Красиво подъехали

Павел Кобер
14 декабря 2020, 00:00

Российские продажи новых грузовиков в целом сократились, но отечественные автопроизводители демонстрируют чудеса изворотливости, увеличивая свою долю на рынке

Источник: Автостат
Топ-10 марок грузовых автомобилей по объемам продаж на российском рынке
Читайте Monocle.ru в

КамАЗ первым в России начал предоставлять сервис грузового каршеринга — аренды самосвалов. Шеринг самосвалов включает те же опции, что и шеринг легкового автомобиля. Клиент может не беспокоиться об обслуживании и использовать грузовик как свой собственный. В стоимость аренды включено все, кроме топлива — автомобиль застрахован по ОСАГО и каско, проходит регулярное техническое обслуживание и замену расходников. Также доступна услуга аренды самосвала с водителем.

Как уточнили в пресс-службе автопроизводителя, взять в пользование грузовик можно на срок от одного дня до года. Автопарк доступных для аренды автомобилей состоит из современных самосвалов КамАЗ-65801 грузоподъемностью 32 тонны — одной из самых востребованных моделей в линейке продукции автогиганта. Машины предназначены для транспортировки различного рода сыпучих строительных, промышленных и иных грузов.

— Шеринг грузовых автомобилей — это альтернатива лизингу или классической аренде. Клиенту не нужно думать о сложной процедуре приобретения автомобиля, первоначальном платеже, о последующем содержании. Клиент арендует грузовик для решения краткосрочных бизнес-задач и платит только за это время, — пояснил основатель сервиса «Спецшеринг» КамАЗа Роберт Зайниев.

Сейчас сервис аренды самосвалов доступен бизнес-заказчикам в Казани и других городах Татарстана. В первом квартале 2021 года планируется запуск в Москве, далее — открытие в Санкт-Петербурге и Краснодаре.

КамАЗ удерживает позиции безусловного лидера на отечественном рынке продаж новых грузовиков, его доля — 38%. Самый продаваемый новый грузовик — КамАЗ-43118. По данным аналитического агентства «Автостат», за десять месяцев 2020 года в сравнении с тем же периодом прошлого года объем реализации новых грузовых автомобилей в России сократился на 7,4% до 58,5 тыс. единиц. При этом КамАЗ остался в плюсе, продав своих машин на символические 0,2% больше, чем год назад. Для сравнения — его ближайший конкурент ГАЗ за январь — октябрь текущего года сдулся на 20,1%, а лучшая среди иностранных марок шведская Scania сократила продажи на 6,9%.

Между тем наиболее сильный рывок в продажах за рассматриваемый период совершил автозавод «Урал» (Миасс Челябинской области) — плюс 25,8%. Благодаря этому автопроизводитель смог подняться в рейтинге наиболее продаваемых в России марок новых грузовиков с восьмой позиции в 2019 году на пятую. По данным, обнародованным на пресс-конференции генеральным директором АЗ «Урал» Павлом Яковлевым, текущий год предприятие заканчивает с перевыполнением бизнес-плана: это сборка около 8,3 тыс. автомобилей, значительная часть которых будет экспортирована. В планах автозавода на 2021 год — выпуск не менее 8,3 тыс. машин и вывод на рынок нового продукта — дорожного грузовика с бескапотной кабиной. Пока речь идет о самосвале 6x4 грузоподъемностью 21,2 тонны, но в дальнейшем появится и новая линейка бескапотных грузовиков с колесной формулой 6x4 и 8x4, полной массой от 26 до 48 тонн, с дизельным двигателем ЯМЗ и механической коробкой передач. Изначально для новинки предполагалось использовать современную покупную кабину MAN, однако из-за санкций «Уралу» пришлось использовать кабину Iveco TurboTech образца 1984 года, которую он сам выпускает по лицензии уже больше четверти века. В течение ближайших пяти лет АЗ «Урал» намерен нарастить выпуск автомобилей до 14 тыс. единиц в год.

Отметим, доля отгруженных на экспорт автомобилей «Урал» сегодня превышает 20% от общего объема реализуемой предприятием продукции. За последние три года уральские грузовики поставлялись в более чем 30 стран СНГ, Европы, Юго-Восточной Азии и других регионов мира.

Что касается перспектив отечественного рынка продаж новых грузовиков, то эксперты пока не видят предпосылок к его восстановлению, по крайней мере, до середины следующего года. По данным АСМАП, весной 2020 года объем внутрироссийских автоперевозок сократился почти на треть, а «международники» потеряли пятую часть от обычного количества заказов. Российские грузоперевозчики и транспортно-логистические компании из-за введенных в пандемию всевозможных ограничительных мер продолжают испытывать отток клиентов и грузов, что негативно сказывается на обновлении их парка автотранспорта. При этом существенно трансформируется и структура перевозок: часть грузов (преимущественно предназначенных на экспорт) перемещается с автомобильного на железнодорожный транспорт, а также с крупнотоннажных машин на малотоннажные — под «последнюю милю» (см. «Из кабины не выходить»). Падение в сегменте импортных грузовиков случилось в результате снижения спроса на магистральные тягачи, а это серьезный фактор, поскольку на долю данного транспорта приходится около 80% всех грузоперевозок. Еще одной причиной падения спроса на фуры специалисты называют отмену программы господдержки по лизингу авто, предусматривающей прямые скидки.

В условиях резкого сокращения доходов грузоперевозчики вместо обновления автопарка вынуждены ремонтировать имеющуюся технику и приобретать грузовики с пробегом (сегодня на один проданный новый грузовой автомобиль приходится реализация более трех подержанных). Идя навстречу транспортным компаниям, в сентябре этого года государство разрешило приобретать в лизинг подержанные грузовики при условии, что возраст машины не превышает семи лет, пробег составляет до 1 млн км, а количество собственников — не более четырех. Автопроизводители этому точно не обрадовались.