во многом определяется отдельными крупными сделками, и динамика может быть подвержена существенной волатильности, — отмечают аналитики агентства. — Более 90% факторингового портфеля в добыче полезных ископаемых формируют лишь два фактора, число клиентов которых на начало июля немногим превышало четыре десятка».

Как мы уже отмечали, в целом за второе полугодие совокупный факторинговый портфель с учетом сделок в добывающих отраслях сократился на 17%, без сделок с компаниями этого сектора — на 23%.

… и активатор роста

Более сильной просадки удалось избежать благодаря активности в нескольких секторах. Так, в торговле автотранспортными средствами факторинговый портфель увеличился на 43%. По мнению авторов исследования, причинами мог стать ажиотажный спрос на легковые автомобили, наблюдавшийся в марте 2020 года на фоне обесценения рубля, а также стремление дилеров монетизировать дебиторскую задолженность из-за возросшей неопределенности в экономике. Дополнительные источники динамики — активные закупки автотранспорта и спецтехники для скорой помощи и строительства больниц.

Среди других отраслей, показавших высокие темпы роста на рынке факторинга, — текстильное и швейное производство, производство алкогольной продукции, фармацевтических препаратов и медтехники. Так, портфель текстильных предприятий увеличился на 187%, производителей алкоголя — на 87%, лекарств и медтехники — на 72%. Авторы исследования связывают эти показатели с ростом спроса на антисептики, медицинские средства защиты и лекарства.

Общий тренд подтверждают и данные отдельных игроков рынка. Так, по словам Артема Дурова, в его компании традиционно более 50% портфеля формируется за счет финансирования контрактов, заключенных поставщиками и подрядчиками нефтяной отрасли, промышленности, ритейла и телекома:

— В первом полугодии 2020 года спрос на факторинг сохранился и показал положительную динамику. При этом существенно выросло финансирование поставок в E-commerce и агропромышленном секторе. Кроме того, появились новые клиенты в энергетической отрасли, промышленности, нефтегазовом секторе, ранее не использовавшие факторинг. С их стороны имеется спрос на комплексные программы финансирования поставщиков.

По словам заместителя председателя правления Vestabank Алексея Федорова, спрос на факторинг восстанавливается прежде всего в сегменте продовольственного ритейла (потребители активно покупали товары первой необходимости), при этом непродовольственный ритейл показал существенный спад:

— В нашем портфеле значительную долю занимает первая категория клиентов, в связи с чем у нас наблюдается небольшой рост объема сделок. Однако нельзя исключить новый спад в случае второй волны и введения новых ограничительных мер.

По данным Виктора Вернова, в его компании традиционно основную долю портфеля составляет ритейл (около половины всего объема), пищевая промышленность — 27%, фармацевтика — 16%, на сегменты мебели и товаров для дома, одежды и обуви, «сделай сам» (do it yourself, DIY) приходится по 5 — 6%, на металлургию и промышленные производства — около 4%. Причем, по его словам, «в первом полугодии увеличилась доля фармацевтической отрасли, которую факторинг поддержал больше, чем классическое кредитование. Достаточно уверенный рост наблюдался в торгово-производственном секторе, особенно в пищевой промышленности».

Перспективы…

Аналитики НКР считают, что факторинговый рынок успешно пережил острую фазу кризиса с умеренным сокращением бизнеса ключевых игроков: «По мере восстановления экономической активности в отдельных отраслях, в частности в торговле

бытовой техникой и электроникой, алкогольной продукцией, мы ожидаем увеличения спроса на факторинг по итогам третьего-четвертого кварталов. Вместе с тем с учетом действующих ограничений добычи нефти, падения спроса на газ и снижения цен на уголь устойчивость спроса на факторинг в добывающей промышленности останется под вопросом».

НКР сохраняет базовый прогноз динамики российского рынка факторинга в 2020 году, предполагающий рост объемов выплаченного финансирования на 10% (в 2019 году было 19%). При этом реализацию

негативного сценария и снижение рынка на 10% по сравнению с 2019 годом НКР считает маловероятными с учетом текущей ситуации с распространением COVID-19. Прогноз не учитывает потенциальное влияние крупных сделок, которые могут оказать существенное позитивное или негативное воздействие на годовую динамику рынка факторинга.

