Отдых, который нам подморозили

Павел Кобер
9 ноября 2020, 00:00

Уральских туристов ограничения по вылету за границу точно не остановят. Мы все равно получим свою порцию впечатлений, хотя и не таких теплых

АНДРЕЙ ПОРУБОВ
Читайте Monocle.ru в

Есть на Руси такая традиция — каждый год с началом ноября приступать к планированию отдыха на затяжные новогодние праздники. Занятие это только на первый взгляд может показаться праздным в прямом смысле. Провести зимнюю десятидневку на теплом морском побережье, на горнолыжном курорте, в лечебном профилактории или остаться дома, ограничившись кухонными разговорами, — вопрос в чем-то экзистенциальный и даже нациеобразующий. А его нерешенность способна свалить любое правительство.

Копакабана по барабану

Ограничительные меры, принимаемые в ковидный год, сократили для россиян выбор вариантов отдыха значительно, но для уральцев — еще значительнее. До пандемии в качестве зимних туров многие уральские туристы традиционно выбирали три основных направления.

Первое — путешествие по европейским столицам, к которым можно отнести также Москву и Санкт-Петербург. В предыдущие годы наши земляки проявляли огромный интерес к Праге, Вене, Парижу, Риму, Берлину и другим красивейшим, богатым на историю и развлечения городам Европы.

Второе направление — теплые морские побережья стран Юго-Восточной Азии (Таиланд, Вьетнам, Индонезия), Объединенных Арабских Эмиратов, Шри-Ланки, отчасти Турции и Египта.

Третья группа зимних туров — в чистом виде горнолыжка, как российская (преимущественно Краснодарский край и российские республики Северного Кавказа), так и международная (в основном центральная и восточная Европа).

— Но теперь мы понимаем, что Европы нет, и открытие границ с нею до Нового года даже не прогнозируется. Нет и Юго-Восточной Азии, а есть очень слабо лимитированные Эмираты, — взвешивает перспективы исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев. — Ситуация по зарубежным направлениям абсолютно непредсказуема. Мы видим, что в настоящее время происходит ужесточение ограничительных мер. Возможно, в ноябре это все пойдет на спад, но пока наши европейские коллеги, с которыми мы находимся в постоянном контакте, ничем нас порадовать не могут. Как наша, так и зарубежная туристическая отрасль находится в крайне сложном положении. Это касается не только туроператорских и турагентских компаний, но и предприятий гостиничного хозяйства, авиакомпаний, экскурсоводов, переводчиков.

Отдельно следует упомянуть Турцию, остающейся для россиян наиболее массовым зарубежным направлением, причем пока еще открытым. Согласно рейтингу самых популярных курортных направлений и регионов отдыха российских туристов в бархатный сезон 2020 года, составленному порталом ТурСтат, Турция разместилась на третьей позиции. В сентябре эту страну посетили 517 тыс. россиян, а с начала этого года — более миллиона. Самым популярным турецким курортом предсказуемо оказалась Анталья (вообще более половины туристов в Анталье в сентябре-2020 приехали из России). В рейтинге ТурСтата турецкое направление в бархатный сезон смогли потеснить лишь Краснодарский край (более 3 млн туристов за сентябрь, преимущественно в Сочи, Анапе и Геленджике) и Крым (1,1 миллиона, это на 60% больше, чем в сентябре 2019 года, самые популярные курорты — Ялта, Алушта и Евпатория).

Но для Турции существенную роль всегда играл сезонный фактор: ее курорты привлекательны для отдыха только с мая по октябрь.

— По зимнему отдыху в Турции возможны два диаметрально различных сценария, — прогнозирует Михаил Мальцев. — Первый — ухудшение ситуации (не важно, эпидемиологической или политической), следствием чего может стать сокращение авиасообщения между нашими странами. К тому же отсутствие до сих пор возможности вылететь в Турцию напрямую из Кольцово в разы сокращает интерес уральцев к этому направлению. В таком случае наши немногочисленные туристы будут летать туда через Москву, Казань или Ростов. Второй сценарий — эпидемиологическая ситуация у нас и в Турции улучшается, а екатеринбургский аэропорт включается в правительственный список для выполнения международных рейсов. Тогда возрастет интерес к этому направлению со стороны уральских туристов. Но важно понимать, что Турция никогда не пользовалась в зимний сезон ажиотажным спросом, поэтому туроператоры обычно к зиме планово сокращали туда количество вылетов. То есть в любом из возможных сценариев Турция не станет для россиян альтернативой массового зимнего отдыха. Точно так же как Мальдивы и ОАЭ. Эти направления — капля в море, они расширяют ассортимент туроператоров, но фактически не имеют отношения к массовому туризму.

