Севморпуть будет привлекательным для грузоотправителей

26 октября 2020, 00:00

Возможность безопасной навигации по Восточному маршруту Северного морского пути (СМП) с мая по январь подтверждена осуществлением в этом году сверхранних рейсов из порта Сабетта на Ямале в Китай (в мае — июне), следующая задача — обеспечение круглогодичной навигации в восточном секторе Арктики. Об этом сообщил председатель правления Новатэка Леонид Михельсон на совещании по вопросам развития СМП в правительстве России.

— В этом году будет поставлен рекорд по прохождению грузов по Северному морскому пути — 31 — 32 млн тонн, из них 22 миллиона — это грузы проекта «Ямал СПГ» и строящегося проекта «Арктика СПГ-2». За развитие инфраструктуры СМП у нас сегодня отвечает Росатом, и в соответствии с принятым графиком реализует проект по развитию порта Сабетта и подходного канала. Все работы обеспечены финансированием и ведутся по графику, даже с небольшим опережением, — отметил Леонид Михельсон.

По его словам, проекты Новатэка также реализуются по утвержденному графику несмотря на ситуацию с пандемией. Стратегия компании предусматривает производство на территории Ямала и Гыдана до 70 млн тонн сжиженного природного газа к 2030 году. «Новые технологии строительства линий СПГ на основаниях гравитационного типа и дальнейшее развитие СМП позволяют закрепить за Россией, обладающей уникальной сырьевой базой в Арктике, значительную долю мирового рынка СПГ. Прежде всего это страны АТР. Для этого нам надо добиться конкурентоспособной стоимости транспортировки на растущий азиатский рынок», — добавил глава Новатэка.

Основной расчет - на сжиженный природный газ из ЯНАО 006_expert_ural_44.jpg
Основной расчет - на сжиженный природный газ из ЯНАО

Отметим, что на Ямале в рамках федерального концессионного соглашения реализуется проект строительства Северного широтного хода (СШХ). На данном этапе получено положительное заключение государственной экспертизы на проект моста через реку Обь — он станет одним из ключевых элементов СШХ. Продолжением Северного широтного хода должна стать железнодорожная ветка Бованенково — Сабетта, или СШХ-2, которая обеспечит прямой выход грузов к морскому порту. Реализация проектов СШХ и СШХ-2 позволит сделать Сабетту самым восточным портом на трассе Севморпути с подведенной железной дорогой и значительно увеличить грузопоток на СМП.

— Согласно оценке правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, дополнительный объем перевалки жидких углеводородов в морском порту Сабетта в случае реализации СШХ-2 может составить 2,4 млн тонн к 2024 году с дальнейшим ростом в последующие годы. Наращивание транспортной инфраструктуры на Ямале обеспечит логистическую связь с Сабеттой. Мультимодальные перевозки с использованием нескольких видов транспорта и выходом на Северный морской путь — могут оказаться выгодной схемой для грузоотправителей, — считает зампредседателя Государственной комиссии по развитию Арктики, спецпредставитель госкорпорации Росатом по вопросам развития Арктики Владимир Панов.