Оценки перспектив завершения года между тем расходятся. Алексей Федоров не ожидает существенного роста совокупного портфеля, который участники рынка закладывали до начала пандемии:

— События второго квартала внесли свои коррективы и практически «съели» весь будущий рост. В лучшем случае мы увидим показатели прошлого года. Мы сохранили планы роста, предусмотренные изначально.

Артем Дуров полагает, учитывая тенденции прошедшего периода и прогнозы общего экономического развития, что рынок факторинга покажет рост на уровне 10% по отношению к результатам прошлого года.

Виктор Вернов более оптимистичен:

— Мы прогнозируем положительную динамику рынка. В прошлые годы факторинг рос на 30%, в этом году вырастет еще на 15 — 20%. На фоне других сегментов это очень хорошие показатели.

Антон Рогачевский считает, что, несмотря на некоторое замедление в 2019 году, факторинговый портфель демонстрирует больший рост по отношению к другим сегментам финансирования: «Рассматривая текущее состояние рынка факторинга можно даже говорить о портфеле более 1 трлн рублей к концу этого года».

…и как их достичь

Многое зависит от того, как участники рынка используют внутренние резервы для повышения конкурентоспособности продуктов факторинга.

Артем Дуров полагает, что важно повышать доступность услуг факторинга для широкого круга поставщиков и дебиторов, в том числе развивать сервисы онлайн-факторинга: «Мы постоянно дорабатываем и улучшаем платформенное решение, предоставляя возможности онлайн-финансирования вне зависимости от географии и размера бизнеса наших клиентов. Кроме того, мы также видим возможности в расширении сотрудничества со сторонними платформенными решениями».

— Наша отрасль воспользовалась волной диджитализации, — рассказывает Виктор Вернов. — Если раньше для заключения сделки клиенту нужно было привезти оригиналы документов для проверки на них всех подписей и печатей, то теперь есть электронный документооборот и цифровая подпись, а это значительно ускоряет все процессы. При этом открытые источники информации о тендерах позволяют смотреть истории закупок у разных компаний и делать им индивидуальные предложения. Сейчас на рынке факторинга есть два типа компаний: те, кто занимаются крупным корпоративным финансированием, и те, кто работают на массовый спрос малого и среднего бизнеса. У вторых большие перспективы, потому что продукт относительно недорогой, и можно много заработать за счет массовости спроса.

По мнению Алексея Федорова, следует поддерживать главное преимущество факторинга — гибкость, эффект дает и стратегия клиентоориентированности:

— В последние месяцы у некоторых наших дебиторов возникли трудности с выполнением текущих обязательств. Мы пошли им навстречу, поскольку прекрасно понимаем ситуацию в экономике и положение дел на рынке. Важно, что ни один из наших дебиторов не вышел в дефолт. В данный момент мы не видим предпосылок к ухудшению качества нашего портфеля.

Ключевым фактором конкурентоспособности остается улучшение сервиса, уверен Виктор Вернов:

— Сейчас любой клиент получает все быстро и оперативно, у него есть персональный менеджер для решения всех вопросов. Помимо общего сервиса, мы много инвестируем в разработку интуитивно понятных интерфейсов. Упрощая процесс финансирования поставщиков, мы расширяем клиентский пул, что подтверждается достаточно высоким уровнем измеряемого нами показателя клиентской лояльности NPS (Net Promoter Score) — 84%. Это один из лучших показателей на рынке для оценки качества предоставляемого компанией сервиса обслуживания. Для нас он не менее важен, чем любые другие показатели доходности бизнеса в целом, несмотря на тот факт, что в настоящее время на рынке доминирует конкурентная борьба только за счет ценообразования. Факторинг от классического кредитования в первую очередь отличает то, что мы можем удовлетворить потребность даже маленькой компании, это простой инструмент пополнения оборотных средств. Для МСБ важен быстрый ответ, смогут ли они получить финансирование.

По оценкам Ассоциации факторинговых компаний, это направление рынка растет примерно на 20% каждый год. К концу 2020 года объем рынка факторинга в России достигнет 3 трлн рублей. По мнению руководителя Абсолют Банка в Екатеринбурге Светланы Ковалевой, есть все основания для значительного увеличения доли цифрового факторинга: «По нашим расчетам, объем портфеля “Абсолют Факторинга” к концу 2021 года достигнет 30 — 35 млрд рублей».