На момент подготовки номера в печать въезд с территории Российской Федерации был разрешен только в 15 иностранных государств: Абхазию, Белоруссию, Великобританию, Египет, Казахстан, Киргизию, Кубу, Мальдивы, ОАЭ, Сербию, Танзанию, Турцию, Швейцарию, Южную Корею и Японию. При этом страны, пользовавшиеся наибольшей популярностью у россиян для зимнего отдыха, — Таиланд, Вьетнам и Шри-Ланка — пока закрыты для иностранных туристов.

Уфимский прорыв

Дополнительные сложности при планировании заграничного отдыха этой зимой уральцам создает сохраняющийся запрет на выполнение международных рейсов из аэропорта Кольцово. Более того, практически до самого конца октября ни одна из авиагаваней Урала и Западной Сибири не была включена в список аэропортов, откуда разрешены вылеты за границу. Лишь с 27 октября решением правительства РФ возобновлено выполнение международных рейсов из аэропорта Уфы. Сразу же после этого было заявлено, что авиакомпания Royal Flight приступает к выполнению чартерных рейсов самолетами Boeing 767-300 по маршруту Уфа — Танзания с 15 ноября 2020 года до 27 марта 2021 года. Также из столицы Башкирии в Танзанию с 27 ноября по 27 марта туристов будет перево­зить бортами Boeing 767-300 авиакомпания Azur Air. Время в пути от Уфы до Танзании — около 9 часов 30 минут.

Кроме того, авиакомпании Nordwind и «Победа» приступают к выполнению самолетами Boeing 737-800 регулярных рейсов из Уфы в Стамбул трижды в неделю с 16 и 20 ноября соответственно.

При этом совершенно понятно, что основная часть уральских туристов, пожелавших этой зимой отдохнуть за границей, воспользуются скорее услугами не уфимского, а московских или ростовского аэропортов, с которыми давно налажены удобные стыковки из Кольцово.

Сам же аэропорт Екатеринбурга, являющийся крупнейшим региональным авиа­хабом страны (в 2019 году здесь обслужено 6,36 млн пассажиров, в том числе свыше 2 миллионов — на международных рейсах), пока остается в пролете. Это по меньшей мере странно и никак не может объясняться эпидемиологической ситуацией.

— Я не вижу, чтобы Екатеринбург как-то выделялся среди других городов по статистике заболевших, — цитирует Profi.travel главного редактора портала avia.ru Романа Гусарова. — Возможно, это решение связано с компаниями, которые владеют авиаузлами. Но даже с этой точки зрения Кольцово выглядит предпочтительнее аэропорта Курумоч, который тоже входит в «Аэропорты регионов». Пассажиропоток Самары существенно уступает столице Урала. Плюс в Екатеринбурге базируются «Уральские авиалинии», и это решение не дает им возможности полноценно летать за границу. Это несправедливо.

Напомним, в холдинг «Аэропорты регионов» входят международные аэропорты Кольцово (Екатеринбург), Курумоч (Самара), Стригино (Нижний Новгород), Платов (Ростов-на-Дону) и Гагарин (Саратов), а также аэропорты в Новом Уренгое и Петропавловске-Камчатском.

В октябре глава холдинга «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский сообщил журналистам, что международные авиарейсы из Екатеринбурга в ближайшее время возобновлены не будут: «Я знаю, что и мы, и “Уральские авиалинии”, и губернатор Свердловской области предпринимают ряд усилий, направленных на открытие международного сообщения. Тем не менее, с учетом мнения Роспотребнадзора и общей эпидемиологической ситуации, насколько я знаю, такое решение не принято».

По мнению Михаила Мальцева, отсутствие положительного результата по аэропорту Кольцово ставит вопрос об уровне лоббистского ресурса руководства Свердловской области:

— Нам абсолютно точно известно, что открытию авиационных ворот в региональных центрах предшествует кропотливая работа руководителей субъектов федерации. Существует федеральный штаб, на котором нужно представить свои аргументы, вести переговоры и лоббировать интересы своего региона и своей воздушной гавани. Видимо, здесь наши усилия недостаточно активны либо недостаточно продуктивны.

На официальный запрос нашего издания в департамент информационной политики Свердловской области о том, какие действия предпринимает руководство региона для вынесения правительством РФ решения об открытии международного авиасообщения в аэропорту Кольцово, ответ мы не получили.

