Минобр проанализировал готовность вузов к организации образовательного процесса в условиях COVID-19. «В этом году не только наши вузы, но и вся мировая система образования впервые столкнулась с беспрецедентной ситуацией. В одночасье возникли непреодолимые препятствия для реализации той модели образования, по которой университеты жили и работали веками. Еще несколько лет назад это означало бы только одно: полное прекращение работы вузов на несколько месяцев. И надо сказать, что в марте, когда принимались соответствующие решения, такие предложения звучали. Однако всесторонне обсудив ситуацию с профессиональным сообществом, министерство все же рекомендовало всем вузам перейти на дистанционный режим работы», — рассказали в ведомстве.
По словам главы Миннауки Валерия Фалькова, дистант стал настоящим стресс-тестом для всей системы высшего образования:
— Первые недели все без исключения вузы испытывали трудности. Многие оказались по-настоящему в чрезвычайной ситуации. Сложнее других было вузам технического, медицинского и творческого профилей. Но благодаря взаимодействию вузов между собой, а также с министерством, был налажен поиск решений, регулярный обмен лучшими практиками. Конечно, не все процессы в новых условиях функционировали с прежней эффективностью, и за это достаточно справедливо критиковали вузы, но надо признать, что система высшего образования в тот важный момент не вышла из равновесия. Один простой пример: без предварительной подготовки в сжатые сроки в удаленный формат было переведено более миллиона дисциплин, включая лекционные и семинарские занятия. При этом абсолютное большинство курсов были проведены в срок и не перенесены на другие семестры. Случаи полной остановки обучения были скорее исключением из общей практики.
По словам председателя комитета по образованию и науке Госдумы Вячеслава Никонова, вузы при организации дистанционного обучения используют зарубежные платформы — Skype, Zoom: «Национальные платформы есть, но они слабее. Нам нужна своя собственная, большая образовательная платформа». Он же обратил внимание на низкие темпы исполнения нацпроекта «Образование» в части цифровизации — 9% (по данным Счетной палаты).
К мониторингу состояния высшей школы также подключились ведущие университеты. Так, НИУ ВШЭ и его партнеры опросили более 35 тыс. студентов и проанализировали цифровую инфраструктуру 90% вузов. Вышка подготовила доклад, авторы которого утверждают, что «стресс-тест» вузы сдали: этому помогли оперативная мобилизация, расширение горизонтальных связей и поддержка Минобрнауки. Вместе с тем пандемия, по мнению экспертов, выявила чрезмерную негибкость образовательного процесса. Цифровых инструментов и ресурсов, методических решений пока недостаточно, чтобы комбинированный формат учебы был комфортным для студентов и преподавателей. Требуются доказательные исследования того, как работают новые технологии, а вузовские педагоги нуждаются в повышении квалификации. Нужно трансформировать и управление университетами — расширять полномочия наблюдательных советов и менять подходы контрольно-надзорных органов.
— Полученный опыт создал «окно возможностей» для следующего шага развития высшего образования. Он продемонстрировал, что есть проблемы и задачи, которые не могут быть решены без цифровых технологий. Большинство преподавателей и студентов показали, что способны работать в новом режиме. Однако всем очевидны его ограничения, — заключают авторы доклада.
В Минобрнауки с выводами экспертов согласны: «Во-первых, стало понятно, что инфраструктура вузов оказалась не вполне готова к полному переводу учебного процесса в онлайн. Во-вторых, эффективное использование информационных технологий требует особых навыков и знаний у преподавателей, особой организации учебного процесса. Поэтому стало необходимо создание системы мотивации педагогов, которая активно включается в проектирование использования новых цифровых ресурсов и практик. Наконец, ситуация показала самое главное — ряд важнейших процессов университетской жизни невозможно перенести в виртуальное пространство. Стало очевидно, что полная реализация программ высшего образования в дистанционном формате невозможна».
По мнению Валерия Фалькова, дистанционное образование нельзя сравнивать с традиционным, тем более предлагать его в качестве единственной альтернативы: «Ни в коем случае не должна речь идти о полной замене одной системы на другую».
Тем не менее в министерстве результат онлайн-работы оценивают позитивно:
«В университетах организованно прошла государственная итоговая аттестация, в новом формате прошли государственные экзамены, состоялись защиты выпускных квалификационных работ. Несмотря на беспрецедентные условия обучения, дипломы о высшем образовании в 2020 году получили 550?тыс. студентов очной формы обучения. Приемная кампания проходила с рядом особенностей. В первую очередь это касалось сроков приема, в этом году они были существенно сдвинуты. Вузы за 20 дней осуществили ту работу, которую раньше делали за полтора месяца. Более 20 тыс. выпускников школ воспользовались сервисом «Поступление в вуз онлайн». На очную форму бакалавриата, специалитета и магистратуры зачислено 620 тыс. студентов. На конец сентября 719 вузов из 724 открыли свои двери для студентов».
По словам Валерия Фалькова, средний балл ЕГЭ во многих региональных вузах заметно повысился: «Существенное влияние на ситуацию с миграцией внутри страны, а это один из болевых вопросов, который мы обсуждаем уже много-много лет, оказало распределение бюджетных мест в регионы в сторону их увеличения. И, конечно, в связи с тем, что была ограничена мобильность, с одной стороны, внутри страны, за рубеж, с другой стороны, было увеличено количество бюджетных мест в регионах, мы констатируем, что большинство из тех, кто ранее принял бы другое решение, в этом году поступили на бюджетные места в региональные вузы».