Россию — в массы

Специфика предстоящего зимнего туристического сезона — в его абсолютной непредсказуемости. Представители турбизнеса признаются, что пока не видят четкой картины того, какие страны будут открыты зимой и с какими ограничениями придется столкнуться в российских регионах в части работы аэропортов, гостиниц и системы общепита. Из-за этой неопределенности изменились не только подходы тур­операторов, но и психология потребителей.

— Поскольку потенциальные туристы не имеют ответов на большую часть вопросов, как и мы, они предпочитают не осуществлять раннее бронирование, а приобретать туры уже по факту. Соответственно глубина продаж — где-то семь-десять дней. Это сейчас нормальное явление, — с сожалением отмечает Михаил Мальцев. — Мы вынуждены констатировать снижение потребительской активности. Связываем это со снижением уровня дохода и резким сокращением ассортимента по понятным причинам, а также с опасениями заражения коронавирусом. То есть отталкиваться приходится от этих обстоятельств.

Какую политику в таких условиях выстраивают туроператоры? Те из них, кто специализировался на турах по России, укрепляют позиции. Для компаний, работавших на зарубежных направлениях, начинать сейчас конкурировать с первыми и с нуля обкатывать отечественные места отдыха смысла особого не имеет. У них главная задача — перезимовать, чтобы начать работу при возможном снятии ограничений на заграничные поездки к весенне-летнему сезону 2021 года. Конечно, на их сайтах можно увидеть и предложения в том числе по российским регионам, но эти программы создаются лишь для расширения ассортимента, объемы их реализации более чем скромные. Делается это для того, чтобы не отправлять сотрудников в вынужденные отпуска и для вероятного получения определенных дотаций со стороны государства. Фактически же российские программы успешно — массово и с весомой прибылью — реализует лишь небольшая часть туроператоров.

В части развития внутрироссийского туризма в ковидный год большую поддержку оказывает государственная программа стимулирования внутренних туристических поездок (так называемый «туристический кешбек»), по которой туристы могут вернуть часть потраченных на отпуск денег. Акция стартовала летом. По данным туроператоров, в августе возможностью получить кешбэк воспользовались порядка 70 тыс. человек. Однако окно продаж было небольшим, среди участников оказались только крупные объекты размещения, не включались программы выходного дня. На втором этапе учли пожелания туристов и бизнеса и внесли изменения в программу кешбэка. А с учетом того, что зимние каникулы в нашей стране длинные и многие россияне стараются в это время куда-то поехать на Новый год всей семьей, акцию продлили до 10 января 2021 года.

— Мы не только расширили окно продаж, но и сделали условия участия более гибкими, удобными и доступными для наших граждан, учли пожелания туристов, — рассказала глава Ростуризма Зарина Догузова. — Теперь в программе участвуют поездки от двух ночей, и можно отправляться в короткие путешествия на выходные. Мы убрали требование по минимальной стоимости тура или проживания, необходимое для получения кешбэка. Теперь возврат в размере 20% распространяется на туры любой стоимости, а максимальный размер возврата увеличен до 20 тыс. рублей.

В начале второго этапа программы стимулирования внутренних туристических поездок с 15 октября туроператоры и отели отметили значительный рост бронирований. За первую неделю было приобретено туров с кешбэком на 870 млн рублей. Средний чек поездки по стране составил 38 тыс. рублей.

— Уникальность программы туристического кешбэка в том, что она решает одновременно несколько важных социальных и экономических задач. Ключевое — повышение доступности путешествий по стране для наших граждан. Сегодня все желающие могут принять участие в программе и выбрать сотни доступных направлений и видов отдыха, впервые получив за отдых возврат денежных средств напрямую от государства. Для бизнеса участие в программе — это возможность повысить загрузку в межсезонье, и мы видим, что участники программы решают эту задачу и повышают экономику своего бизнеса. Помимо этого, при помощи программы мы вместе с туроператорами и регионами открываем совершенно новые направления для путешествий, в целом повышая привлекательность внутреннего туризма для наших граждан, — заявила Зарина Догузова.

Впрочем, основной выигрыш от госпрограммы вполне прогнозируемо получили четыре-пять регионов и городов, пользовавшихся и без того повышенным интересом туристов: Краснодарский и Ставропольский края (загрузка на всю осень 2020 года здесь прогнозируется на уровне не менее 70%, что в среднем в полтора-два раза больше, чем в предыдущие годы), Крым, Санкт-Петербург, Москва. По данным крупных агрегаторов, участвующих в программе, туристы также активно бронируют такие нетрадиционные для осени направления, как Карелия, Алтай, Московская и Ленинградская области. Самые необычные туры на осень и зиму продаются в Великий Устюг, куда впервые за много лет запускаются чартеры, а также на Русский Север — с погружением в этнику Заполярья. Повышенным спросом пользуются оздоровительные туры в санатории, а также отдых на горячих источниках в Тюменской области, Кавказских Минеральных Водах, на Байкале и Камчатке.

В Ростуризме отмечают, что большинство туров приобретено на ближайшие недели, это связано с коротким плечом бронирований. Туристы принимают решение о поездке в среднем за 12 дней до старта путешествия (на первом этапе программы этот показатель составлял 35 дней). По прогнозу участников рынка, в первой половине ноября россияне начнут активнее бронировать зимние направления для путешествий, включая горнолыжные курорты, а также отдых на новогодние праздники.

Помимо туристической привлекательности того или иного российского региона возможность отдыха на его территории во многом определяется транспортной доступностью и наличием прямых авиарейсов. С этой позиции для уральских туристов открылся достаточно широкий выбор. Как сообщили в пресс-службе Кольцово, в условиях отсутствия международного авиасообщения главной особенностью наступающей зимы станет обилие внутрироссийских направлений — в осенне-зимнем расписании запланировано выполнение из Екатеринбурга регулярных рейсов в 47 городов нашей страны. В новом сезоне уральским пассажирам традиционно будут доступны прямые перелеты в регионы европейской части России, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Перевозчик Red Wings, который приступил к созданию транзитного хаба в уральской столице, начал выполнять рейсы по девяти региональным маршрутам — в Волгоград, Воронеж, Нижний Новгород, Саратов, Новосибирск, Кемерово, Махачкалу, Оренбург и Ноябрьск. Авиакомпания «Уральские авиалинии» традиционно предлагает полеты по востребованным магистральным направлениям. На сегодняшний день авиаперевозчик единственный выполняет полеты из Екатеринбурга в Восточную Сибирь и на Дальний Восток — в Благовещенск, Владивосток, Иркутск, Красноярск, Хабаровск и Читу. Остаются в расписании и российские курорты Краснодарского края, Крыма, Ставрополья и Алтая. Так, в Сочи будет выполняться до 16 рейсов в неделю силами трех авиакомпаний, в Симферополь — до семи рейсов в неделю. До трех рейсов еженедельно запланировано к выполнению в Минеральные Воды, еще два рейса — в Горно-Алтайск. Несмотря на закрытие международного авиасообщения из Екатеринбурга, из Кольцово по-прежнему можно улететь транзитными рейсами за рубеж через Ростов-на-Дону, Самару и Казань силами авиакомпаний Azur Air, SmartAvia, Red Wings и Royal Flight.

С 1 августа за три месяца на таких рейсах перевезено свыше 50 тыс. пассажиров.

— Мы исходим из тех возможностей, которые сегодня предоставляет Кольцово. Это прямые вылеты и дотационные маршруты. И здесь мы хорошо сумеем поработать, — считает Михаил Мальцев. — По российским городам есть ряд очень интересных программ. Главное, чтобы они реализовались в этих сложных условиях. Например, программа «Калуга — новогодняя столица России». У нас есть прямой дотационный перелет авиакомпании «РусЛайн» Екатеринбург — Калуга. Это будет новое интересное направление. Растет интерес уральцев к российским городам, с которыми у нас организовано прямое авиасообщение. Это новый вектор: мы узнаём Россию. За Калугой, я думаю, последуют в дальнейшем Владимир и другие города Золотого кольца, будем «осваивать» сибирские города, скажем, Томск и Новосибирск. Что касается горнолыжных направлений, то внутри России это дорогой и качественный Сочи и в целом Краснодарский край. Но растет интерес к Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, к курортам Северного Кавказа. У нас есть интересные перспективы взаимодействия через аэропорт Кавказских Минеральных Вод. К сожалению, Свердловская область не сделала никакого существенного шага в реализации намеченного грандиозного проекта «Гора Белая», к этому зимнему сезону не созданы средства размещения. Поэтому основной поток уральских горнолыжников традиционно устремится в соседние регионы — Челябинскую область и Башкирию.

Отметим, что туроператоры, работающие в Уральском регионе, практически не организуют чартеров по российским направлениям. Им вполне хватает удобных прямых авиарейсов, выполняемых из Кольцово на регулярной основе. Например, одна из компаний предлагает на регулярном маршруте достаточно экономичные пакетные туры из Екатеринбурга в Санкт-Петербург: отдых на двоих на пару-тройку ночей стоит всего около 15 тыс. рублей. Летом подобные туры осуществлялись в Калининград. По мнению экспертов рынка, такого рода действия туроператоров в сочетании с программой кешбэка существенно стимулируют развитие внутреннего туризма.